Проблема «сабстанса» в офшорах: стоит ли волноваться владельцам яхт?

Forbes
Элина Коскина Forbes Contributor, Элина Бурыкина Forbes Contributor
Фото Getty Images
С 1 июля на все компании, зарегистрированные на Каймановых или Виргинских островах, распространяется «требование о присутствии», согласно которому компания, владеющая на этих островах яхтой, должна иметь там офис. Как владельцу яхты действовать в новых условиях?

Каймановы острова и Британские Виргинские острова — одни из самых распространенных юрисдикций для регистрации и владения яхтами. Их популярность объясняется не только нулевым налогообложением. Кайманы и БВО предлагают максимально простую процедуру регистрации яхт, минимальные требования к эксплуатации и, при определенных условия, конфиденциальность владения.

Однако островную идиллию нарушило введение по инициативе стран «Большой двадцатки» мер по противодействию уклонению от налогообложения и размыванию налоговой базы, в рамках которых офшоры, включая Кайманы и БВО, были вынуждены с 1 января 2019 года ввести требования о присутствии, так называемом «сабстансе». Согласно данным требованиям, местные компании должны продемонстрировать должный уровень присутствия на островах в виде офисов, сотрудников и управления. В противном случае за первый год невыполнения требований придется заплатить штраф, а на следующий год компания может быть исключена из реестра, т. е. ее деятельность будет прекращена в принудительном порядке.

При этом для компаний, зарегистрированных до введения требований о сабстансе (до 1 января 2019 года), была предоставлена полугодовая отсрочка для адаптации к новым правилам. Для компаний, зарегистрированных на БВО, сабстанс должен быть обеспечен с 30 июня 2019 года, а для кайманских компаний — с 1 июля 2019 года.

Полгода пролетели стремительно, и подготовиться успели не все.

Стоит ли волноваться?

Требования о сабстансе распространяются не на все виды деятельности, однако тем, кто владеет яхтой через компанию, зарегистрированную, например, на Кайманах или БВО, стоит внимательно отнестись к изменениям: требования распространяются и на компании, которые сдают в чартер суда для осуществления морских перевозок. Максимальная сумма штрафа в первый год выявления несоответствия требованиям на БВО составит $20 000, а на Кайманах — $10 000.

Итак, вы пользуетесь своей яхтой, зарегистрированной на компанию на БВО или Кайманах, и периодически приглашаете прокатиться на своей яхте друзей и родственников. Неужели вам теперь нужны директора, сотрудники и офис?

Если вы владеете прогулочным судном, то ответ — нет. Прогулочными судами, принадлежащими компаниям, считаются суда, которыми пользуются бенефициар или сотрудники компании или их ближайшие друзья или родственники на безвозмездной основе. То есть компания–владелец не получает никакого дохода за предоставление в пользование такой яхты.

При этом для квалификации яхты в качестве прогулочного судна возмещение пассажирами расходов, понесенных во время безвозмездного пользования яхтой, является допустимым и не будет считаться получением дохода. Такое возмещение нередко рекомендуется для решения вопросов персонального налогообложения.

Стоит отметить, что на БВО из-под действия закона о сабстансе также выведены малогабаритные суда до 24 метров в длину.

Если же для вас яхта не только хобби, но и источник дохода, либо управление яхтой передано третьему лицу, которое выставляет счета за чартер, задуматься над созданием сабстанса все же придется.

Если яхта зарегистрирована под использование в личных целях, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что требования о сабстансе не будут применяться, поскольку коммерческое использование яхты не предполагается в принципе. Обратный вывод можно сделать, если яхта зарегистрирована в коммерческом реестре.

Однако даже если яхта используется в коммерческих целях, требования не должны применяться к периодам, в которых компания не получает доходы. Поэтому если сабстанс обеспечить вы не успели, штрафа все равно можно избежать, если компания не будет сдавать яхту в чартер.

Что делать дальше?

Компания–владелец яхты, подпадающая под требование о сабстансе, должна отвечать следующим условиям:

1. Управление должно осуществляться с территории Каймановых островов или БВО.

2. Компания должна располагать достаточным количеством сотрудников на территории Каймановых островов или БВО.

3. Компания должна нести соответствующие расходы.

4. Компания должна осуществлять «ключевые функции» (управление экипажем, обслуживание судна, контроль и отслеживание перевозок и т. п.).

5. Компания должна иметь офис.

При этом каких-то четких разъяснений о количестве сотрудников, размере офиса и т. п. не установлено.

Очевидно, что обеспечить сабстанс в офшорах — задача не из простых. К счастью, это не единственная возможность избежать санкций за несоблюдение требований: например, можно переехать в другую юрисдикцию, где аналогичные требования отсутствуют или обеспечить сабстанс проще и дешевле.

«Русские офшоры» — решение проблемы?

Нельзя не сказать о возможности «переезда» офшорной компании-владельца яхты в Россию, а именно в один из недавно созданных «Русских офшоров», специальных административных районов (САР) — о. Октябрьский (Калининградская область) или о. Русский (Приморский край).

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс торгового мореплавания, право плавания под флагом России также предоставлено и международным компаниям (переехавшие в САР иностранные компании). При этом классификация и освидетельствование судов может быть осуществлено в том числе иностранными классификационными обществами, наделенными необходимыми полномочиями, а государственная регистрации таких судов в Российском открытом реестре судов (РОРС) может производиться без предъявления судна капитану морского порта и без ввоза судна на территорию России.

Также недавно в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает ряд льгот для стимулирования «переезда» иностранных компаний-владельцев яхт в САР. Так, предлагается

  • освободить от НДС ввоз на территорию России судов, подлежащих регистрации РОРС участниками САР;
  • не учитывать доходы судовладельцев от эксплуатации или реализации судов, зарегистрированных в РОРС участниками САР, для налогообложения прибыли;
  • освободить суда, зарегистрированные в РОРС участниками САР, от транспортного налога и налога на имущество.

Для переезда компания-владелец яхты должна отвечать всем требованиям, которые предусмотрены законодательством о международных компаниях. В частности, поскольку ни Кайманы, ни БВО не являются членами или наблюдателями ФАТФ и/или членами МАНИВЭЛ, прямой переезд компаний, зарегистрированных в таких юрисдикциях, невозможен. Однако не исключается возможность выработки иных вариантов переезда. Также сейчас обсуждаются поправки в действующее законодательство, в соответствии с которыми существенно расширится перечень государств, из которых будет возможен переезд в САР.

В любом случае, если вы решили переехать в САР, нужно готовиться к тому, что потребуются инвестиции в России в размере 50 миллионов рублей. Одним из вариантов осуществления инвестиций является вклад в имущество российской компании.

Новости партнеров