Русский музей устроил революцию в Болонье

Фото DR
Valentin Serov, Ida Rubinštein, olio e carboncino su tela, 1910 Фото DR
До 13 мая в Болонском музее современного искусства MAMbo показывают русскую революцию

В год столетия русской революции европейские музеи активно показывают русский авангард: первой в феврале 2017 года стартовала Академия художеств в Лондоне, сейчас в Музее Помпиду показывают Шагала, Лисицкого и Малевича, а в Болонье, в Музее современного искусства MAMbo гастролируют работы Петербургского Русского музея. Болонскую выставки курируют заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова и заместитель директора по издательским и выставочным проектам Русского музея Йозеф Киблицкий. Всего показывают 70 картин, объединенных понятием «революция».

С декабря 20017 выставку с революционно-авангардным сюжетом успели посмотреть 30 000 зрителей. Подборка из семидесяти произведений русской и советской живописи представляет «революцию» не только как политическое явление, но и стремительное развитие живописи в 1900-1935 годы в России и СССР.

Для усиления впечатления и погружения в русскую историю музей проводит семейные праздники в духе революционного уик-энда и детские дни рождения в авангардном стиле. А в театре Арена дель Соле читают «Записки юного врача» Булгакова.

Nathan Alt’man, Ritratto di Anna Achmatova, olio su tela, 1915
Nathan Alt’man, Ritratto di Anna Achmatova, olio su tela, 1915

Экспозицию открывают Репин и Кустодиев. Два трехметровых полотна — беззаботный сюжет «Какой простор!» 1903 года соседствует с работой «17 октября 1905 года». Волна символично сносит прогуливающихся по побережью персонажей. Фрагмент «17 октября 1905 года» выбран для афиш, развешенных по всему городу, и подкреплен пояснением Revolutija. Там же находится историческое полотно Кустодиева «Праздник в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого».

Со стен музея строго смотрит Анна Ахматова с полотна Натана Альтмана и кривляется Мейерхольд кисти Бориса Григорьева. Тут же портрет Иды Рубинштейн Валентина Серова и знаменитая «Баня» Зинаиды Серебряковой.

Но большая часть выставки посвящена авангарду. Путь начинает неопримитивизм Михаила Ларионова и футуристический «Велосипедист» Натальи Гончаровой. Следом абстрактный экспрессионизм Василия Кандинского «На белом (Композиция #224)». Выставка не могла обойтись без знаковой «Прогулки» Марка Шагала.

Целый зал отведен Казимиру Малевичу: «Композиция с Моной Лизой» 1914 года, «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» 1923 года. Картины лаконично смотрятся рядом с костюмами, разработанными знаменитым супрематистом для спектакля «Победа над солнцем», где впервые возникла идея черного квадрата. Крестьянский цикл 1928-1929 годов замыкает картина Малевича «Скачет красная конница». 

Wassily Kandinsky, Su bianco (I), olio su tela, 1920
Wassily Kandinsky, Su bianco (I), olio su tela, 1920

Следом идут Петров-Водкин, Павел Филонов. Аналитическое искусство Филонова показано не только характерными «головами», но и малоизвестным «Портретом Сталина» 1936 года, знаменующим окончание революции и подчинение новому режиму. Окончательное укрепление соцреализма в искусстве — картина «Самолет Максим Горький АТН-20» Василия Купцова и скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».