К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Глобальное затопление: сотни аэропортов могут закрыться из-за нарушения Парижского соглашения по климату

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Уже сейчас около 270 аэропортов по всему миру находятся под угрозой затопления из-за повышения уровня прибрежных вод. Если странам, подписавшим Парижское соглашение по климату, не удастся добиться поставленной цели и средняя температура на планете повысится более чем на 2°С, то к 2100 году уже 572 аэропорта столкнутся с угрозой затопления

В первый же день пребывания в должности президента Джо Байден подписал указ о возвращении США к обязательствам в рамках Парижского соглашения по климату, ратифицированного представителями почти 200 стран в целях прекращения добычи связанных с глобальным потеплением видов ископаемого топлива, таких как уголь, нефть и природный газ. Главная задача Парижского соглашения — это удержание прироста средней температуры на планете в пределах 2°С по сравнению с доиндустриальным уровнем, а более предпочтительно — в пределах 1,5°С.

Это хорошие новости как для любителей авиаперелетов, так и для людей, непосредственно связанных с авиацией. По словам ученых из Университета Ньюкасла, недавно опубликовавших результаты своего нового исследования в журнале Climate Risk Management, повышение средней температуры на планете на 2°С навсегда изменит авиаиндустрию.

США выбрали правильный момент для возвращения к обязательствам в рамках Парижского соглашения по климату. 2010-е годы стали самым жарким десятилетием за всю историю метеорологических наблюдений, а в Арктике в последние годы неоднократно фиксировали новые температурные рекорды.

 

Все это привело к повышению уровня моря, которое отрицательно сказывается на состоянии береговых линий разных стран. По данным последнего отчета, подготовленного учеными из Института морских наук Вирджинии при Колледже Вильгельма и Марии, уровень моря вдоль побережья США не просто повышается быстрее, чем раньше. По прогнозам ученых, к 2050 году мы можем ожидать повышения уровня моря на целых полметра. В таком случае менее чем за 30 лет уровень моря станет выше примерно на 50 см.

Спасти Кирибати: кто пострадает от глобального потепления

 

Профессора Ричард Доусон и Аарон Йесудиан из Инженерной школы Университета Ньюкасла представили рейтинг аэропортов, наиболее подверженных риску затопления из-за повышения уровня моря. В новый рейтинг вошло более 14 000 аэропортов по всему миру. При составлении рейтинга группа ученых под руководством британских профессоров учитывала расположение аэропортов и их подверженность штормовым приливам как по состоянию на сегодняшний день, так и в соответствии с прогнозами о повышении уровня моря. В рамках своей работы исследователи изучили вероятность затопления аэропортов из-за экстремальных изменений уровня моря. Кроме того, они оценили уровень эффективности действующих механизмов по защите аэропортов от наводнений и возможные последствия для авиаиндустрии.

По данным ученых, на сегодня около 270 аэропортов по всему миру находятся под угрозой затопления из-за повышения уровня прибрежных вод. В случае прироста средней температуры на планете менее чем на 2°С в соответствии с целями Парижского соглашения по климату 100 аэропортов окажутся ниже уровня моря. Еще 364 аэропорта подвергнутся риску затопления. Если странам, подписавшим Парижское соглашение по климату, не удастся добиться поставленной цели и средняя температура на планете повысится более чем на 2°С, то к 2100 году 572 аэропорта столкнутся с угрозой затопления.

Исследователи из Университета Ньюкасла привели множество причин, согласно которым аэропорты особенно подвержены риску затопления в связи с повышением уровня моря. Дело в том, что города часто расположены недалеко от моря. При этом местные аэропорты часто строятся именно в низменных районах. Все это происходит по практическим соображениям: в низменных районах, где риск крушения самолетов значительно ниже из-за траекторий их взлета и посадки, гораздо легче найти крупные участки равнинной земли, подходящие для строительства аэропорта. В результате во множестве стран аэропорты были построены на осушенных прибрежных территориях, в низменных заболоченных зонах и в поймах рек.

 

Наука отрицания: в чем заблуждаются климатические скептики

В своей работе Доусон и Йесудиан ссылаются на исследование, проведенное в 2019 году Межправительственной группой экспертов по изменению климата. Это исследование показало, как быстро повышается уровень моря вдоль береговых линий большинства стран мира. В этой связи Доусон и Йесудиан предполагают, что риск затопления аэропортов, построенных в низменных районах, будет неизбежно возрастать.

По данным исследователей из Университета Ньюкасла, топ-20 аэропортов, наиболее подверженных риску затопления из-за повышения уровня моря, расположены в Восточной и Юго-Восточной Азии. Первые строчки в рейтинге заняли аэропорт Суварнабхуми в столице Таиланда Бангкоке (BKK) и аэропорт Вэньчжоу Лонгван в Китае (WNZ). Наибольшее количество аэропортов, входящих в топ-20 рейтинга, находится в Китае, в том числе международный аэропорт Хунцяо в Шанхае (SHA).

В Европе наиболее подвержены риску затопления аэропорт Корво на португальских Азорских островах (CVU) и международный аэропорт в немецком Бремене (BRE). Первое место среди британских аэропортов, находящихся под угрозой затопления, занимает аэропорт Лондон-Сити (LCY). В случае отключения системы противопаводковой защиты самым уязвимым в Европе стал бы аэропорт Схипхол в Амстердаме (AMS), однако сейчас он довольно хорошо защищен от наводнений, вероятность наступления которых в этом регионе оценивается в один раз за 10 000 лет.

В топ-100 наиболее подверженных риску затопления аэропортов мира входит пять аэропортов США. Это международный аэропорт имени Луи Армстронга в Новом Орлеане (MSY), аэропорт Найтмьют на Аляске (NME), международный аэропорт Ки-Уэст в штате Флорида (EYW) и два из трех основных аэропортов Нью-Йорка — Ла-Гуардия (LGA) и Ньюарк Либерти (EWR).

 

Однако повышение уровня моря сказывается не только на состоянии береговых линий разных государств. Это явление представляет собой опасность не просто для отдельных аэропортов, но и для всей авиаиндустрии в целом. «Аэропорты в прибрежных зонах имеют непропорционально большое значение для индустрии авиаперевозок. К 2100 году из-за повышения уровня моря нам придется изменить от 10% до 20% всех маршрутов авиаперелетов», — заявил профессор Доусон. «В этой связи повышение уровня моря представляет серьезный риск для глобальных пассажирских и грузовых авиаперевозок, что влечет за собой значительные издержки, связанные как с прямым ущербом, так и с изменением маршрутов авиаперелетов», — добавил исследователь. В конечном итоге группа ученых из Университета Ньюкасла пришла к выводу, что примерно одна пятая всех маршрутов авиаперелетов может подвергнуться серьезным изменениям из-за повышения уровня моря.

Исследователи предсказывают закрытие некоторых небольших региональных аэропортов, сохранение и дальнейшая эксплуатация которых будут нерентабельными. По словам ученых, некоторые регионы мира гораздо сильнее пострадают от повышения уровня моря, поскольку аэропорты представляют собой «важные жизненные артерии с экономической, социальной и медицинской точек зрения».

Крупные аэропорты, как правило, хорошо защищены от наводнений. Кроме того, в их случае гораздо выше вероятность предоставления финансовой поддержки, которая будет направлена на переоборудование систем противопаводковой защиты. «В контексте глобальных затрат на инфраструктуру стоимость переоборудования защитных систем будет весьма скромной», — заявил профессор Доусон.

Наиболее уязвимыми исследователи назвали почти 1000 прибрежных аэропортов с небольшим количеством коммерческих маршрутов — до пяти. «В отдельных регионах дни некоторых аэропортов сочтены из-за высоких темпов повышения уровня моря, ограниченных экономических ресурсов или наличия места для размещения альтернативных объектов», — добавил Доусон.

 

20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes

20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes»
20 фото

Перевод Полины Шеноевой

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+