К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«За последний квартал мы потеряли $26 млн». Вице-президент IMAX в России Джон Шрайнер о кризисе и будущем киноиндустрии

Фото DR
Фото DR
В интервью Forbes Life вице-президент IMAX на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока Джон Шрайнер рассказал, как корпорации удалось пережить карантин (потеряв $26 млн, но сохранив сотрудников), как поменяется киноиндустрия в посткарантинном мире и почему публике всегда будут нужны кинотеатры

Компания IMAX существует на рынке с 1973 года, в России — с 2003-го. На данный момент в России работает 53 кинозала. По данным компании, в 2019 году фильмы в формате IMAX собрали в российском прокате 2,2 млрд рублей (на 24% больше, чем в 2018-м), а число посетителей залов увеличилось на 17% — до 4,7 млн. Одними из самых популярных из 36 вышедших за 2019 год фильмов были российские «Т-34» и «Тайна печати дракона» с суммой сборов 2,27 млрд рублей и 333,5 млн рублей соответственно. 

2019-й был для вас успешным, а как IMAX переживает этот сложный год? Что вы делали во время пандемии? 

Для нас этот год, как и для многих, действительно оказался непростым. Мы работаем на территории 81 страны, и в какой-то момент во время карантина из 1616 кинотеатров по всему миру были открыты только 15. Так что у нас фактически не было никакого дохода. Мы предприняли множество мер по сокращению затрат. В итоге, к счастью, нашей компании не пришлось никого увольнять — удалось пережить этот шторм, сохранив почти всю команду.

 

Как вам это удалось? Например, в ресторанной отрасли многих сотрудников пришлось переквалифицировать.

Для нас весь этот период оказался очень насыщенным. Мы активно дорабатывали и переделывали то, что есть, у нас наконец появилось время поработать над теми проектами, до которых раньше не доходили руки. Наш отдел продаж пересмотрел пару вещей, дистрибьюторский отдел тоже, маркетинговая команда погрузилась в работу над новыми мероприятиями и инициативами.

 

Вы можете рассказать, какими именно?

Пока что нет, но скоро вы все узнаете.

Вы подвели итог убыткам? По предварительной оценке Ассоциации владельцев кинотеатров, российские кинозалы в целом могут потерять по итогам года около 48 млрд рублей.

 

В принципе, чтобы оценить весь ущерб, достаточно посмотреть на котировки акций IMAX на фондовой бирже. За последний квартал мы потеряли $26 млн, это большие деньги в масштабах такой компании, как наша. Я надеюсь, что в этом квартале мы потеряем уже значительно меньше, потому что кинотеатры начинают открываться, запланировано несколько больших премьер. Но в прошлом квартале у нас не было никакой прибыли.

В какой-то момент во время карантина из 1616 кинотеатров по всему миру были открыты только 15

Что происходит сейчас? Как индустрия выходит из пандемии, как проходит восстановление? 

По мере того как кинотеатры по всему миру начинают открываться, ситуация улучшается, мы видим, как доход растет от недели к неделе. В Китае мы наблюдаем очень хорошую динамику. Там было несколько релизов — например, «Поезд в Пусан 2: Полуостров», а еще на большие экраны вернулись ленты «Интерстеллар», «Начало» и обновленная версия картины «Гарри Поттер и философский камень» в формате 4K-3D. В прошлые выходные в Китае стартовал первый блокбастер «Восемь сотен» —это такая китайская версия фильма «Сталинград», у него похожий сюжет. Это стало своеобразным тестом для всей индустрии и для нас тоже. И, надо сказать, этот тест прошел весьма удачно.

У вас есть уже первые цифры?

Лента собрала в общей сумме больше $112 млн, а в IMAX — $7,5 млн. И это при том, что сейчас загрузка китайских кинотеатров составляет всего 50%. Так что получается, что наши сборы — а это меньше 1% всех экранов в стране — составили 6,5% от общего числа. И это действительно обнадеживающий знак. Мы с оптимизмом наблюдаем и за тем, что происходит на других рынках — например, в Японии по мере выпуска новых фильмов, все тоже начало медленно возвращаться в норму. Конечно, там график релизов более размеренный, поэтому в какой-то момент все затормозилось, просто потому что им стало нечего выпускать. Но в целом мы видим положительную динамику, поэтому стараемся держать фокус на позитивных вещах.

 

А что в России?

Пока рано говорить о чем-то. С того момента, как кинотеатры начали открываться, прошло еще слишком мало времени, чтобы дать сейчас какую-то оценку. В этом месяце работу возобновили только восемь кинотеатров IMAX. Мы очень ждем выхода фильма «Довод» (дата премьеры в России назначена на 3 сентября. — Forbes Life) — это для нас своеобразная точка отсчета, и мы стремимся к тому, чтобы к этому времени большая часть кинотеатров IMAX в России снова заработала. Но я повторюсь, мы настроены очень оптимистично и надеемся, что с выходом этого фильма, люди вернутся в кинотеатры.

Чуть ли не главной проблемой с момента начала распространения инфекции COVID-19 было держать людей под контролем. Люди все равно хотят ходить на вечеринки и развлекаться

Как вы думаете, можно ли ожидать аншлагов? Таких же больших потоков зрителей, как раньше?

В этом плане хороший пример показал Китай. Там составили прекрасный план выпуска контента, каждую неделю ситуация заметно улучшается. Фильм, который я упоминал до этого, «Восемь сотен», занял третье место в рейтинге лучших премьер за всю нашу историю на этой территории, и это при том, что это картина местного производства. Так что прогнозы весьма многообещающие.

 

А зритель поменялся за время карантина? Когда все начинало закрываться, все надеялись, что карантин закончится очень быстро и все вернутся туда же, где были до этого. Но сейчас становится очевидно, что это невозможно. Вы уже делали какие-то выводы о том, как поменялась публика, ее привычки? 

Пока что мы не проводили никаких новых исследований на тему того, чего хотят потребители, потому что слишком рано это делать. Во время карантина у зрителей просто не было выбора, им приходилось сидеть дома и смотреть телевизор. А пока у них не было этого выбора, пока они с ним еще не «пожили», нет смысла спрашивать, что им нравится. Они пока еще не знают, из чего они могут выбирать.

Конечно, такое исследование скоро обязательно появится, но я могу сказать уже сейчас, что, судя по тому, что я вижу вокруг в мире, люди все равно хотят социализироваться за пределами своих домов, ходить куда-то, все ищут новых впечатлений.

Если почитать новости, становится очевидно, что чуть ли не главной проблемой с момента начала распространения инфекции COVID-19 было держать людей под контролем. Потому что люди все равно хотят ходить на вечеринки и развлекаться, сложно заставить всех сидеть дома. И конечно, это не очень хорошо с той точки зрения, что это мешает правительствам разных стран в борьбе с распространением вируса, но в то же время, это явный знак того, что в долгосрочной перспективе кинотеатры выживут. Просто потому что поход в кино — это по-прежнему прекрасный способ выбраться из дома и получить новые впечатления.

 

Что IMAX придумал для привлечения новой аудитории и увеличения лояльности уже существующей? Например, ЦДК активно продвигали свою онлайн-платформу, «Москино» и «Каро» тоже запустили онлайн-проекты с кинопоказами и лекциями, стали появляться драйв-ины (автокинотеатры под открытым небом. — Forbes Life).

Мы очень много сил вложили в нашу новую инициативу IMAX Enhanced, направленную на то, чтобы улучшить качество контента, который вы смотрите у себя дома. Мы еще не запустили эту программу в России, но в США уже можно купить технику, звуковые системы, телевизоры и контент на стриминговых сервисах с лицензией IMAX Enhanced. Это то, что позволит воспроизвести в домашних условиях опыт, максимально приближенный к кинотеатральному. На данный момент у нас есть партнерские соглашения с Sony, DTS и другими компаниями. Также мы продолжаем работать над собственным контентом. На прошлой неделе мы выпустили в прокат концертный фильм группы Muse Simulation Theory, чтобы привлечь в кинотеатры нашу постоянную аудиторию и новую, младшего возраста. И мы планируем и дальше работать над контентом такого плана.

Самый главный тренд посткарантинного мира — это новые эксперименты прокатчиков с так называемыми окнами

К слову, о контенте. Кино сейчас активно снимают в альтернативных форматах — не только в горизонтальном, но и в вертикальном, для просмотра на смартфонах. Вы не боитесь конкуренции? 

Я думаю, что всем найдется место. Наша цель — это обеспечить контент и условия для времяпрепровождения вне дома. Например, тот же фильм «Довод» будет заметно отличаться при просмотре в кинотеатре IMAX, учитывая то, что при его съемках использовали камеры IMAX. В ближайшее время на экраны выйдет несколько таких картин. Это «Чудо-женщина: 1984», новая картина о Бонде «Не время  умирать», «Черная Вдова» и другой контент, такой, как упомянутый мной ранее концертный фильм Muse — его мы тоже очень скоро выпустим здесь. В целом мы сосредоточены на качественном контенте, потому что в конечном итоге люди идут в кино именно за ним, а не за технологическими «штучками».

 

Планируете ли вы новые сотрудничества над фильмами? В феврале вы говорили, что вели переговоры по новым контрактам на строительство кинозалов и выпуску нескольких локальных релизов в формате, в продолжение успешных «Т-34» и «Тайна печати дракона». 

Конечно, мы планируем. В России скоро выйдет много всего интересного, но я не могу пока что рассказать подробности и что-то проанонсировать. Несколько лет мы сотрудничаем с кинокомпанией Art Pictures и Федором Бондарчуком, и в прошлом году, в период новогодних праздников выпустили «Вторжение». Если говорить о датах, то здесь все будет зависеть от ситуации в мире. Сейчас даты релизов постоянно меняются, но я настроен очень оптимистично.

Что касается новых кинозалов, прямо накануне пандемии мы открыли новый кинотеатр в Хабаровске, и открытие прошло очень хорошо. Несколько недель, пока все не закрылось, новый зал занимал первое место в рейтинге российских IMAX по сборам. К открытию в ближайшее время почти готов кинозал в Пятигорске, также мы планировали открыть до конца этого года новую точку в Казани. Но пока что все непредсказуемо, многие процессы и вещи все еще на стопе, нужно подождать, пока все откроется и заработает.

Какие в целом прогнозы ближайшего развития киноиндустрии? Очень много разговоров сейчас о том, что, хотя пандемия и стала главным событием года, она на самом деле просто ускорила неизбежные процессы, события, которые и так должны были произойти.

 

Конечно, мы уже можем наблюдать какие-то тренды, и, как вы верно заметили, пандемия стала катализатором тех событий, которым и так было суждено случиться. В целом в киноиндустрии и так уже существовал тренд на разделение — выпускать зрелищные, масштабные фильмы на больших экранах, а ромкомы и комедии — в стриминговых сервисах. И я думаю, самый главный тренд посткарантинного мира — это новые эксперименты прокатчиков с так называемыми окнами — промежутками времени между выходом ленты на большом экране и ее премьерой в стриминговых сервисах. Киностудии и прокатчики будут продолжать изучать все возможные варианты и выдвигать гипотезы. Очевидно, что первым хочется, чтобы это окно было как можно более коротким, а вторым — как можно более длинным. Но это логичное явление в рамках дискуссии о том, как всем отстоять свою территорию и получить максимальную прибыль.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости