Кино не для всех, которое нельзя пропустить. Фильм недели — «Зови меня своим именем»

Дарья Житкова Forbes Contributor
DR
На Новый год покажут один из главных претендентов на Оскара

Еврейский подросток Элио ждет конца лета на загородной вилле в Северной Италии. Его родители-интеллигенты говорят одновременно на французском, английском и итальянском, а время проводят за чтением и изучением искусства. К отцу Элио приезжает американский аспирант Оливер, чтобы помочь каталогизировать античную скульптуру. Между Элио и Оливером возникает эмоциональная связь, из которой рождается первое чувство.

В основе картины лежит одноименный роман американского писателя Андре Акимана, а права на экранизацию были выкуплены еще до выпуска книги в 2007 году. Поиск режиссера превратился в настоящее приключение, так как по современным меркам бюджет в €4 млн считается очень скромным. Сначала итальянского постановщика Луку Гуаданьино пригласили в качестве консультанта по натуре, так как снимали в его родной Ломбардии. Несколько лет назад режиссера создал «Большой всплеск», своеобразный ремейк «Бассейна» с Роми Шнайдер и Алленом Делоном. Ремейк вышел довольно блеклым, успеха несмотря на участие в фильме Тильды Суинтон и Рэйфа Файнса не последовало.

«Зови меня своим именем» оказался сокровищем для Луки Гуаданьино. Режиссер взялся за экранизацию романа как за произведение, написанное в манере Пруста с рефлексией и горечью потери, и неожиданно создал чувственную картину, искрящуюся ярким итальянским солнцем. С поддержкой тайского оператора Сэйомбху Мукдипром, (чья работа «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» получила Золотую пальмовую ветвь шесть лет назад), Гуаданьино старательно чередует сцены с героями со сценами любования природой. 35 мм пленка и высветленные цвета создают нужную атмосферу ностальгии. Здесь лучше всего чувствуется влияние классического кинематографа — «Колено Клер» Эрика Ромера и «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, разве что роль юной Лив Тайлер играет Тимоти Шаламе.

Исполнитель главной роли Тимоти Шаламе, чья юношеская осанка и нервозность идеально подошли для его персонажа Элио, — главное открытие фильма. Мы еще не раз встретим Шаламе в настпающем году: Вуди Аллен взял его в свою новую работу «Дождливый день в Нью-Йорке», а Грета Гервиг сняла его в истории взросления «Леди Берд». Партнером Шаламе по фильму стал голливудский «прекрасный принц» Арми Хаммер. Арми удается быть чертовски очаровательным и даже нагловатым. Совместные сцены главных героев, их прогулки, случайные касания и взгляды оставляют ощущение недосказанности. Сдержанность Оливера и сексуальная энергия Элио, которую он пока не научился сдерживать, создают электрический заряд не слабее молнии.

Но было бы неправильно называть «Зови меня своим именем» гей-драмой. Прежде всего, это история любви. Кроме того, это не фильм, а настоящая услада взора. Фильм насыщен юмором, теплом и музыкой 80-х, а виды Италии позволяют на два с половиной часа забыть о зиме. Кажется, именно таким и должно быть кино.

Картину впервые представили на кинофестивале Санденс, где она заслужила свои первые овации. Затем последовали Берлин, Торонто, Нью-Йорк и сезон кинонаград. Остается только ждать, сколько же номинаций получит фильм на Оскар. Пока по всей России пройдет всего несколько показов «Зови меня своим именем», которые обидно упустить.

рейтинги forbes
Новости партнеров