На краю света: сколько стоит запустить международный кинофестиваль на Сахалине

Сергей Сдобнов Forbes Contributor
Алексей Агранович Фото Геннадия Авраменко
На острове Сахалин прошел IX международный кинофестиваль «Край света», генеральным продюсером которого выступил Алексей Агранович. Литературный критик Сергей Сдобнов поговорил с участниками фестиваля и местными жителями, чтобы разобраться, как такого рода проекты влияют на жизнь в регионах

Время на Сахалине отличается от московского на восемь часов, поэтому первые дни чувствуешь себя в параллельной реальности. Все твои московские друзья засыпают, когда на Сахалине завтрак. Городская застройка и нейминг напоминают туристам: вы на острове, который живет под влиянием Японии, Кореи, России и Советского Союза. Куда ни пойдешь, встретишь «Сахслух», «Сахпрессу», свернешь в переулок, а там японский госпиталь, построенный до Второй мировой. «Яндекс-карты» Сахалинской области, скорее всего, составляли ценители муми-троллей: залив Терпения, река Зима, озеро Изменчивое, улица Фламинго. Здание краеведческого музея напоминает о том времени, когда остров принадлежал Японии, а во дворе лежит нижняя челюсть гренландского кита. Фестивальные показы проходят в кинотеатрах «Октябрь», «Комсомолец» и театральном центре им. А. П. Чехова. Рядом находятся шатры с книгами и едой и пространство для общения зрителей с режиссерами и актерами. В одном из них мы договорились о встрече с генеральным продюсером фестиваля Алексеем Аграновичем.

На вопрос, сколько стоит фестиваль «Край света. Восток» в этом году, Алексей Агранович отвечает, что на фестиваль выделяется около 60 млн рублей из областного бюджета, — и объясняет, почему в этой сумме нет федеральных денег: «У Сахалинской области профицитный бюджет, поэтому у нашего фестиваля есть очевидное конкурентное преимущество перед подобными проектами в других регионах. В этой ситуации претендовать на деньги, которые выделяет Министерство культуры РФ, было бы не совсем правильно — хотя там про наш фестиваль знают и несколько лет назад были готовы его поддержать. Но у фестиваля «Край света. Восток» в этом году появился младший брат — «Край света. Запад» в Калининграде, где ситуация с региональным бюджетом другая. Там федеральная поддержка была бы уместной».

Гран-при фестиваля «Край света» — 1 млн рублей. Местные партнеры помогают бартером. «Расскажу про два случая. В Южно-Сахалинске недавно открылся ресторан «Рыба моей мечты». Он уже стал одним из самых популярных мест в городе. Его владелица подошла к нам, когда мы там ужинали, и предложила свою помощь фестивалю. Теперь они берут на себя питание жюри, помогают в целом с проведением специальных мероприятий», — продолжает Агранович.

Максим Федоров / ТАСС

Важная часть всей этой истории — «Край света» проходит на острове с невероятной природой. Несколько километров подъема, и попадаешь на станцию «Горный воздух». Это еще не вершина горы Большевик, но и отсюда виден весь Южно-Сахалинск: туман, небо становится все ближе, а люди сливаются с домами. На вершине горы — смотровая площадка и указатель «курорт Вивальди-парк (Корея) — 1660 км, до Санкт-Петербурга — 9772 км». На спуске подходит местная жительница и рассказывает, как не заблудиться, предлагает проводить до города. Она на пенсии, в конце восьмидесятых приехала в Южно-Сахалинск из Казахстана. В отличие от своих подруг везде ходит, а не сидит на лавочке. Кафе «Генерал» у склона, по ее версии, построил местный мафиози, который держит рыбный промысел. Кроме рыбы на острове добывают нефть и газ. Управляют всем москвичи, а средняя зарплата горожанина, который умеет работать, — 100 000 рублей. Сахалин — один из самых богатых регионов России, по бюджету соперничает с Москвой, однокомнатную квартиру здесь можно купить за 4-5 млн рублей.

Сахалин — место пересечения как минимум трех культур: русской, японской и советской. На вопрос, работает ли «Край света» с межкультурной спецификой региона, Алексей Агранович отвечает, что вопрос о Японии на Сахалине настолько же болезненный, как в Калининграде — вопрос о Германии.

Алексей Агранович замечает, что «ни в Калиниграде, ни на Сахалине жители втайне не мечтают о возвращении немецкой или японской власти. До сих пор в Южно-Сахалинске остается много смешанных семей. Бабушка нашего коллеги, местного краеведа Игоря Самарина жила тут, когда островом владела Япония, и говорила по-японски. Русско-японские отношения не табуированная, но крайне личная тема. На Сахалине отрицательная миграция, но профицитный бюджет. Третья по величине диаспора сахалинцев живет при этом в Калининграде, в регионе с дефицитным бюджетом и положительной миграцией. Не только экономические факторы определяют, где нам жить. Но если для калининградцев Польша или Германия — страны с похожими взглядами на мир, системой письменности, то сахалинцы живут рядом с культурами с другой письменностью, которая воспринимается ими в лучшем случае как дизайн. При этом у сахалинцев с конца 19 века отсутствуют описания их жизни — последнее оставил Антон Павлович Чехов с книгой «Остров Сахалин», который описал местную жизнь как каторгу. Представьте, что про жизнь в вашем регионе никогда не пишут в федеральных медиа. Получается, вы ежедневно смотритесь в зеркало, которое вас не отражает. Конечно, вам кажется, что настоящая жизнь — она где угодно, только не здесь. Потому что для мира ее не существует. Мы пытаемся объяснить, что можно не ждать, пока Останкинская башня начнет вещать про тебя, а самому рассказать миру о себе, и тогда мир обратит на тебя внимание. По сути, мы с помощью кинофестиваля создаем условия для описания жизни на Сахалине — как внутри острова, так и со стороны».

Сергей Красноухов / ТАСС

Если прогуляться по Южно-Сахалинску, то увидишь много советских памятников: танк рядом с музеем Победы, вечный огонь, огромный храм — гигантизм и патриотизм. На вопрос о том, работает ли с этими местными ценностями «Край света» генеральный продюсер отвечает, что когда ты не живешь с ребенком, то даришь ему большие подарки на день рождения. «Гигантизм — это не плод воображения тех, кто живет на острове. Это напоминание о папе. Когда мы готовили выставку «Сахалин. Автобиография», то заметили, что недалеко от центра в промзоне стоит башня, самая высокая на острове, построенная в 1917 году. Там в свое время был японский бумагоделательный завод. Смотрите, что получается: эта башня — самое высокое строение на острове, а стоит уже более 70 лет и никем не востребована. Так что размер на Сахалине, мне кажется, значения не имеет».

Ради молодых и активных

В этом году первый раз на Сахалине запустили подростковый фестиваль «Игра света», который проходит за несколько дней до взрослого. При помощи кураторов дети и подростки учатся продюсировать культурные проекты, разбираются в дизайне, начинают снимать кино. Алексей Агранович подчеркивает, что детский и взрослый — это не два разных фестиваля, а звенья одной цепи, которая работает на решение главной задачи в регионе.

«Когда мы в первый раз прилетели сюда, у нас состоялся разговор с министром культуры и правительством области. И я все время спрашивал местную администрацию: «Зачем вам все это нужно?» — «Хотим сделать праздник для людей. Артисты будут приезжать». — «Но на эти же деньги можно каждый уик-энд целый год привозить знаменитостей, причем не только из Москвы». — «Фильмы хорошие показывать». — «Чтобы увеличить число синефилов в регионе на несколько сотен человек — разве это задача для правительства области?»

А я тогда не делал фестивали, что называется, «под ключ», но занимался открытиями и закрытиями на ММКФ, «Кинотавре» и других российских кинособытиях, пару раз был арт-директором. И я им предложил: «Давайте сделаем рентабельный фестиваль». — «То есть заработаем, что ли?» — «Нет, кинофестивали — убыточная история. Но зато они могут помочь в решении глобальных социальных задач, причем обойдутся дешевле, чем другие инструменты. Вот какая у вас главная проблема?» — «Многие хотят уехать с Сахалина, особенно молодые и активные». — «Если в результате 10 молодых и активных сахалинцев останутся на острове и будут сами создавать здесь культурную среду, будет фестиваль рентабельным или нет?» И мы решили все вместе, что будет».

Алексей Агранович отмечает, что зрители на Сахалине отличаются от зрителей в центре России, и вспоминает, как он вместе с фестивальной командой начинал создавать культурную среду для них: «Наша команда делает фестиваль уже восьмой год — первый год он проходил без нас. Мы сразу обратили внимание, что на острове живут уникальные зрители, но не понимали, в чем их особенность. В 2013 году мы запустили детскую анимационную мастерскую на фестивале. Ее кураторы из петербургской студии «ДА!», которые работают с детьми по всей стране, подошли ко мне и сказали: «Знаешь, мы такого нигде не видели, чтобы дети так же увлеченно, как собой, интересовались тем, что делают другие люди». В этом возрасте — 5-11 лет — очень нетипичное поведение. И мы поняли, что на острове люди по-другому относятся к окружающему их миру — это видно и по обсуждениям фильмов со взрослыми — они фильмы не смотрят, а рассматривают. Что сделало в кинематографической среде за эти годы наш фестиваль известным — это зрительские обсуждения, которые нигде не проходят так интенсивно и необычно.

Но вернемся к рентабельности. Мы решили, что будем провоцировать жителей Сахалинской области на создание своих культурных сообществ, и начали ежегодно предлагать им разные инструменты. Каждый год открывались новые мастерские: сначала кинолюбителей, потом были урбанистика, фотография, журналистика. Поворотным в жизни «Края света» стал мультимедийный проект «Сахалин. Автобиография», который мы сделали в марте 2018 года. Около шестидесяти местных авторов под руководством кураторов создали проект про историю острова, которая рассказывалась через историю местных жителей, через городскую и островную мифологию. Там было все — от проекта «Сахалинской википедии» до мебельной линейки, основанной на образе заброшенной японской бумажной фабрики. Но в то же время нам стало понятно, что для большинства участников наших мастерских мы превратились в какой-то кружок, где люди могут неделю пожить другой, более интересной жизнью, чтобы после окончания фестиваля вернуться к своей обычной. Тоже, конечно, результат — но немного не тот, которого нам хотелось достичь».

  • Призовой фонд конкурса-питчинга составил 5 млн рублей
  • Зайцева Ольга, «Евстафий» — 1 900 000 рублей
  • Ким Игорь, «Детство 0.0» — 350 000 рублей
  • Кофман Алексей, «Заброшенная земля» — 350 000 рублей
  • Малыш Марина «Море волнуется три» — 1 600 000 рублей
  • Михайлова Дарья «Тюлень и камбала», анимация — 500 000 рублей

Организаторы фестиваля хотят, чтобы подростки могли получить профессиональное образование на Сахалине. В будущем команда «Края света» хочет запустить режиссерскую мастерскую, похожую на проект Александра Николаевича Сокурова, который учил молодых режиссеров в Кабардино-Балкарии. Агранович рассказывает о тех, кто мог бы преподавать в этой мастерской и о перспективах Сахалина. «Параллельно с организацией фестиваля наша команда работает над созданием концепции развития регионального кинематографа. Мы хотим, чтобы на Сахалине снимали свое кино, а сам остров стал съемочной площадкой для киногрупп из других регионов. Это не просто, сезон тут короткий, но зато здесь уникальные природные условия, и совсем рядом Корея, Китай и другие зарубежные рынки. Мы хотим, чтобы на Сахалине заработала кинокомиссия, надо лоббировать введение рибейтов — финансового инструмента, который позволяет возвращать продюсерам часть потраченных денег. Например, приезжает съемочная группа, они тратят тут свои деньги, создают рабочие места, включаются в местную экономику. Поэтому часть потраченных средств им возвращается, а в целом все это развивает территорию. Такой подход работает во всем мире. В ЮАР благодаря рибейтам кинематограф стал второй статьей доходов».

Что далеко ходить за примером — Михаил Идов снимал «Юмориста» в Риге, и пятую часть потраченных денег Рига вернула продюсерам. «Сейчас кинокомиссии будут появляться по всей России, готовится программа на федеральном уровне. И, кстати, первый шаг в этом направлении сделан — на закрытии фестиваля «Край света. Восток» врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко объявил о создании совета по развитию регионального кинематографа при губернаторе Сахалинской области. Этот совет и будет заниматься тем кругом вопросов, который я обозначил выше. Надеюсь, что к юбилейному, десятому кинофестивалю нам удастся с помощью этого инструмента достичь каких-то ощутимых результатов».

Новости партнеров