К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Это личное: privacy is dead, или как перестать беспокоиться по этому поводу и начать жить

Фото Angelos Tzortzinis / Bloomberg via Getty Images
Приватности больше не существует, а значит, всем нам пора научиться жить так, будто каждое наше действие и каждое слово может стать достоянием широкой общественности. Forbes Life объясняет, как это сделать.

Стать параноиком за один вечер

Всегда относился к людям, которые заклеивают скотчем веб-камеру на своих ноутбуках, примерно как к любителям творчества режиссера-документалиста Майкла Мура — подумаешь... мало ли у кого какие увлечения. Но недавно я никак не мог уснуть и вдруг понял, что меня раздражает — жужжание в комнате. Источником звуков оказался жесткий диск закрытого, но не выключенного ноутбука-трансформера. Проблемы с переходом устройства в режим сна при закрытии крышки наблюдались и раньше, но в этот раз было кое-что новое: тысячи фотографий, сделанных камерой ноутбука за последние пару часов. Совершенно черных, естественно: при закрытой-то крышке. И хотя у меня нет сомнений в том, что причиной своевольного поведения камеры оказалась какая-нибудь зажатая клавиша или проблема с ПО, я все равно задумался. А что, если все эти странные люди (нет, не поклонники Майкла Мура) были правы? И за нами действительно следят, хоть мы этого и не подозреваем?

Мы сами рассказываем о себе все

Смысл, который мы вкладываем в понятие privacy, с развитием технологий непрерывно меняется, расширяя границы личной жизни. И виноваты в этом прежде всего мы сами: именно мы выкладываем в публичный доступ информацию, делиться которой раньше нормальные люди постеснялись бы. Как выглядит ваш ребенок и где он проводит свободное время. Какой беспорядок творится в вашей квартире (это заметно на селфи). Интерьер туалета в офисе. Что вы ели на завтрак. С каким выражением лица курите после секса. Всеми этими данными вы делитесь с миром если не напрямую, то опосредованно (взять хотя бы историю, когда девушка раскрыла измену бойфренда благодаря его активности в игре Pokemon Go). Все, что вы выкладывали куда-либо, пусть даже на защищенный сервер известной американской компании где-нибудь в Алабаме, может стать достоянием общественности.

Это не считая нашумевшего сервиса Pronenumbers.to, содержащего мобильные номера, имена и домашние адреса миллионов жителей России. Причем внушительная часть этих данных, судя по всему, была собрана из общедоступных источников (например, телефонных номеров в социальных сетях). Логичный выход из ситуации: вести себя в повседневной жизни так, будто все, что ты скажешь или напишешь кому-нибудь, может стать публичным. Не врать, не обманывать подрядчиков, не флиртовать с незнакомками, будучи женатым, и так далее. Милый бред.

 

Если конфиденциальности нет, все дозволено

В декабре 2006 года еще мало кому известный Джулиан Ассанж опубликовал в своем блоге эссе Conspiacy as Governance, в котором заявил о заговоре западных политических партий против своего населения. Представьте, писал он, две тесно связанные и дополняющие друг друга Демократическая и Республиканская партии: если одна из них внезапно откажется от использования мобильных телефонов, факсов и электронной почты, за этим последует организационный ступор — и вторая выиграет.

Вот уже несколько месяцев Wikileaks ведет активную информационную борьбу против Демократической партии США, большими порциями публикуя украденную переписку членов предвыборного штаба Хиллари Клинтон. Цель публикации этих документов — с учетом процитированного манифеста — понятна: это информационный саботаж и компрометация партии. Но рейтинги кандидата от демократов как минимум не падают и держатся на том же уровне: можно объяснить это отсутствием во взломанной переписке каких-нибудь шокирующих фактов вроде того, что Хиллари пьет кровь младенцев. А можно объяснить это расширением окна Овертона: ну да, руководство Демократической партии плетет интриги против друг друга: ставит палки в колеса другим кандидатам и в целом ведет себя именно так, как показывает великий сериал «Карточный домик». И что? Никто не удивлен.

Парадокс в том, что концепция отсутствия прайвеси вместе с сокращением числа привычных свобод ведет также и к его расширению. Любое действие приводит к противодействию, в данном случае к либерализации нравов и расширению границ дозволенного. Больше контроля — больше свободы? Сомнительный тезис, но представьте, что уже завтра на Wikileaks появится специальный раздел, посвященный лично вам. Причем весь компромат будет попадать туда автоматически: роботы-парсеры будут шастать по соцсетям, анализируя все ваши фотографии и комментарии, по базам интернет-магазинов и другим источникам. Наверное, вы станете вести себя более осмотрительно или запишетесь в ряды криптоанархистов, не выходящих в сеть без настройки протоколов шифрования. А если подобные разделы появятся у каждого жителя планеты? Изменить свое отношение к содержательной составляющей большей части компромата населению будет проще, чем измениться самим или принять идеологию шифропанка.

А пока этого не случилось, могу дать простую рекомендацию. Начинайте вести себя так, будто каждый ваш шаг может оказаться перед лицом миллионов зрителей — если вы, конечно, им интересны. Чем быстрее мы сумеем перестроиться и принять изменившиеся правила игры, тем проще нам будет освоиться в дивном новом мире.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+