Российский павильон на архитектурной биеннале в Венеции покажет кино, игры и музыку

Людмила Лунина Forbes Contributor
Из архива пресс-службы
Объявлены участники российской экспозиции на XVII Международной архитектурной биеннале в Венеции: все как на подбор творцы с трагическим мироощущением, один из них — архитектор. О том, что это значит, специально для Forbes Life обозреватель The Art Newspaper Людмила Лунина

Подготовка к очередной архитектурной биеннале в Венеции, которая откроется 23 мая и продлится по 29 ноября 2020 года, продолжает удивлять неожиданными поворотами. Напомним, первым сюрпризом стала новость, что российский павильон в садах Джардини сдан в аренду на 10 лет молодой и эффективной (за четыре года 10 выставок в крупнейших российских музеях, включая ММоМА и Третьяковскую галерею) консалтинговой компании Smart Art, которой владеют дочь министра иностранных дел РФ Екатерина Винокурова и дочь топ-менеджера «Ростеха» Анастасия Карнеева.

Второй неожиданной новость стало приглашение Терезы Иароччи Мавики на роль комиссара выставки. Глава Фонда Леонида Михельсона V-A-C Тереза Мавика — большой авторитет в российском арт-мире, сейчас она занята реконструкцией грандиозной ГЭС-2 на Болотном острове, будущего культурного центра нового формата. То, что она позвала в кураторы итальянца Ипполито Пестеллини Лапарелли с 10-летним опытом работы в ОМА у Рэма Колхаса, куратора европейской биеннале «Манифеста-12» в 2018 году, но без опыта взаимодействия с российской архитектурной средой и без глубокого знания участников процесса, было даже интересным опытом. Идея куратора заключается в попытке переосмыслить значение павильона как здания и как институции. Куратор провозгласил политику открытых дверей (наш раздел так и будет называться — OPEN!) и призвать к участию в биеннале new generation — профессионалов моложе 40 лет. Подразумевается, что русский павильон станет рабочим офисом: там в режиме реального времени специалисты будут проектировать будущее самого павильона, который постоянно нуждается в разного рода починках и реконструкциях.

17 февраля 2020 года организационный комитет подвел итоги (правда, пока не окончательные) конкурса на участие в биеннале. На него было подано более 100 заявок. Решение отборочной комиссии выглядит весьма прихотливым, но для данного случая даже логическим. Из полудюжины отобранных команд-участников архитекторами является только одна KASA (Kovaleva and Sato Architects). Александра Ковалева — выпускница магистерской программы школы МАРШ. Она успела поработать в бюро Дзюнья Исигами (junya.ishigami+associates) в Японии, после чего она и ее партнер Кэй Сато основали собственную компанию. Пока ребята укрепляют свою репутацию участием во всевозможных конкурсах, и Венецианская биеннале наверняка придаст ускорение их карьере (а заодно поднимет статус школы МАРШ). KASA привлечет к работе коллег Марию Пшеничникову, Харуки Седзи, Йосихиро Фукусиму и Ксению Воронину. Сообща они изучат варианты бережного использования нашего павильона и его более продуманную интеграцию в окружающий ландшафт.

Как любое значимое событие offline, наша экспозиция на биеннале будет иметь чат-бот в интернете. За его разработку отвечает компания Lion & Unicorn (Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Мария Качалова, Антон Кальгаев, Мария Косарева, Иван Курячий, Дарья Насонова). В идеале каждый посетитель сможет влиться в рабочий коллектив с помощью специального интернет-приложения.

Еще один вариант участия в рабочем процессе — просмотр фильмов молодых российских режиссеров. За составление программы отвечает Владимир Надеин, сооснователь и продюсер Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF).

Наверняка яркий след в проекте оставит гейм-дизайнер, художник инфернально-апокалиптического таланта Михаил Максимов. Он представит последний вариант своей игровой платформы MOMAM (Museum of Modern Art Massacre).

У проекта будет и звуковой образ. Над ним работает московский техно-музыкант и продюсер, основатель лейбла RASSVET Records Павел Миляков (Buttechno). На открытии он представит аудиомузыкальный перформанс. Милюков — музыкант драматически-тревожного склада, и для аудитории его выступления — всегда серьезный экзистенциальный опыт.

И, наконец, Владимир Раннев — молодой композитор из Санкт-Петербурга. Один из последних проектов Раннева — VR-перформанс группы AES+F по мотивам оперы «Турандот»: композитор обеспечивает проекту музыкальный ряд, вступая в диалог с музыкой Джакомо Пуччини.

Если подвести предварительные итоги, то, судя по бэкграунду всех отобранных участников биеннале, скучно в нашем павильоне точно не будет: музыка, игры, фильмы — каждый посетитель найдет занятие по душе. То, что все действо получится милым и приятным, — вопрос открытый: каждый художник по отдельности никаких оптимистических месседжей в пространство не посылает, наоборот, все как на подбор — творцы с трагическим мироощущением. Что касается реальной архитектуры, то, наверное, в любом процессе нужны паузы, смена вех, эти периоды так же важны, как и время бури и натиска. Проект прошел одобрение художественного совета Министерства культуры. В совет входят заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак, исполнительный директор ММоМА Василий Церетели, художники Эмилия Кабакова и Вадим Захаров, директор музея современного искусства M KHA Барт де Баре, главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов, профессор истории русского искусства университета Ca' Foscari Сильвия Бурини, директор Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко Елена Лунгина, международные кураторы Франческо Бонами и Каролин Буржуа.