Котел крутых людей: что осталось за кадром фильма Юрия Дудя о Кремниевой долине

Getty Images
Getty Images
Юрий Дудь снял увлекательный документальный фильм про предпринимателей Кремниевой долины. Фильм выполнил важную функцию, показав новые лица, и позволил услышать их истории. Постоянный обозреватель Forbes Life основатель U Skillz Дмитрий Фалалеев посмотрел новую работу на канале «ВДудь» и рассказывает, насколько точно она отражает дух и ценности Долины

— Слушай, я тут долго думал и понял: хочу построить дом, где будут жить все мои друзья. Отсюда, из России, —  неважно.

— В смысле жить? Приезжать в гости?

— Да нет, все время жить. Прямо тут, в Сан-Франциско. 

Это диалог трехлетней давности с моим другом и уже деловым партнером Андреем Дороничевым, создателем мобильного YouTube, — одним из главных героев последнего фильма Юрия Дудя про Кремниевую долину. И в этом обрывке разговора для меня заключается квинтэссенция Андрея и других обитателей Долины, которых я знаю. Квинтэссенция мечты и ее воплощения.

Как часто нам приходилось читать на страницах Forbes горькие слова бизнесменов разного калибра о том, что предприниматели и есть самые настоящие герои этой страны. Но вряд ли даже кто-то из них самих всерьез верил, что страна это хоть когда-то признает. И тем не менее, возможно, признание происходит прямо сейчас. Пусть не вся страна, но молодая ее часть, похоже, готова к таким героям.

Парадокс лишь в том, что герои живут немного не в этой стране, или как минимум не только в ней. Фильм Юрия Дудя про русскоязычных обитателей Кремниевой долины подтвердил обе мысли. Инвесторы и технологические предприниматели на одном с нами языке рассказали свои вдохновляющие истории — и хотя фильм должен был объяснить, как устроена технологическая Мекка, он получился не только об этом. А о героях и их историях. Молодые, не боящиеся смеяться над собой и своими провалами (по официальной статистике из десяти проинвестированных стартапов в Долине погибает девять), рисковые, «гиковатые» — на таких предпринимателей молодая часть страны хочет смотреть. Об этом говорит даже тот факт, что Юрий Дудь — ролевая модель для почти того же среза молодежи — решил снимать этом фильм. 

Фильм выполнил важную функцию — показал новые лица, позволил услышать их истории. Поговорить об этих героях особенно интересно, и особенно интересно продолжить разговор про ценности и уникальные черты этих людей. Именно эти черты и особенности сформировали этих и подобных им людей — ДНК Кремниевой долины. 

Идеи. Безусловно, многие обитатели Bay Area идейные гики, понять которых можно только, когда сам проживешь тут некоторое время. Быть идейным тут сексуально, важно и правильно, поэтому даже некоторые (по нашим меркам) перегибы не считаются чем-то страшным. Идеи — большие, маленькие — управляют людьми. И в них верят. Посмотрите, например, на кейс локального и крайне модного в Сан-Франциско одежного бренда Everlane. В чем секрет? Бренд с недорогой и очень простой, лаконичной одеждой производит ее из переработанных материалов, говорит об этике, diversity и правах «других людей» — в самом широком понимании. Обратите внимание на сторителлинг — Radical Transparency. Важный комментарий: здесь в это действительно верят, поэтому оно работает. 

Поэтому тут так много стартапов, которые основаны на самых разных, в других концах планеты, кажущихся, вероятно, причудливыми идеях — продажа воздуха в бутылках (Vitality Air) или снега (Ship Snow Yo)? А теперь вспомните, что десять лет назад вы бы сказали про Uber, а пять — про Tesla.

Мечты. Когда мы читаем в СМИ про стартапы про летающие автомобили, полеты на Марс и подобную фантастику, мы часто на самом деле воспринимаем такую информацию как научпоп. Как часто мы выбираем не свою мечту, а что-то приземленное, потому что оно надежнее? Здесь люди не боятся мечтать, и, что еще важнее, они искренне верят, что могут сделать ракеты, которые отправятся на Юпитер. Вероятно, именно поэтому они их и сделают однажды. А если не сделают, то, по крайней мере, попробуют. «Возможно все» — это фраза одного из героев, который у нас недавно выступал, — кофаундера MSQRD (фантастического белорусского стартапа, который купил Facebook) Сергея Гончара. Когда мы спросили его об уроках MSQRD, это был один из пунктов — ощущение того, что границ нет и все в твоих руках. Это то, чем пропитан воздух Долины. 

Кстати, в этом году в мощнейший акселератор Y Combinator попало сразу пять российских команд — впервые в истории. Погуглите — вот вам имена новых героев через год, два или три (о да, тут все происходит быстро).

Котел крутых людей. А теперь закончим историю про Андрея Дороничева. Когда он решил, что хочет, чтобы в его доме жили друзья, он начал искать тот самый дом в Сан-Франциско. И нашел — в довольно плачевном состоянии, в не самом лучшем на тот момент районе. Три непростых года заняли оформление, ремонт, расселение предыдущих жильцов и еще множество трудностей. Но вот теперь существует дом, два этажа которого заселены друзьями, приятелями, знакомыми — некоторых из них мы видели в фильме. У дома уже даже есть «бренд» — «Добрый Дом». Скажу честно, не то чтобы я сомневался на старте —  скорее, просто не понял, что друг имеет в виду. И это, повторюсь, квинтэссенция Кремниевой долины — много фантастических людей с похожими ценностями в одном месте: живут, придумывают, общаются, ходят в гости, танцуют (поищите в Instagram weunitydance), готовят, играют на гитаре вечером. Это и есть Долина в ее лучшем проявлении — «котел людей и идей в одном месте».

Увлеченность. Не всех героев Дудя я знаю лично, но за всех, кого знаю, могу ручаться: если они захотят, вы пойдете за ними куда угодно. Причин на это много: люди тут не обделены ни талантами, ни личностными качествами, но, возможно, подобное встречается и в других глобальных местах силы (Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Москва не страдают от нехватки умных). Но такого неуемного любопытства, помноженного на увлеченность всем на свете я точно никогда не встречал. Я, наверное, навсегда запомню, как мы ехали по пустыне Невады на фестиваль Burning Man с моим другом Микитой Микадо (да, тоже есть у Дудя) — дорога была длинная, и он прочитал нам лекцию о биологии счастья на час. Отличный предприниматель, который изучает счастье (и многое другое), надо ли удивляться успеху такого человека? 

Скорость. В России мы привыкли обсуждать. Много встреч, много итераций — одно из десяти (условно) обсуждений заканчивается действием. И это в Москве, далеко не самом медленном месте в мире. Помню свое удивление, когда на барбекю у другого своего друга, тоже героя фильма Дудя, мы обсуждали наш проект, связанный с коливингами в Bay Area, — а уже на следующий день он мне написал: «Я все посмотрел, вот здесь район лучше, тут дома дешевле, поехали смотреть». Скорость реакции людей тут фантастическая. Да, конечно, не все проекты запускаются, не все получается, но быстро сделать рисерч, создать MVP (минимально жизнеспособный продукт), запустить, посмотреть «живет не живет» — эта цепочка действий уже показывает, почему эти ребята такие крутые: высочайшая конкуренция во всем не дает им шанса быть медленными. Пока мы в Москве только приходим к третьей версии, тут уже протестировали гипотезы и поняли, надо этим заниматься или нет. Фантастически интересно наблюдать за тем, как эта скорость развивается в Долине прямо на глазах. — в нашем последнем доме жили фаундеры LegionFarm, одного из стартапов, попавших в Y Combinator. Талантливые и крутые ребята здесь полетели ракетой.   

Это лишь несколько вещей, которые делают Кремниевую долину и ее обитателей особенными, а есть еще множество других: открытость, самая высокая в мире конкуренция, креативность, позитив, переходящий иногда даже границы разумного, бесконечное любопытство и желание всегда учиться.

После фильма Дудя в русскоязычно-долинном сообществе предсказуемо разгорелся холивар. Основные претензии к блогеру — полное и несправедливое игнорирование женщин-предпринимателей, отсутствие журналистского расследования (где про бомжей в Сан-Франциско? А про наркотики? Дикие цены? Стресс от конкуренции? Разбитые надежды? Это, мол, не журналистика и пренебрежение Дудя к diversity). 

Так или иначе, в этом споре тоже отражена суть Долины — места противоречивого, но в любом случае притягательного для молодых будущих предпринимателей, которые, вероятно, и были целевой аудиторией фильма Дудя.