Магия Криштиану. Почему Jeep готов платить «Ювентусу» €42 млн в год

Как лучший клуб Италии получает от рекламы на футболках более €100 млн

В современном футболе спонсоры-долгожители встречаются редко — логотипы на футболках ведущих клубов мира могут меняться хоть каждый год. Это связано со многими факторами — компании переключаются на другие рынки или связывают себя с теми командами, которые чаще побеждают, а клубы всегда ищут более щедрых спонсоров. Поэтому такие истории, как сотрудничество Philips и «ПСВ Эйндховен» (более 30 лет) или «Интера» и Pirelli (с 1995 года), крайне редки. В таких случаях стороны зачастую связывают узы попрочнее финансовых. Так, штаб-квартира успешных «шинников» находится в Милане, и они давно поддерживают клуб из родного города.

Еще одним рекордсменом вполне может стать Jeep — название автомобильной марки появилось на футболках туринского «Ювентуса» в 2012 году, вскоре после первого за девять лет титула чемпиона Италии. Сумма трехлетнего контракта составила €35 млн, то есть почти €12 млн в год. Через три года он был продлен на шесть лет, сумма выросла до €17 млн в год, причем за победу в чемпионате, и за выход в четвертьфинал Лиги чемпионов команда получала еще по миллиону. Интересно, что при этом «Юве» находился лишь на втором месте в Италии по выплатам от титульного спонсора — скромный «Сассуоло» получал от компании Mapei, принадлежащей владельцу клуба Джорджо Скуинци, на миллион евро больше.

В последние годы ситуация изменилась. В «Ювентус» пришел один из самым популярных футболистов мира — Криштиану Роналду, чье появление привлекло повышенное внимание как к клубу, так и к чемпионату Италии в целом. Денежный оборот клуба вырос в несколько раз — в 2020-м доходы достигли отметки €621 млн  (в 2018 году — €505 миллионов, +23%), а количество фанатов по всему миру превысило 420 миллионов человек. Выросли и расходы — за Криштиану пришлось заплатить более €100 млн, были и другие дорогие покупки, в том числе и молодое дарование из Нидерландов Маттейс Де Лигт, обошедшееся примерно в €85 млн. Все это стало поводом для пересмотра контракта с Jeep — получая €17 млн в год, «Ювентус» не входил даже в десятку клубов в мире по доходам от титульного спонсора.

В итоге «автомобильшики» переподписали соглашение, увеличив выплаты сразу на €25 млн до общей суммы €42 млн за сезон (€46 млн с учетом бонусов). Важно уточнить — такая сговорчивость связана не только с очевидным ростом популярности «Ювентуса», но и с принадлежностью Jeep к группе FIAT Chrysler. Fiat — такой же символ Турина, как и его футбольный флагман, а группа входит в состав Exor Holdings LTD, принадлежащей и контролируемой семьей Аньелли. И FIAT, и семья (Андреа Аньелли является президентом клуба) контролируют «Ювентус» практически с момента его основания. На сделки между такими сторонами UEFA традиционно налагает ограничения — спонсорские поступления не могут составлять более 30% от доходов клуба. Для «Юве» это не является проблемой  — €42 млн от Jeep составляют лишь 6,7% от годового дохода команды.

Помимо пересмотра соглашения с Jeep, «Ювентус» также подписал новое соглашение с adidas. Договор был заключен до 2027 года на сумму €408 млн. Таким образом, в Турине стали получать более €100 млн в год от рекламы на футболках, тем самым войдя в элитный клуб, где до этого находились «Барселона» (Nike и Rakuten), мадридский «Реал» (adidas и Fly Emirates) и «Манчестер Юнайтед» (adidas и Chevrolet).

Чемпионат Италии возобновился 20 июня. Первые матчи «Ювентуса» после карантинного трехмесячного перерыва прошли под девизом Keep Jeep and Restart, символом стала новинка Jeep 4xe — первая модель компании, оснащенная технологией гибридного привода plug-in. В посвященном возвращению футбола рекламном ролике фары внедорожника Jeep сменяются огнями стадиона «Ювентуса».