«Жадные капиталисты зарабатывают деньги только ради себя». Интервью с японским миллиардером-филантропом

После лекции в «Гараже» Forbes Life встретился с Соитиро Фукутаке, японским миллиардером, который последние 30 лет вкладывает деньги в регион островов Наосима, Тэсима и Инудзима, где сегодня располагается один из главных арт-парков мира

Соитиро Фукутаке — президент Benesse Art Site Naoshima, председатель правления Фонда Фукутаке. В 1973 году начал работать в Fukutake Publishing (ныне Benesse Holdings, Inc.), последние 12 лет председатель правления и генеральный директор компании. На протяжении более чем 30 лет Фукутаке возглавляет инициативу по возрождению региона, охватывающего острова Наосима, Тэсима и Инудзима. В рамках проекта Benesse Art Site Naoshima здесь появились объекты знаменитых художников и архитекторов: Кусамы, Тадао Андо и других. Сейчас это один из главных японских и международных центров искусства.


Давайте начнем наш разговор с глобального вопроса. В чем, как вы думаете, состоит ответственность отдельного человека в эпоху катастроф?

Я думаю, прежде всего, что ответственность человека — жить, не только руководствуясь своими желаниями. В 2010 году я создал компанию для распространения электромобилей. Я считаю, что если каждый пересядет с обычного автомобиля на электромобили, то это вполне может быть засчитано как ответственность этого человека.

Вы рассказываете вашим детям о том, что мы должны ответственно относиться к окружающему миру?

Десять лет назад я собрал вместе всех внуков, и мы поехали в Новую Зеландию. Это страна, где много природы и доброе отношение к окружающей среде. А если мы говорим о работе, то я всегда занимаюсь образованием — один из главных наших проектов связан с этой темой. Мы много рассказываем о том, чему в школе не учат.

А на нашей лекции в «Гараже» будем рассказывать в основном о том, как мы восстановили острова, которые были разрушены в результате индустриальной деятельности.

Вы поддерживаете этот проект на протяжении 30 лет. Сколько вы за это время вложили денег? И как вы решились на это: отдавать столько сил внимания и заботы тому, что вам не принадлежит?

Что касается суммы, я не могу точно сказать, но примерно это равно стоимости строительства знания в Токио среднего размера. По крайней мере в то время, когда я это начинал, это столько стоило. Но сейчас, если кто-то захочет последовать моему примеру, это будет стоить дороже.

А ответ на второй вопрос очень простой: мой отец захотел там открыть детский лагерь.

Как парк существует в смысле своей экономической модели? Там расположена знаменитая работа Кусамы, увидеть которую хотят многие, и не только она. Фактически ваш парк с искусством это музей под открытым небом. Приносит ли это вам какой-нибудь доход или по-прежнему требует серьезных вложений от вас?

Есть понятие «капитализм общего благополучия». И это то, что я очень сильно поддерживаю и распространяю. Мне не нравится, что жадные капиталисты хотят зарабатывать деньги только ради самих себя. Я считаю, что каждому предприятию нужно иметь юридическое лицо и 5-10% от прибыли всегда должны отправляться туда. А это юридическое лицо уже должно создавать что-то полезное для людей.

Кроме того, у нашей семьи есть деньги, которые нам приносит общий бизнес. На эти средства мы покупаем искусство и дарим его юридическим лицам. Подобная деятельность нашей семьи реализована как фонд. И еще в Сингапуре есть траст, и наш фонд Фукутаке получает от него деньги.

Соитиро Фукутаке, председатель правления и генеральный директор компании Benesse Holdings, Inc.

Вы фактически дарите искусство незнакомым людям: обществу, парку и так далее. Вам не хочется что-то забрать себе домой, например, тыковку Кусамы, о которой мы говорили ранее?

Нет. Почему человек должен иметь что-то сам? Я не понимаю таких людей.

А легко ли вам в принципе тратить деньги на себя, думая, что вы могли бы потратить их на общественные нужды?

Для меня это не противоречие. Кроме того, мне неинтересно заниматься роскошью, по крайней мере для самого себя. Это хлопотно.

В Америке у поддержки культуры есть серьезный стимул с налоговым вычетом. Думаете ли вы, что государство должно серьезнее поощрять людей заниматься культурой или это все же выбор отдельного человека?

Звучит неплохо, хотя в Японии такого нет. И несмотря на это, я поддерживал культуру и буду ее поддерживать. Если человек покупает и дарит арт-объект только для того, чтобы вычесть у себя налог… ну это как-то странно. Я считаю, что получать прибыль и богатеть — это не конечная цель, а способ. Уже чего — для каждого по-разному. Для меня это искусство и помощь региону.

Как человек, который столько времени занимался красотой, как вы думаете, что такое красота?

Это культура. Я считаю что культура — самое важное в мире. И я часто говорю, что экономика служит культуре. Без культуры каждая страна не становится индивидуальной.

Думаете ли вы, что ваша работа с островами это очень японский подход к преобразованию пространства? Считаете ли вы, что ваш проект — это именно воплощение японской культуры?

Я считаю, что для культуры важно создать хорошее общество. А искусство играет в этом очень важную роль, и вот почему я этим занимаюсь.

Какие объекты парка ваши любимые? Может быть, например, Тадао Андо и его павильон заставляют вас мечтать или плакать.

Я люблю вообще этот регион целиком. И не только я: National Geo в последних журналах, в том числе и в 2018 году, отмечал его как главную точку, которую человек должен посетить.

О чем вы думаете, когда там гуляете?

Я ничего не думаю в этот момент.

Если бы вы могли изменить что-то одно в мире, то что бы это было?

Я уже давно занимаюсь созданием хорошего общества. А если вижу, что общество нехорошее, стараюсь его изменить. Люди должны быть счастливыми, а только жизнь в хорошем обществе приносит счастье.

Новости партнеров