Как детский писатель Доктор Сьюз покорил Голливуд и заработал $33 млн спустя 30 лет после смерти

Netflix
Кадр из мультсериала «Зелёные яйца с ветчиной» Netflix
Из-за борьбы стриминговых сервисов за эксклюзивный контент интеллектуальная собственность становится как никогда ценной. Благодаря этому Доктор Сьюз  —  популярный американский детский писатель и мультипликатор, автор книг «Как Гринч Рождество украл» и «Кот в шляпе», умерший почти 30 лет назад,  — заработал $33 млн в 2020 году.

Детский писатель Теодор Гейзель, известный миллионам читателей как Доктор Сьюз, вынашивал план монетизации своего творческого наследия вплоть до самой смерти в 1991 году. С разработкой этого плана автору всеми любимых детских книг помогала его жена Одри, в браке с которой он прожил 23 года. За всю свою карьеру писатель опубликовал около 60 книг. Однако он понимал, что быстроразвивающееся общество потребления вскоре может забыть о его культовых персонажах вроде Гринча и Кота в шляпе. 

Если не брать во внимание мультфильм 1966 года «Как Гринч украл Рождество», несколько сделок с сетью универмагов Sears и производителем плюшевых игрушек Coleco, а также нереализованные планы по созданию выставки по мотивам детской книги «Первая рыбка» в океанариуме SeaWorld, то можно сказать, что Теодор и Одри Гейзель практически не монетизировали интеллектуальную собственность Доктора Сьюза. В основном они полагались на продажи книг. 

Хотя сам Сьюз однажды заметил, «я не создан для Голливуда, а он — для меня», перед смертью писатель попросил свою жену Одри сделать все возможное, чтобы как можно больше людей во всем мире узнали о его наследии. В одном из интервью Одри Гейзель вспоминала, как муж сказал ей: «Либо ты используешь все это, либо ты все потеряешь».

Доктор Сьюз читает книгу Кот в шляпе
Доктор Сьюз читает книгу Кот в шляпе / Фото Library of Congress

Жене Сьюза удалось исполнить его завет. В итоге за последний год, то есть даже спустя почти 30 лет после смерти, детский писатель заработал $33 млн до вычета налогов. Для сравнения: пять лет назад годовые доходы доктора Сьюза составляли $9,5 млн. В 2020 году Теодор Гейзель занял второе место в рейтинге умерших знаменитостей с самыми высокими доходами по версии Forbes.

Спустя два года после смерти мужа «маленькая, да удаленькая» Одри Гейзель по его наставлению основала компанию Seuss Enterprises. Несмотря на ограниченные ресурсы, жена покойного писателя и ее небольшая команда сосредоточились на издании большего количества детских книг Сьюза, а также на создании коллекции лицензионной продукции для поклонников его творчества и выпуске нескольких кинофильмов. Все это время Гейзель разъезжала по Южной Калифорнии на своем автомобиле Cadillac 1984 года с изготовленным на заказ номерным знаком, на котором красовалось слово GRINCH.

Одри Гейзель приложила немало усилий, чтобы исполнить предсмертную волю своего покойного мужа. По ее инициативе было реализовано несколько крупных проектов, в число которых вошли семейная комедия 2000 года «Гринч — похититель Рождества» с Джимом Керри в главной роли и сказочный кинофильм 2003 года «Кот», главную роль в котором исполнил Майк Майерс. Еще одним крупномасштабным успешным проектом стал популярный мультфильм 2008 года под названием «Хортон». В 2001 году на Бродвее также состоялась премьера мюзикла «Сьюзикл» по мотивам сразу нескольких сказок Доктора Сьюза. Но постановка не пользовалась большой популярностью и была закрыта после 198 представлений. 

Кадр сказочного кинофильма «Кот»
Кадр сказочного кинофильма «Кот»

«Одри сама напоминала персонажа из книг Доктора Сьюза. Она была настоящим маленьким чертенком», — рассказывает 57-летняя Сьюзан Брандт, занимающая должность президента Seuss Enterprises. Она устроилась на работу в компанию Гейзель более двадцати лет назад, поразив всех необычным сопроводительным письмом в стихотворной форме. «Одри очень нравилось то, чем мы занимались. Она была полностью довольна доходами нашей компании и не настаивала на том, чтобы мы зарабатывали больше», — вспоминает Брандт.

Все изменилось в 2012 году, когда Брандт стала президентом Seuss Enterprises. Поскольку у Одри Гейзель и Сьюза, который однажды заявил жене, «ты их рожаешь, а я — развлекаю», не было совместных детей, бразды правления компанией перешли не в руки их наследника, а в руки Брандт. С этим обстоятельством связан и тот факт, что руководство Seuss Enterprises пускает полученную прибыль в оборот. Брандт признает, что она не будет вечно управлять семейной компанией четы Гейзель. После вступления в должность президент Seuss Enterprises решила сделать все возможное, чтобы не отстать от создателей Гарри Поттера и кинематографической вселенной Marvel. Она поняла, что компании Seuss Enterprises нужно выйти за рамки производства детских игрушек и кинофильмов по мотивам книг доктора Сьюза. 

«Нам пришлось повзрослеть», — вспоминает Брандт. Первым крупным проектом Seuss Enterprises после 2012 года стал высокобюджетный мультсериал «Зеленые яйца с ветчиной» по мотивам знаменитой книги для маленьких детей, которые только учатся читать. При ее написании Сьюз использовал всего 50 слов. Идея создать новый мультсериал о приключениях друзей Сэма и Гая принадлежала теле- и кинопродюсеру Джеффу Климану.   

По словам Климана, одна из самых сложных задач заключалась в том, чтобы понять, как при создании мультсериала можно сохранить жизнерадостность, присущую всем произведениям Сьюза. «Мы задавались вопросом о том, как можно внести изменения в сюжет так, чтобы не испортить все. Где мы можем добавить что-то, а где нам нельзя заходить слишком далеко?», — вспоминает продюсер.

Климан вырос в местности под названием Ла-Хойя в штате Калифорния, где проживали Теодор и Одри Гейзель. В детстве он наряжался на Хэллоуин в жуткие костюмы и ходил от дома к дому, выпрашивая у соседей конфеты. При этом будущий кинопродюсер не обходил стороной и особняк четы Гейзель, построенный в средиземноморском стиле. Он часто размышлял о том, какие волшебные письма могут лежать в их красном почтовом ящике. Тем не менее, много лет спустя, когда ему довелось представить его бывшей соседке Одри Гейзель 24 огромных листа с раскадровкой одного из первых эпизодов нового мультсериала, он вспотел от волнения. «Знаете, ребята, я думала, что никому не под силу создать мультфильм по мотивам этой книги, но вам это действительно удалось», — заявила вдова Сьюза после 45-минутной презентации пилотного эпизода мультсериала «Зеленые яйца с ветчиной». Однако Одри Гейзель не дожила до его премьеры. Она умерла в 2018 году в возрасте 97 лет.

Голосами главных героев нового мультсериала, премьера которого состоялась на стриминговом сервисе Netflix в ноябре 2019 года, говорят Майкл Дуглас, Кигэн-Майкл Ки, Дайан Китон и другие знаменитые актеры. Сообщается, что производство его первого сезона, состоящего из 13 эпизодов, обошлось в $65 млн. Таким образом, мультсериал по мотивам книги Сьюза стал самым дорогим в истории кинематографа. Кроме того, он получил восторженные отзывы критиков и стал самым популярным проектом Netflix в первую неделю после его появления на стриминговом сервисе. В декабре 2019 года мультсериал «Зеленые яйца с ветчиной» продлили на второй сезон.

«Это была смена парадигмы», — рассказывает Брандт. По оценкам Forbes, компания Seuss Enterprises заработала на создании мультсериала не менее $5 млн. Это первые деньги, которые основанная Одри Гейзель компания заработала после смены стратегии развития, но далеко не последние. Президент Seuss Enterprises добавляет: «Большую роль здесь всегда играет доверие. Поручить кому-то создание подобного проекта — это как отдать ему своего ребенка. А ведь Доктор Сьюз — действительно один из самых культовых американских писателей». 

После сделки со стриминговым сервисом Netflix Брандт подписала контракт на создание двух мультфильмов с киностудией WarnerMedia, которая отвечала за анимацию в мультсериале «Зеленые яйца с ветчиной». Оба проекта будут созданы по мотивам книги Доктора Сьюза «Кот в шляпе», при написании которой автор использовал всего 250 слов. В 2020 году руководство WarnerMedia согласилось создать еще один мультфильм. Он будет основан на произведении «Это только начало!», которое стало последней книгой для детей, опубликованной при жизни Сьюза. К работе над созданием этих проектов киностудия привлекла лучших мировых специалистов, в число которых входят Джей Джей Абрамс и сотрудники его кинокомпании Bad Robot Productions, а также продюсер мультсериала «Южный парк» Эрика Ривинойя. 

За права на использование интеллектуальной собственности Теодора Гейзеля, основанная его женой компания получит семизначную сумму, а также дополнительные выплаты, размер которых будет зависеть от кассовых сборов. Кроме того, Seuss Enterprises будет использовать новые масштабные проекты для привлечения внимания аудитории к книгам доктора Сьюза, а также к короткометражным мультфильмам на YouTube-канале компании и к телевизионным мультсериалам. За последние несколько лет Брандт подписала ряд крупных лицензионных соглашений, благодаря которым производитель спортивной одежды и аксессуаров Billabong выпустил пляжные полотенца с иллюстрациями к книге доктора Сьюза «Первая рыбка» и панамы с принтами, вдохновленными его произведением «Это только начало!». Seuss Enterprises также развивает свое партнерство с крупной круизной компанией Carnival Cruises в рамках проекта для детей под названием Seuss at Sea. На борту круизного лайнера компании дети отдыхающих могут отведать на завтрак зеленые яйца с ветчиной, насладиться театральным представлением по мотивам книг Доктора Сьюза и поиграть с аниматорами, переодетыми в костюмы его самых популярных персонажей.

Помимо этого, в прошлом году по инициативе Брандт была создана пользующаяся большой популярностью передвижная выставка, посвященная доктору Сьюзу и его произведениям. Несмотря на временные трудности из-за начала пандемии COVID-19, за пять месяцев работы выставки в канадском Торонто ее организаторам удалось продать более 175 000 билетов и заработать $1 млн на продаже лицензионной продукции с изображением популярных персонажей из книг детского писателя. По данным журнала License Global, благодаря новой стратегии развития в прошлом году Доктор Сьюз стал на шаг ближе к тому, чтобы войти в рейтинг 50 крупнейших лицензионных брендов мира. Объем продаж билетов и лицензионной продукции с изображением персонажей Доктора Сьюза составил почти $1 млрд, что превышает объем продаж таких компаний, как Lego Group и Emoji.

Но если кто-то и знал, что именно нужно сделать, чтобы достичь успеха, то это был Доктор Сьюз. Дело в том, что однажды он произнес следующие слова: «Чтобы стать первым, нужно быть чудаком». 

Перевод Полины Шеноевой

Дополнительные материалы

Мертвые и богатые: рейтинг умерших знаменитостей с самыми высокими доходами