закрыть

Умри, но не сейчас: что делать, если вы абсолютно выгорели

Кадр из фильма «Американский психопат» / Lions Gate Films
Раз в полгода даже самый успешный и эффективный руководитель бизнеса обязательно выгорает, потому что нельзя быть классным 24 часа в сутки круглый год. Что с этим делать — никто не знает, кроме колумниста Forbes Life Дмитрия Фалалеева

Самый быстрый выход из одного из самых серьезных моих выгораний в жизни произошел в прошлом августе в пустыне штата Невада в сорокоградусную жару. Это был фестиваль Burning Man — и это не шутка. Так это работает теперь.

Я знаю очень многих по-настоящему сильных и крутых лидеров, которые создают выдающиеся продукты, глобальные компании, сильные команды. Все они заряжают своей энергией и, выходя на сцену, вдохновляют многих людей. И я не знаю ни одного из них, кто не выгорал бы по меньшей мере раз в полгода. А все, кого я знаю действительно хорошо, проходили через кризисы, не менее грандиозные, чем их достижения, по году, а то и два. Не надо себя обманывать: большие результаты — это всегда огромные вложения себя — своего здоровья, своих нервов, своей жизни. Быть все время заряженным и «классным» и не выгорать невозможно, это байки из книг про тайм-менеджмент. Молодые лидеры, в отличие от прошлых поколений, не делают вид, что это не так. И пытаются с этим что-то сделать. Причем системно: дауншифтинга — читай срыва — я почти не встречаю, заниматься собой надо всегда, а не только раз в полгода на Бали.

Естественно, со своим внутренним балансом все работают по-разному. А так как лидер это всегда еще и извращенный мозг, каких только изощренных инструментов не бывает — от личных ботов, которые следят за треком здоровья хозяина, до хитроумных индивидуальных биохакинг-программ. Описать «в общем» эти системы не выйдет, поэтому упростим — попробуем понять, на что именно «давят» ребята, чтобы быть более-менее в норме. Сразу вынесем за скобки здоровье, в том числе и биохакинг-практики, и спорт — очевидно, что сегодня фаундер или СЕО быстрорастущей компании не имеет возможности никак ими не заниматься, иначе он просто долго на своем стуле не продержится. Итак, основные новые треки.

Гигиена мышления

Осознанность — слово уже грандиозно опошленное, почти потерявшее смысл. Но так или иначе, главная задача суперперегруженного человека сегодня — научиться в этом диком ритме понимать себя и уже исходя из этого действовать, хоть в работе, хоть в «остальной жизни». Палитра инструментов огромна — на одной ее стороне мы найдем разнообразные вещества, а на другой — духовные практики (впрочем, некоторые ухитряются совмещать). Это такой «мозговой менеджмент». По ходу многие обнаруживают обескураживающие инсайты: экстраверты, которых традиционно много среди предпринимателей, понимают, что они на самом деле интроверты, «достигаторы» — что им хочется строить не громадные компании, а фермы, чтобы растить помидоры (и это реальный кейс). Если интересно углубиться в совсем «передовые» подходы к осознанности, имеет смысл изучить опыт основателя Twitter Джека Дорси, одного из главных техно-фриков (второй, пожалуй, это главный биохакер от бизнеса Дейв Аспри) Кремниевой долины. Джек пишет об этом немного, собственно, на своей странице в Twitter. Пока нам долгими годами вдалбливали, что хороший лидер не мыслит ничем, кроме бизнеса и KPI, Джек познавал себя, ездя на випассану, неделями медитируя в буддистских ретритах (вот целое мини-исследование на его счет) и практикуя голодание. Сложно сказать, виноват ли образ жизни или что-то другое, но выглядит он действительно получше многих традиционных участников списка Forbes.

Универсальных советов, как стать осознанным и слышать себя, разумеется, нет. Но начинают (и многие сразу останавливаются на этом) обычно с двух вещей: випассаны и медитации. Причем говорим мы не об эзотерических формах, а чисто «управленческих», которые помогают просто начать наводить порядок в мыслях — пользе медитации посвящены многочисленные научные исследования.

Кстати, самое популярное приложение для медитации Calm оценили не так давно в $1 млрд. Дальше, при желании, можно зайти очень далеко — вплоть до шаманских практик и глухой эзотерики — тут уже личное дело. Но очевидно главное: не замеченный раньше классическими «бизнес-науками» внутренний мир человека теперь современными лидерами считается гораздо важнее, чем как раз эти самые бизнес-науки. Многие ребята-предприниматели уже имеют собственные системы и обширный опыт работы с ментальным здоровьем и охотно им делятся. Например, основатель Zoon Илья Мутовин, сооснователь DBrain Дмитрий Мацкевич, сооснователь Meta Иван Замесин.

Аскетизм и восстановление

Современный фаундер — это мотор, который вынужден отдавать себя многим вещам: команде, партнерам, клиентам. Не все при этом экстраверты по природе, да и последним тяжело выдерживать бешеный ритм современности. Если раньше постоянная вовлеченность считалась достоинством и необходимостью, то теперь умение «выпилиться» из реальности на какое-то время — чуть ли не главный навык. У всех, кого я знаю, разработана на этот счет целая система. Обычно это несколько вещей.

Первое — это обязательное удаление себя из соцсетей или по крайней мере выключение любых напоминаний, а также выключение средств коммуникации.

Второе — физический уход от каждодневной реальности, необязательно даже ретрит или випассана, а просто регулярный (это важно!) выезд со сменой обстановки. Скажем, на природу. Третье — ретрит в каждодневном режиме, обычно та же медитация или йога.

Четвертое — временное ограничение в общении с людьми (в разумных пределах). В последнее время набирает популярность и аскетизм в классическом его понимании: временный отказ от секса, ограничение в питании, голодание (можно посмотреть, например, на опыт сооснователя Evernote Фила Либина), отказ от алкоголя и развлечений, жесткий график сна с ранним подъемом. Чуть раньше уже было сказано про випассану, и это один из самых часто используемых на сегодня и традиционных форматов ухода «в себя». Вот отличная статья про випассану в Fast Company — между прочим, медиа про технологии и будущее, которая буквально пестрит фамилиями техно-лидеров.

«Получание» и «отдавание»

Это вообще довольно новая и неожиданная для нас всех штука. Например, просто огромным стал интерес к менторству — причем многие молодые, но прокачанные ребята захотели делиться своими знаниями, а не только получать. Раньше это были в основном люди традиционно пенсионного возраста. Отсюда рост числа практических или мотивационных лекций, блогов, каких-то менторских объединений, совместных «деланий чего-то». Никто не понимает, как это «готовить правильно», просто потому, что на эту тему не существует «матчасти». Кто как может, так и старается. Но стало очевидно, что современным лидерам важно оставить что-то не после себя, как это было раньше, а прямо сейчас.

Кстати, «отдавание» — это еще и полезно (научно доказано: при этом выделяется дофамин, который в организме отвечает за удовольствие). «Отдавание» возможно как конкретным людям, в менторстве (один из лучших проектов на эту тему в России — от предпринимателя и экс-финансиста Алексея Коровина), так и миру в целом. Скажем, на легендарном фестивале Burning Man, для которого «отдавание» служит одной из главных идей, в этом году было, только по моим подсчетам, сразу пять лагерей, построенных российскими предпринимателями — от кофейных до банных. В Кремниевой долине «отдавание» — это давно хороший тон.

Еще один инструмент, который интересен едва ли не всем, — шеринг с помощью комьюнити. Буквально в августе я обсуждал комьюнити-проекты сразу с нескольким очень успешными молодыми предпринимателями в Калифорнии, и меня поразило, что они почти не рассматривают их в парадигме бизнеса, как это было раньше (та же Долина нашпигована разнообразными стартап-хаусами и стартап-комьюнити), а как желание вариться в «прикольной среде». Здесь, опять же, никто не умеет «готовить правильно», но и потенциал, и желание огромны (отсюда отчасти успех «Камчатки», Stay Hungry или фестиваля «Возраст счастья» основателя «Коммерсанта» Владимира Яковлева).

На интересе к комьюнити и совместному «деланию« отчасти базируется новый венчурный проект WeWork — WeLive, который, по сути, является, модной коммуналкой. Платите только за то, чем реально пользуетесь, и живите с классными соседями — в этом главная мысль. Управляющий директор Nurture Development, организации, которая занимается развитием сообществ в Европе, Кормак Рассел рассуждает о том, как сделать людей при помощи сообществ счастливее — помогать им концентрироваться на своих сильных качествах. У Кормака есть книга примерно про то же — он вообще крупный эксперт именно по сообществам. А Кристин Тач, ребенок камбоджийских беженцев, в своем выступлении на TEDx проводит параллели между коммуной и строительством компании, так что в пристальном интересе предпринимателей к такому формату нет ничего удивительного. А еще есть кейс Zappos, огромной компании, основатель которой Тони Шей установил холократию — плоскую систему менеджмента, во многом основанную на культуре доверия.

Участие в социальных проектах

Этот пункт, безусловно, тоже про «отдавание», но уже другого характера. Благотворительность была всегда. Богатые и просто состоятельные люди были озадачены общемировыми проблемами и 20, и 30 лет назад. Но сегодняшним лидерам нравится

а) работать руками (образно или в прямом смысле слова);

б) делать что-то для реальных, а не абстрактных людей;

в) они видят в этом, возможно, дело свей жизни, а не хобби.

Впрочем, не надо далеко ходить за примерами. Классный предприниматель родом из Белоруссии, сооснователь американской компании PandaDocМикита Микадо Микадо в прошлом году запустил инициативу #войтивайти: вместе с несколькими другими молодыми предпринимателями из Белоруссии и России он давал гранты в $1000 молодым ребятам, которые хотят, но не имеют возможности научиться IT-профессии. Резонанс в стране был очень большой. И, похоже, таких примеров будет все больше. Иногда современные лидеры делают выбор посвятить свою жизнь, ну или ее отрезок, социальной миссии. В какой-то степени это история про известного финансиста, айрон-мена Юрия Белонощенко, который вместе с женой делает сеть развивающих центров для детей «Бэби-Клуб». Уверен, будь у этих людей желание делать именно бизнес, они выбрали бы что-то иное.

И вот главный на самом деле тезис, который лично я испытал на себе и на котором строю компанию и здесь, и в Калифорнии: современный человек, лидер или нет, не хочет больше думать, как раньше, про эффективность. Он хочет думать про счастье.

Новости партнеров