«Баланс — всего лишь ошибочная метафора». Как сохранить здравый ум, работая дома

Getty Images
Getty Images
Как примирить работу, семейные обязанности и личные занятия? А главное, возможно ли это? Эксперты Harvard Business Review делятся советами и техниками, которые помогут справиться с перегрузками, научиться управлять временем и выделить самое важное в своей жизни

Forbes Life публикует две небольшие главы из новой книги «HBR Guide. Жизненный баланс­» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», перевод с английского Елены Куприяновой), которые кажутся наиболее актуальными в сегодняшних условиях массовой дистанционной работы из дома. Как сохранить здравый ум, когда работа сводит с ума и как включить заботу о себе в ежедневный график.

Сохраняйте здравый ум дома, когда работа сводит вас с ума  (Стюарт Фридман)

Как уменьшить недовольство близких в те моменты, когда вам приходится максимально сосредоточиться на работе? И как сделать так, чтобы всплеск внимания к ней не превратился в «новый стандарт» жизни? Если коротко — поговорите о том, что важнее всего для вас и для близких.

Во-первых, забудьте о балансе —  это всего лишь ошибочная метафора того, как выглядит успех в различных сферах жизни. Невозможно достичь идеального равновесия между четырьмя областями  — работой, домом, окружением и личностью — на год, неделю или даже на день. Естественно, бывают моменты, когда один из этих аспектов оказывается в центре внимания.

Когда всплеск трудовой деятельности оказывает пагубное воздействие на вашу семью или другую часть вашей жизни, значит, пришло время для того, что я называю «диалогом заинтересованных сторон» — бесед с важными для вас людьми о взаимных ожиданиях и о том, как лучше всего удовлетворить их сейчас и в долгосрочной перспективе.

Вот пять шагов, которые необходимо предпринять в таких разговорах:

1. Предоставьте контекст, объяснив дома (или в сообществе), почему работа временно требует вашего исключительного внимания. То есть: «Позвольте мне рассказать немного о том, что происходит…» Не растекайтесь мыслью по древу. Это не оправдание, а лишь краткое обоснование, которое заложит основу для диалога.

2. Объясните цель того, что вы делаете на работе, и то, что это важно не только для вашего собственного роста, но и для процветания семьи. Например: «Посвятив свои усилия этому сейчас, я смогу…, что важно для нас, потому что…».

3. Спросите о последствиях, которые, по мнению домашних, могут возникнуть в результате переключения вашего внимания на работу. Узнайте больше о том, что означают для них эти перемены. Например, вы можете сказать: «Скажите, в чем вы видите сложности?» — а затем попросите уточнить: «Можете привести пример?» Не  пытайтесь преуменьшить трудности, о  которых услышите; вместо этого проявите сочувствие.

4. Выразите искреннее раскаяние за  разочарование или боль, которую вы можете причинить, четко обозначая свое понимание того, как ваши действия могут вызывать стресс и напряжение. Например: «Мне жаль, что моя занятость причиняет вам боль». Возьмите на себя ответственность.

5. Изучите альтернативы минимизации таких негативных последствий. Например: «Я не знаю, что может помочь; есть ли у вас идеи, как я могу улучшить ситуацию для нас, нашей семьи, наших отношений?» И спросите еще раз: «Что еще, по-вашему, я могу сделать сейчас или в будущем?»

 Скорее всего, вы обнаружите возможности для действий, которые не  будут стоить вам большого труда, но помогут свести к минимуму любой ущерб, причиненный погружением в работу. Вы можете даже улучшить качество ваших отношений с семьей, друзьями и другими людьми в вашей жизни.

 Вы, скорее всего, ошибаетесь, думая, что семья или вы сами лишаетесь чего-то важного, если пропускаете семейный ужин. Может быть, вашей дочери важнее, чтобы вы отвезли ее в школу? Или ваш супруг с радостью пообедает с вами в городе, даже если после этого вам  придется вернуться в офис, а он или она поедет домой? Может быть, они не расстроятся, если вы будете больше путешествовать или дольше работать, а дома — уделять им безраздельное внимание? Вы не узнаете, пока не спросите.

Я обнаружил, что другие часто ожидают от нас совсем не того, что мы думали, и не в таких объемах. И если вы не знаете, что важно и значимо для ваших близких сейчас и в будущем, то не сможете выработать оптимальные решения, которые исправят ситуацию.

После того как вы прошли через бурный этап на работе и смогли удержать свой домашний корабль на плаву, полезно еще раз обдумать путь продвижения вперед, который подходит для всех сторон. Возможно, вы захотите отметить конец этого периода праздничным ужином — эдакий способ поставить жирную точку.

Затем, по мере возвращения к нормальной рабочей нагрузке, продолжайте диалог с заинтересованными сторонами. Уделите немного времени тому, чтобы проанализировать, какие из использованных вами стратегий сработали, а какие нет. Главное — продолжать искать новые способы адаптации — либо на работе, либо дома, — которые позволят вам посвятить себя тому, что для вас наиболее ценно, независимо от препятствий, с которыми приходится сталкиваться.

 

Шесть способов включить заботу о себе в рабочий день (Эми Джен Су)

Последние несколько лет я учила лидеров навыку заботы о себе — как ключевому компоненту общей производительности. Расширение функционала или обязанностей не  должно происходить в ущерб здоровью и благополучию. Один генеральный директор, с которым я сотрудничала, прекрасно выразил суть: «Забота о себе перестала быть роскошью — теперь это часть работы». Так что же такое забота о себе и как ее практиковать?

 

Расширьте определение заботы о себе В основе заботы о себе лежат ваши отношения со своим «я». Иными словами, вы чувствуете и понимаете, что вам нужно, чтобы быть творческим, эффективным и истинным «я». Именно поэтому вместо узкого определения заботы о себе как исключительно физического здоровья (хотя это тоже важный компонент) необходимо обратить внимание на другие показатели: заботу о своих разуме, эмоциях, отношениях, окружающей среде, времени и ресурсах.

 

Откажитесь от слова «нужно»

Забота о себе может казаться пугающей или недостижимой. Но цель не в том, чтобы добавить что-то еще в уже полную тарелку или создать повод для самобичевания. Например, вас может раздражать, когда другие люди предлагают больше заботиться о себе, особенно если вам кажется, что они не понимают, насколько вы и так заняты. Забота о себе не порождается осуждением и не реагирует на него (и то и другое — это формы самовредительства, как я опишу ниже). Напротив, забота о себе вытекает из намерения поддерживать связь с самим собой и своей целью в жизни: кто и что может служить поддержкой и приносить пользу тому позитивному вкладу, который я надеюсь внести?

 

Добавьте заботу о себе в свои повседневные дела

 Вместо того чтобы заниматься заботой о себе «вне работы», важно естественным образом «вплести» ее в свой рабочий день. Ниже приведены шесть примеров того, как это сделали мои клиенты. Однако забота о себе — это очень личный вопрос, поэтому воспринимайте их не как исчерпывающий список, а как идеи, направленные на то, чтобы наставить вас на верный путь.

 

Сделайте перерыв

Зачастую наш самый суровый критик —  это мы сами. Когда вы сжимаетесь под грузом ответственности или в вас пробуждается перфекционист, спросите себя: «Что бы я сказал коллеге или другу в подобной ситуации?» Исследования профессора Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон продемонстрировали, что для пользы от работы и обучения в группах нужна одновременно ответственность и психологическая безопасность. Сдерживая внутреннего критика, вы создадите правильные психологические условия и быстрее пройдете сквозь периоды размышлений или сомнений в себе.

Цените время, деньги и ресурсы

В течение рабочего дня коллеги и другие люди часто просят нас уделить им время или другие ресурсы, отвлекая от более значимых дел. Именно поэтому важно каждое утро выделять по 15 минут, чтобы записать три вещи, которые вы хотите сделать в  этот день. Прежде чем рефлекторно-автоматически ответить согласием на очередной поступивший в ваш адрес запрос, взвесьте свои приоритеты. Забота о себе означает понимание собственных ценности, влияния и вклада в работу.

 

Совершите круг почета

Что вы сделали на прошлой неделе? Многие из нас даже не помнят этого, потому что, закончив работу или пережив кризис, сразу перешли к следующему этапу. Не торопитесь — организуйте перерыв для себя и своей команды, чтобы оглянуться на прошедший месяц или квартал и назвать или записать все, что прошло хорошо или было особенно приятно. Такой отчет поможет вам и вашим коллегам сохранить энтузиазм и зафиксировать в памяти ценнейшие вклад и действия.

 

 Окружите себя хорошими людьми

Здоровые отношения и поддержка — важная часть заботы о себе. Подумайте, предоставляет ли ваша команда достаточные рычаги для решения приоритетных задач. Обратите внимание, кто способствует умножению вашей энергии, а кто ее истощает. Ограничьте общение с «энергетическими вампирами». Инвестируйте в тех, кто вдохновляет и поддерживает вас и кто понимает, что такое здоровое взаимодействие. То же самое относится и к вашим отношениям вне работы. Не позволяйте последней вычеркнуть из вашей жизни самых значимых людей. Используйте перерывы в течение дня или, например, дорогу на работу, чтобы позвонить друзьям и близким. Выделяйте достаточно времени вне работы, чтобы поддерживать отношения с ними.

 

Обновите свое рабочее место

Рабочее пространство оказывает значительное влияние на производительность. Очистите разум, убравшись на столе. Повесьте картины или фото, которые вдохновляют вас или напоминают о значимых людях и ценных вещах. Рабочее место должно быть отражением вашей лучшей стороны.

 

Подзарядитесь и перегрузитесь

Следите за своим уровнем энергии. Для большинства занятых профессионалов восемь часов сна каждую ночь — это (к сожалению) нереально. Но очень важно хотя бы попытаться «заправить» свой «топливный бак» в течение недели, поэтому отведите необходимое время в среду или четверг на то, чтобы выспаться. Не менее важно встроить восстановительные перерывы в свой рабочий день. Например, попробуйте планировать больше встреч-прогулок или возьмите за правило обедать с коллегой или другом не на рабочем месте. Если вы едете в командировку и у вас есть лишние полчаса до посадки на рейс, остановитесь у одного из массажных кресел, чтобы расслабиться и подзарядиться перед поездкой.

 

 Следите за непрерывностью заботы о себе

В периоды стресса забота о себе может быть отодвинута на второй план. Обращайте внимание (не забывая о сострадании к себе), когда вы теряете связь с вашим истинным «я» следующими путями.

 

Пренебрежение собой При высокой рабочей или чрезмерной общей загруженности пренебрежение собой становится привычным для многих из нас. Мы становимся похожими на белок в колесе. По мере нарастания чувства тревоги и перегруженности все труднее сохранять спокойствие и отказываться от повседневных учебных тренировок, перерывов в работе и просьб других людей. Мы заканчиваем рабочий день, ощущая себя полностью истощенными.

 

Самоконтроль

 Поддержание образа компетентного профессионала — важный навык лидера, но в некоторых случаях мы заходим слишком далеко. При чрезмерном самоконтроле вы подавляете или отрицаете эмоции, упорно работая над сохранением «профессионального лица». В конце концов вы чувствуете усталость от постоянного притворства и рискуете показаться неискренним.

 

Самовредительство Иногда мы не достигаем своей цели или наивысших приоритетов, потому что сами себе мешаем. Обращайте внимание, когда вы переходите к контрпродуктивным привычкам: прокрастинации, «накручиванию» самого себя или отвлечению внимания, чтобы избежать беспокойства или страха перед выполнением наиважнейших задач.

 

Самосохранение

В конкурентном мире легко поддаться «психологии бедности». Сосредотачиваясь на недостатке ресурсов, мы порой забываем о том, что лучше для бизнеса. Явно выраженная конкуренция может заставить других воспринимать вас как человека, чрезмерно рьяно защищающего свою территорию и озабоченного собственной выгодой.

В каждом из этих случаев вы теряете управление. Вместо этого в вашей жизни хозяйничают тревога, контроль, пренебрежение к уязвимости или страх. Замечайте (без осуждения), когда вы становитесь жертвой вышеперечисленных факторов, и практикуйте заботу о себе, чтобы полноценно вернуться к своему «я».

Поскольку наша трудовая жизнь становится все более насыщенной, забота о себе приобретает все большее значение. Нам становится легко быть искренними, позитивными и эффективными.