«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена

Forbes
Тина Канделаки Forbes Contributor, Нинель Баянова Forbes Staff, Ярослав Бабушкин Forbes Staff, Андрей Сатин Forbes Contributor, Андрей Родин Forbes Contributor, Данил Седлов Forbes Staff, Ирина Казьмина Forbes Staff
Forbes знает все о дорогих вещах и их владельцах. В новом выпуске «Дорогих штучек» журналист и бизнесвумен Тина Канделаки расскажет о любви банкира Петра Авена к русскому искусству и самых дорогих произведениях из его коллекции

Глава банковской группы «Альфа-банк» Петр Авен прославился вовсе не любовью к роскошным яхтам и бизнес-джетам, а своей страстью к живописи. Следуя традициям российских коллекционеров и меценатов начала 20 века, он собрал поистине уникальные полотна, которые могли бы составить честь любому музею — будь то Эрмитаж или Лувр. Его коллекция русского искусства считается лучшей среди частных.

Любовь к живописи возникла у будущего банкира еще в школьные годы. По словам Авена, в 16 лет он стал завсегдатаем воскресных показов в доме у вдовы художника Роберта Фалька. Она не только рассказывала о полотнах своего гениального мужа гостям, но и предлагала купить некоторые работы. В те годы эти бесценные шедевры продавались за вполне подъемные деньги — около тысячи советских рублей, и юный Петр Авен даже просил отца купить кое-что из картин Фалька. Но у главы семейства Авенов были другие представления о прекрасном.

Банкир смог утолить свою страсть к искусству только в 1990-е годы, когда в стране появилась возможность легально купить огромное количество шедевральных полотен. Свою первую картину он приобрел в 1993 году, это был натюрморт Павла Кузнецова 1920-х годов. Бизнесмен заплатил за нее всего $5000.

Авен задался целью собрать лучшую коллекцию русского искусства в мире и не жалел на это денег. Неугасающий интерес к живописи и огромные финансовые возможности позволили банкиру стать крупнейшим игроком на российском арт-рынке. Арт-дилеры, занимающиеся русским искусством, стали сами выходить на Авена и предлагать ему первоклассные работы.

Со временем миллиардер пополнил свою коллекцию шедеврами Константина Коровина, Петра Кончаловского, Марка Шагала, Василия Кандинского, Бориса Кустодиева, Аристарха Лентулова и многих других именитых художников. Работы, собранные банкиром, выставлялись в Еврейском музее в Москве, галерее Тейт в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Авен не раз признавался, что хочет основать собственный частный музей, который стал бы постоянным домом для его полотен.

Сейчас стоимость коллекции Петра Авена стоит не меньше $500 млн, хотя в западной прессе фигурировали и более внушительные оценки — вплоть до $2 млрд. За какие картины банкир заплатил больше всего? Forbes представляет пятерку самых дорогих полотен из собрания Петра Авена.

5. «Красные дома», Марк Шагал, $4,9 млн

Эту картину, написанную в 1922 году одним из главных русских художников XX века Марком Шагалом, Авен приобрел в 2015 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне за $4,9 млн. Во время торгов ему пришлось соревноваться за право обладать этим шедевром со своим бизнес-партнером Германом Ханом, который также начал коллекционировать русское искусство. «Эта картина одновременно о России, о еврейском отношении к жизни, то есть о вечном движении, и, конечно же, она высочайшего художественного качества», — так Петр Авен прокомментировал покупку в интервью Financial Times.

«Красные дома» — одно из нескольких полотен, написанных Шагалом за месяцы, которые он провел в Берлине в 1922 году. Эта картина полна ностальгии художника по недавно покинутому родному городу Витебску. На ней можно увидеть дом, в котором родился Шагал — он расположен на фоне ярко-красного ландшафта и темного неба и больше походит на сновидение, что характерно для творчества художника. Эта красная хижина с резными оконными рамами встречается на многих ранних работах Шагала, но далеко не каждая из них была оценена столь высоко, как «Красные дома».

4. «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая», Роберт Фальк, $10 млн

В 2013 году совместно с владельцем «Акрона» Вячеславом Кантором банкир приобрел картину советского художника Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». По оценкам экспертов, бизнесмены заплатили за эту работу около $10 млн. Примечательно, что картина выставлялась на аукционе Sotheby’s с примерной ценой 2,5-3,5 млн фунтов стерлингов, что соответствовало в то время около $3,8-5,3 млн.

Герой картины Каган-Шабшай — известный в начале XX века коллекционер современного искусства. Он одним из первых поверил в талант Марка Шагала, собрав около тридцати ранних работ художника. Каган-Шабшай планировал основать в Москве музей еврейского искусства, но в городе его идея не нашла поддержки. В результате он подарил большую часть своей коллекции Одессе, которая, таким образом, получила один из первых еврейских музеев в Европе. Однако во время Второй мировой войны коллекция исчезла — предположительно, музей уничтожили фашисты.

3. «Три акробата», Марк Шагал, $13 млн

Эту работу легендарного Марка Шагала, написанную в 1926 году в Париже, Авен купил на аукционе Christie’s в 2013 году за $13 млн. У картины сложная история. Известно, что одноименное произведение Шагал написал в свой первый парижский период (1911-1914 годы), то есть на десятилетие раньше. Однако первый вариант «Трех акробатов» был утерян.

«Три акробата», Марк Шагал

В 1914 году перед отъездом в Россию художник оставил более 40 работ владельцу берлинской галереи «Штурм» Герварту Вальдену для выставки. Потом началась Первая мировая война, и Шагал с женой не могли вернуться в Европу вплоть до 1922 года. Когда художник, наконец, попал в Берлин, оказалось, что все его картины уже были распроданы. Шагал сначала пытался вернуть их через суд, а потом стал восстанавливать утраченные работы по памяти. Так появились «Три акробата» 1926 года.

2. «Портрет Велимира Хлебникова», Михаил Ларионов, $20 млн

«Портрет Велимира Хлебникова», написанный в 1910 году одним из основателей русского авангарда Михаилом Ларионовым, — это единственный сохранившийся портрет поэта-футуриста. Доподлинно неизвестно, какую сумму Авен выложил за эту уникальную работу, однако ее оценочная стоимость составляет не менее $20 млн.

С «Портрета Велимира Хлебникова» начнется общение Ларионова с футуристами, а также новый период в творчестве художника, когда он присоединился к движению авангардистов «Бубновый валет». По стилистике эта картина напоминает полотна Гогена — поэт-футурист явно изображен где-то в джунглях. По мнению искусствоведов, этот упрощенный и при этом очень яркий стиль работает на идею, что художник, как и поэт, не живет в обыденной реальности.

1. «Эскиз к импровизации №8», Василий Кандинский, $23 млн

За эту картину банкир в 2012 году заплатил на аукционе Christie’s в Нью-Йорке $23 млн. Это настоящий ценовой рекорд для работ Кандинского — до этого самой дорогой его картиной была «Фуга» 1914 года, проданная за $20,9 млн. Столь высокая цена абсолютно оправданна: «Импровизации» Кандинского, созданные в 1909-1910 годах, считаются поворотными в его творчестве: от фигуративной живописи художник впервые переходит к абстракции.

«Эскиз к импровизации №8», Василий Кандинский

Эскиз с изображением героя с золотым мечом более 50 лет находился в собрании фонда братьев Фолькарт из Швейцарии. В 1960 году фонд выставил картину в швейцарском Художественном музее Винтертура, где она и пребывала до аукциона, время от времени «выбираясь» на выставки в главные музеи мира.

По мнению международного директора департамента импрессионизма и модернизма Christie's Андреаса Румблера, на верхнем плане картины изображен Киев. В сюжете этого эскиза, написанного в 1909 году в баварском городе Марнау, отражены как немецкие народные сказки, так и легенда о святых Борисе и Глебе.

Новости партнеров