К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Печальная баллада для шприца с пистолетом: фильм недели — «Дикая история»

Фото El Bar Producciones
Фото El Bar Producciones
Культовый испанский режиссер Алекс де ла Иглесия продолжает удивлять неожиданными сюжетами

Почти все фильмы испанца Алекса де ла Иглесии, если не считать его документальную картину про Лионеля Месси и еще парочки нетипичных работ, — это черные комедии, приправленные хоррором, кровью и сюрреализмом. Его творческими родственниками считают мексиканца Гильермо дель Торо и Питера Джексона раннего новозеландского периода, когда тот снимал зомби-абсурдятину типа «Живой мертвечины». Они и внешне одно время 2000-х были похожи, когда де ла Иглесия невероятно раздобрел, а Джексон еще не похудел: оба толстые, оба со спутанными волосами и бородами, оба в очках.

И все-таки де ла Иглесия снимает другие картины. Стоит вспомнить его фильм 1997 года с удивительным для русского уха названием «Пердита Дуранго» (это, кстати, всего лишь имя героини), рядом с которым бледнели «Прирожденные убийцы».

«Убийцы», вопреки расхожим обвинениям в безнравственности, очень поучительны. Сценарист Тарантино, по обыкновению, описал неоварваров, которые воспитаны масскультом и ведут себя так, словно они персонажи боевиков, а режиссер Оливер Стоун, по своей склонности к морализаторству, придал сценарию социально обличительный характер. То ли дело «Пердита», где пара прирожденных убийц, безусловно, симпатична – при всем своем садизме и сатанизме (еще и потому, что входивший тогда в моду Хавьер Бардем и, к сожалению, быстро лишившаяся популярности Рози Перес в этом фильме поэнергичнее Вуди Харрельсона и Джульетт Льюис)! В фильме много хохм, но ощутимая в нем злинка против лицемерного общества вполне серьезна.

 

Шок 2010-х — совсем уже безбашенная «Печальная баллада для трубы», принесшая де ла Иглесии ряд призов Венеции. У всех, смотревших этот фильм на первых показах, волосы вставали дыбом, но почти все выходили из зала в восторге. Возможно, это один из самых диких фильмов в истории кино. По сюжету в 1937 году два клоуна, рыжий и белый, не снимая своих масок и костюмов, участвуют в гражданской войне в Испании и оба влюблены в одну цирковую акробатку. Мачете, кровь льется рекой, а белый клоун, которого в цирке всегда бьют и удел которого – рыдать на арене, быстро превращается в безумца, который еще опаснее рыжего (не захочешь, а вспомнишь кошмарнейшее «Оно» Стивена Кинга), и даже откусывает палец самому Франко. У фильма масса трактовок, в частности, его понимают и как сатиру на Испанию, и как серьезное, пусть и выраженное в абсурдной форме, высказывание о ее сути.

Новая лента де ла Иглесии «Дикая история», на днях выходящая в наш прокат, очередная работа из разряда «вы такого еще не видели».

 

О ЧЕМ ЭТО

Завязка в том, что в мадридском баре не самого высокого класса утром собираются любители кофе. Стандарт в том, что это представители разных социальных слоев, но не то чтобы нарочито разных. Тут не самый успешный рекламный креативщик, со своей черной курчавой бородой похожий на шахида, романтическая девушка, солидный работник в возрасте под 60, пара мужиков-пенсионеров и дураковатая дама, заходящая в этот бар попытать счастья в игровых автоматах. И тут в бар прорываются еще двое: некто странный, который негнущейся походкой направляется прямиком в туалет, а также знакомый тут бомж с худобой, острым носом и нечесаными волосами Христа.

Кадр из фильма «Дикая история»
Кадр из фильма «Дикая история»·Фото El Bar Producciones

Всего, выходит, человек 10 + один в туалете.

 

Начинается все быстро.

Солидный мужик под 60 выходит из бара – и получает пулю в лоб. В баре – истерика. Но ему на помощь бросается забредший сюда дорожный рабочий – и тоже падает от пули в голову. Тут-то обитатели бара замечают, что площадь вокруг них загадочным образом опустела.

«Сейчас этот снайпер спустится вниз, и всех нас поодиночке перестреляет», — говорит кто-то. — Это как было в Париже». То есть сюжет еще и актуализирован (зато рад нищий-«Христос» — тот прямо-таки щелкает цитатами из Библии, пророча всем кару и прочую заслуженную порчу).

Но гораздо страшнее другое: казалось бы, какое событие – двойное убийство в центре Мадрида. Но в баре включен телевизор, и там об этом ничего не говорят. Более того: из бара нет телефонной связи.

 

Тут наступает время нового ужаса: пожилая дама, к которой вы по ходу фильма несколько раз измените свое отношение, вдруг замечает, что трупы перед входом в бар исчезли. Как и их кровь. При этом на площади перед баром так никто и не появился.

Что это — философская притча?

После безумных споров, которые способны вести лишь люди, оказавшиеся в столь безумной ситуации (может, это сон, который снится кому-то из нас? И кому в таком случае? Может, виной правительственный эксперимент или инопланетяне?), обитатели бара сталкиваются с ситуацией, которая окончательно сводит их с ума. На самом деле за это время много чего происходит – но не выдавать же содержание!

Из туалета вываливается человек, зашедший туда в начале фильма. Он нездорово раздут – особо кошмарно лицо с язвами и помутненными белками, закрывшими все глаза. Он падает замертво, успев сказать: «Не трогайте меня».

 

Одновременно у бара появляются представители испанского МЧС в противогазах, она сваливают у входа покрышки – и поджигают. Тут же по телевизору ведущая сообщает, что в центре Мадрида замечен большой пожар. Вскоре между обитателями бара начнется не столь жестокая, сколь бесчеловечная борьба за выживание с подробностями, какие вы себе и не представите.

ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО

После просмотра пришел к выводу, к каковым еще никогда не приходил. Знающие режиссера де ла Иглесию и не знающие его творчество посмотрят фильм разными глазами. Одни изначально будут искать в нем фирменный жанр Иглесия – очень черную комедию, полную сюрреализма, крови, уродов и очень смешных ситуаций. Другие поглядят всерьез. И вот неожиданный вывод: я не знаю, какой именно подход к фильму в данном случае более точен.

Фильмов о конкуренции людей в замкнутых пространствах, когда не вполне понятно, кто есть кто и чем все закончится, очень много. Пятеро потерявших память на складе, когда из-за затемняющего память газа непонятно, кто был кем, и кто – против кого. Восемь обучающихся спецназовцев на острове смертельных ловушек и т. д.

 

Фильм де ла Иглесии по сравнению с прочими фильмами  о борьбе за выживание в ограниченном пространстве (известны реальные истории о бродячих собаках, которых выбросили без еды на необитаемом острове, или крысах, которых в подобной же ситуации заперли в помещении, из которого не выбраться) – гораздо более жесткая сатира на современное общество. В нем подвергается критике все: деловитость, старческая умудренность, мужественность, религиозность, юродивость как ее составляющая – все они эгоистичны, все ради выживаемости готовы замочить ближнего. Де ла Иглесия  верит только в чистую невинность. И докажите мне, что он не прав?

Кадр из фильма «Дикая история»
Кадр из фильма «Дикая история»·Фото El Bar Producciones

Еще это фильм о том, что обладание оружием дает невероятную власть – причем к ней стремятся и ее оценивают даже те (от интеллигентов до людей религиозных), кто, возможно, всего месяц назад выходил на демонстрации против разрешения оружия или расширения НАТО.

Поначалу пистолет в фильме оказывается в руке у мужика-пенсионера и следует его изумительный диалог с другим стариком: «Вот это реальная помощь людям. Неприятности начинаются, когда слишком много мнений. А пистолет позволяет принять правильное решение. – Это, я так понимаю, своего рода фашизм, да? — У каждого свои резоны».

Наконец, это фильм о такой гадости, как власть государства. Зная репутацию де ла Иглесии, ждешь от него черного юмора и никак не критики государственных систем. Но судя по «Дикой истории», любое государство в принципе против своих граждан. Его заботят граждане вообще, а отдельных, если они несут опасность, оно уничтожит не сомневаясь. Сколько было голливудских фильмов про опасный пассажирский самолет, который приближается к США и его, чтобы потом не отвечать за последствия, надо сбить?

 

В конечном счете это фильм о том, способен ли человек, оказавшись в критической ситуации, остаться гуманистом, то бишь человеком?

Когда, например, спасительной инъекции (как в фильме) на всех не хватит? Или еды и воды, учитывая перенаселенность планеты? Или всемирное потепление зальет многие столицы и ведущие приморские экономические города – и оттуда начнется бегство? Или когда это потепление приведет к новому ледниковому периоду из-за катастрофы с Гольфстримом и на Земле вообще не останется где жить, ядерное оружие применять будет нельзя (оно убьет остатки живого), но танки не заведутся и в ход вновь пойдут стрелы и копья?

В итоге в фильме кое-то вырвется за пределы полицейского кольца и остатков пожара – и тут вопрос: это хорошо, что человек вырвался из садистских лап антигуманного правительства или теперь он заразит весь город?

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА.

 

Нас не догонят. Никогда. НАС – не догонят.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+