Бенефис актера Петрова и много танков: как прошла кинопремия «Золотой Орел — 2020»

пресс-служба Mercury
24 января в одном из павильонов Мосфильма состоялось вручение кинопремии «Золотой Орел». Лучшим фильмом стал «Текст» Клима Шипенко, лучшим актером — Александр Петров, а лучшей актрисой — Виктория Мирошниченко за роль в картине «Дылда». Forbes Life побывал на церемонии и делится впечатлениями от увиденного

Зима, которую все так ждали, пришла в Москву, как всегда, не вовремя – мокрый снег и ветер обрушились на город ровно в тот вечер, когда к зданию Мосфильма при полном параде стали съезжаться главные представители российской киноиндустрии. Здесь им (если повезло) вручали премию «Золотой Орел». Каждый год Национальная Академия кинематографических искусств и наук России присуждает за выдающиеся достижения в сфере киноискусства статуэтку, изготовленную генеральным партнером премии Mercury — из позолоченного серебра и редкого итальянского мрамора. 

И, судя по всему, в 2019 году самым выдающимся достижением российского кино Академия считает фильм «Т-34», который был представлен в подавляющем количестве номинаций — главные из которых он в итоге и выиграл. В том числе, награду за лучший сценарий и лучшую режиссуру унес его автор Алексей Сидоров (который, кстати, когда-то сделал легендарную «Бригаду»). Поблагодарив коллег и родных, Сидоров неожиданно подытожил: «Слава русскому оружию, которое вдохновляет нас». 

Алексей Сидоров
Алексей Сидоров

Тема войны вообще удивительным образом красной нитью прошла через всю церемонию. Зачином стала речь победителя в первой же номинации — за лучший неигровой фильм — документалиста Александра Звягинцева, снявшего картину «Без срока давности. Открывая шкаф позора» о событиях, произошедших 12 августа 1944 года, когда немецкие солдаты 16-ой дивизии СС расстреляли почти 600 человек в итальянской деревне. 

Он, тоже несколько неожиданно, провозгласил вечер церемонии началом празднования 75-летия со дня победы в Великой Отечественной войне. 

И, по факту, оказался прав. О жизни после войны проникновенно говорила Чулпан Хаматова, представляя фильм «Дылда», — о том, как сложно научиться снова любить и просто быть счастливым, если ты пережил такое ужасное время. И судя по тому, в какой ненависти и злобе мы живем сейчас, война нас не отпускает до сих пор. И закончится она только в тот момент, когда мы снова научимся любить друг друга. 

О войне говорили, разумеется, представляя фильм «Т-34» — о том, что хорошо бы не повторять такого подвига. Очевидно, что организаторы церемонии пытались подчеркнуть таким образом пацифистские настроения, а не наоборот. Но в итоге, разговоры и песни о войне в сочетании с мелькающими на огромных экранах танками почти в каждой номинации ни на минуту не давали забыть, что 2020-й объявлен в России годом памяти и славы. 

Триумф «Текста» и бенефис Александра Петрова

Но все-таки главные баталии в этот вечер были киношными. Кстати, в этом году к статуэтке был добавлен и денежный приз — 150 тысяч рублей за «одиночную» награду и 300 тысяч — за «групповую».

В главной номинации — за лучший фильм — сражались «Дылда» Кантемира Балагова , «Бык» Бориса Акопова, «Одесса» Валерия Тодоровского, «Т-34» Алексея Сидорова и «Текст» Клима Шипенко. Последний остался победителем — и совершенно заслуженно.

пресс-служба Mercury
пресс-служба Mercury

Клим Шипенко, надо отметить, вообще стал главным героем последних месяцев: помимо крайне успешного и в прокате, и среди кинокритиков «Текста», его новый фильм «Холоп» в первые же дни нового года собрал небывалую для российского кино кассу — больше 1 млрд рублей. Так что выходил он на сцену «Золотого Орла» абсолютным триумфатором. 

Кроме того, «Текст» получил еще несколько наград: унес приз за лучшую роль второго плана Иван Янковский, за лучшую мужскую роль — Александр Петров, а еще был отмечен монтаж Тима Павелко.

Еще один лидер по количеству номинаций — фильм «Одесса» — ушел домой с тремя наградами: «Лучшая работа художника-постановщика» — Владимир Гудилин, «Лучшая женская роль второго плана» — Евгения Брик, и «Лучшая операторская работа» — Роман Васьянов.

Виктория Мирошниченко
Виктория Мирошниченко

А вот без пяти минут номинант на «Оскар» и лауреат Каннского фестиваля «Дылда», хоть и был номинирован на лучший фильм, получил только награду за лучшую женскую роль — Виктории Мирошниченко. Видимо, что хорошо для международных академиков, то не всегда дотягивает для высоких требований их российских коллег. Хотя другой номинант на «Оскар» — мультипликатор Константин Бронзит — получил приз за анимационный фильм «Он не может жить без космоса». 

Специальный приз за заслуги перед кинематографом получила Алиса Бруновна Фрейндлих, которую поздравил лично Никита Михалков. Зал аплодировал актрисе стоя. 

пресс-служба Mercury
пресс-служба Mercury

Еще порадовал всех Павел Деревянко, пришедший на премию в оранжевых очках и отличном настроении, которое просто излучал на несколько метров вокруг. Он получил награду в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» за роль чиновника в сериале «Домашний арест». «Настроение бомбическое, «Орел» прилетел в гнездо», — сказал актер со сцены и сорвал аплодисменты. «Домашний арест» вообще не раз хвалили со сцены – отдельные слова восхищения передавали его продюсеру Семену Слепакову, которого в зале не было. 

Лучшую женскую роль в сериале, по мнению Академии, сыграла Анна Михалкова в «Шторме» Бориса Хлебникова. «Это очень важная работа для меня, и я подумала, что даже если назовут не меня, я все равно выйду, — пошутила Михалкова и добавила, что для этой роли (смертельно больной женщины – прим.ред.) ей нужно было набраться жизненного опыта, потому что иначе зритель бы почувствовал фальшь. 

Среди коротких сериалов (до 10 серий) статуэтка досталась «Годунову» с Сергеем Безруковым в главной роли, а среди длинных (больше 10 серий) — «Ненастье» Сергея Урсуляка. Который признался, что сам болел и голосовал за «Домашний арест». 

Павел Деревянко
Павел Деревянко

И только Александр Петров — которого, кажется, уже должен был взять на проверку какой-нибудь киношный ФАС, если бы он существовал, — ни с кем не боролся. Кроме, разве что, самого себя – почти в каждой номинации был фильм или сериал с его участием. Винить в этом самого Петрова рука не поднимается — как он сам сказал в недавнем интервью Forbes Life, «когда прет, надо фигачить по полной». Но зато многое говорит об индустрии тот факт, что во всех номинациях представлены одни и те же фильмы, среди которых абсолютная монополия у патриотического блокбастера про войну. 

При том, что в 2019 году были сняты такие картины, как, например, чрезвычайно успешная в прокате ($1,6 млн) драма «Верность» Нигины Сайфуллаевой, которая революционно для российского кино осмысляет женскую сексуальность и семейные отношения. Но на «Золотом Орле» фильм был полностью проигнорирован. Ни в одной номинации не была заявлена «Большая поэзия» Александра Лунгина — сложная драма о посттравматическом синдроме у молодых парней, вернувшихся с войны и вынужденных как-то находить себя в серой, беспросветной жизни российских окраин. Но нет.

Хотя и сам Петров, получая приз за лучшую мужскую роль, отметил, что «русское кино не в жопе» и сейчас делается много хороших фильмов. А еще признался, что надеется оставаться искренним и не потерять простодушие. Чего и всем желает.

Не место для дискуссий

В отличие от своих западных коллег, которые на любых церемониях — от «Оскара» до «Эмми» — говорят об экологии, благотворительности и, конечно, феминизме, представители российской киноиндустрии явно не пытаются использовать сцену для выражения своей позиции по остроактуальным вопросам. Ни в одном выступлении ни одного победителя или награждающего не прозвучало даже намека на политику или социальную проблематику. 

Хотя все выходящие на сцену бесконечно восхищались женщинами в кино. Актер Александр Кузнецов, вместе с Ингеборгой Дапкунайте вручавший статуэтки победителям, признался, что без сильных напарниц на площадке, многие его роли бы вообще не удались. Что приятно, но пока весьма отдаленно напоминает борьбу за гендерное равноправие в киноиндустрии, которая все еще на уровне создания продукта остается очень «мужской» — и женщин-режиссеров, и женщин-сценаристов, и женщин-операторов по-прежнему катастрофически мало. 

пресс-служба Mercury
пресс-служба Mercury

Но, будем надеяться, это изменится с приходом нового министра культуры Ольги Любимовой. Именно она и открыла церемонию «Золотого Орла», зачитав приветствие от президента, и призналась, что очень волнуется: «Помню, как два года назад я пришла на «Золотой Орел» и очень нервничала, так как меня тогда только что назначили главой департамента кино. Мне кажется, все получилось у нас за эти два года, и я вам безумно за это благодарна». Это было первое крупное публичное мероприятие, где Любимова появилась в новой должности.

В целом, все со сцены говорили исключительно про любовь — кажется, на один вечер киношный цех забыл про конкуренцию и сплотился в едином порыве нежности друг к другу. И еще к российскому оружию, особенно танкам.