К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Вода в космосе — это новая нефть». Что Джефф Безос ищет на Луне

Фото Getty Images
Фото Getty Images
К чему может привести война за первенство в освоении космоса, развязанная Илоном Маском, Джеффом Безосом и Ричардом Брэнсоном

В ноябре издательство «Альпина Паблишер» выпускает книгу журналиста Тима Фернхольца «Новая космическая гонка. Как Илон Маск, Джефф Безоз и Ричард Брэнсон соревнуются за первенство в космосе». Forbes Life публикует отрывок из книги. 

DR

«Когда Безос объявил о старте программы Blue Moon, началась настоящая золотая лихорадка, — говорит Джоэл Серсел, аэрокосмический инженер, в настоящее время работающий в Blue Origin. — Еще бы — второй по богатству человек в истории человечества решил застолбить за собой кратер Шеклтона!»

Как следует из названия программы («Голубая Луна»), Blue Origin собирается отправить на Луну модуль с посадочной ступенью и, таким образом, стать первой частной компанией, которая прикоснется к поверхности астрономического тела. После нашего разговора с Серселом фондовый рынок благосклонно отреагировал на новости о финансовых результатах деятельности Amazon — и перевел Джеффа Безоса со второго на первое место в рейтинге самых богатых людей в мире. Почему бы богатейшему человеку на Земле не построить собственную базу на Луне?

 

К 2016 году Amazon стала одной из самых дорогостоящих компаний в человеческой истории, которая благодаря мастерскому владению искусством розничной торговли, наукой выстраивания логистики и инструментарием виртуального мира зарабатывала сотни миллиардов долларов в год. Хотя на протяжении многих лет Amazon вкладывала почти всю свою прибыль в дальнейшее расширение, Уолл-стрит обожала ее акции. Компания росла как сказочный гигант, заглатывая и пожирая целые отрасли. Очарованные инвесторы были готовы закрыть глаза на некоторые весьма спорные моменты, такие как антимонопольные споры с книгоиздателями, армии низкооплачиваемых временных работников в распределительных центрах и вопросы защиты конфиденциальности, связанные с ее виртуальными помощниками Alexa. Несмотря на все сомнения по поводу будущих последствий вышеперечисленных проблем, потребители неизменно наделяли «магазин всего» самыми высокими рейтингами среди технологических гигантов.

В том же году Безос раскрыл журналистам бизнес-модель, лежащую в основе Blue Origin. «Я продаю примерно на $1 млрд акций Amazon в год, — сообщил он, — и инвестирую эти средства в Blue Origin». Однако, согласно данным Комиссии по ценным бумагам и биржам, Безос не продавал такого количества акций с 2010 года, на который пришелся всплеск публичной активности компании. Впрочем, в 2016 и 2017 годах он сдержал свое обещание, продав пакеты акций на сумму более $1 млрд. И, чего никогда не бывало прежде, впервые публично объявил, на что собирается потратить эти деньги.

 

Через две недели после того, как Falcon 9 сгорела на стартовом столе, Безос сообщил, что Blue Origin планирует построить самую мощную в мире орбитальную ракету-носитель под названием New Glenn. Как и New Shepard, эта ракета была названа в честь пионера космоса — Джона Гленна, первого американского астронавта, совершившего орбитальный полет вокруг Земли. По словам Безоса, высота первой двухступенчатой версии ракеты будет составлять 86 м, диаметр обтекателя — 7 м, а грузоподъемность примерно в три раза превысит таковую у Falcon 9 — короче говоря, New Glenn станет самой большой ракетой со времен Saturn V, доставлявшей американских астронавтов на Луну. Первую ступень New Glenn планировалось сделать многоразовой, используя тот опыт, который был наработан благодаря многократным полетам New Shepard, и оснастить новым двигателем BE-4, который компания разрабатывала для United Launch Alliance. «Я не знаю никого, кто бы мог в принципе составить нам конкуренцию», — сказал мне генеральный директор Blue Origin Боб Смит, описывая свое видение того, как мощная многоразовая New Glenn захватывает большую часть рынка, от запусков для НАСА и министерства обороны до выведения коммерческих спутников.

Blue Origin объявила о планах произвести первый запуск своей гигантской ракеты до конца десятилетия.

Здесь стоит остановиться и задать разумный вопрос: зачем вообще возвращаться на Луну? Люди уже побывали на ее поверхности, так что человечество может поставить галочку в этой графе великих деяний. Именно поэтому Маск был одержим следующей грандиозной идеей — полетом на Марс. Но здесь действовали совершенно иные мотивы. В прошлый раз, во время реализации программы Apollo, НАСА преднамеренно отказалось от серьезного исследования лунной поверхности. В целях безопасности и простоты пилотируемые модули приземлялись на самых освещенных, ровных участках с хорошим обзором. «Они садились преимущественно на экваторе и старались держаться подальше от гигантских темных кратеров, — сказал мне Серсел. — У них с собой почти не было научного оборудования».

По иронии судьбы, уже после программы Apollo, когда появились более продвинутые космические зонды и спутники для исследования лунной поверхности, ученые обнаружили на Луне «летучие вещества», такие как водород, кислород и азот, которые имеют очень низкую температуру кипения и потому легко переходят в газообразную форму. Эти же химические вещества являются основой жизни. «Одно из самых сенсационных, но малозамеченных научных открытий, сделанных в последние годы, состоит в том, что в космосе везде есть вода — даже на Луне», — говорит Джордж Соуэрс.

 

В настоящее время Соуэрс преподает в Горной школе Колорадо, где готовит специалистов, которые уже в ближайшем будущем смогут заняться добычей космических ресурсов, включая драгоценную воду.

По словам Соуэрса, вода в космосе — это новая нефть.

Самое сложное в космическом полете — вывести ракету с полезным грузом за пределы земной гравитации на орбиту, в космическом же пространстве перемещение даже очень тяжелых объектов является относительно легким делом. Однако тут возникает порочный круг: чтобы взять с собой с Земли больше топлива, нужна большая ракета, а чем больше ракета, тем больше топлива она потребляет для выхода в космос.

Обнаружение воды в космосе означает, что необходимое для ракеты топливо можно добывать за пределами земной гравитации. С точки зрения химии получить из воды кислород и водород — два распространенных компонента ракетного топлива — не так сложно. Кислород также можно использовать для дыхания людей и — в сочетании с солнечной энергией, которой в космосе предостаточно, — для выращивания продуктов питания. По мнению экспертов, таких как Соуэрс и Серсел, чья компания TransAstra также собирается заняться добычей ресурсов в космосе, это позволит людям по-настоящему начать освоение космического пространства — не только в плане научных исследований, но и в плане экономической деятельности. «Когда человечество научится использовать космические ресурсы, начнется большая игра», — считает Соуэрс.

Работая в ULA, Соуэрс руководил программой разработки многоразовой второй ступени для ракеты-носителя следующего поколения. Предполагалось, что эта ступень также станет функционировать как космический буксир, который в перспективе сможет работать на топливе, производимом на Луне. Ракеты-носители будут доставлять тяжелые спутники, орбитальные фабрики или любое другое массивное оборудование на околоземную орбиту, а космический буксир — транспортировать их в нужное место. Такая система позволит значительно снизить стоимость развертывания в космосе крупных объектов и производств — именно к этому стремится Blue Origin.

«В кратере Шеклтон на южном полюсе Луны есть лед для производства топлива и обеспечения логистической поддержки, минеральные соединения для строительства и почти постоянный солнечный свет для выработки электроэнергии, — сказал Александер законодателям. — В этом кратере и в других подобных ему местах идеальные условия для того, чтобы в непосредственной близости от Земли протестировать и отработать критически важные технологии, необходимые для освоения глубокого космоса». (В 2017 году директор по развитию бизнеса Blue Origin Бретт Александер представил лунную программу компании на слушаниях в конгрессе — FL.) 

 

Blue Origin не единственная строит планы освоения Луны. Лунные мечты BlastOff не дают покоя по меньшей мере еще полудюжине частных компаний. Фонд X Prize даже запустил новый космический конкурс под названием Google Lunar X Prize, пообещав выплатить $20 млн первой частной компании, которая сумеет отправить луноход на поверхность Луны и получить оттуда видеоизображения высокого разрешения. О сложности этой задачи свидетельствует тот факт, что сроки конкурса уже переносились несколько раз, а его участники до сих пор так и не вышли за пределы Земли.

Среди наиболее серьезных претендентов можно назвать Moon Express — стартап, который финансирует еще один миллиардер из Кремниевой долины Навин Джейн и возглавляет ветеран аэрокосмической отрасли Боб Ричардс. Компания конструирует собственный космический корабль и планирует зарабатывать деньги на доставке на Луну научного оборудования и продаже привезенных оттуда камней в качестве сувениров. Джейн видит огромное количество параллелей между интернетом и космосом как экономическими предприятиями, и его компания стала первой, получившей от правительства разрешение летать на Луну. Второй значимый претендент — компания Astrobotic, созданная исследователями из Университета Карнеги–Меллона, которая планирует вступить в партнерство с НАСА и уже в ближайшее время отправить на Луну свой лунный посадочный модуль Peregrine. По словам руководства Astrobotic, компания уже заключила контракты на сумму $1 млрд на доставку научного оборудования на поверхность естественного спутника Земли.

Зарождающийся коммерческий интерес к освоению космоса уже сегодня делает очевидным, что международная правовая система, застрявшая в парадигме холодной войны, не готова к наступлению космического капитализма. В настоящее время уже разрабатываются и обсуждаются правовые инструменты, которые дадут частным компаниям возможность заявлять свои права на собственность или что-то вроде того в космическом пространстве. Однако многие опасаются, что это, наоборот, дестабилизирует ситуацию и породит войну за «захват земель», когда компании и целые государства начнут конкурировать за ресурсы на Луне, астероидах и в глубоком космосе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+