К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal

На Pitti Uomo во Флоренции фешен-журналист Александр Рымкевич познакомился с Жан-Франсуа Бардиноном, который владеет культовым французским брендом Chapal, и выяснил, за что их летные куртки так любил Жан-Поль Бельмондо и так ценят гонщики

Если бы в мире существовала периодическая таблица производителей предметов роскоши, то высшие позиции в ней занимали бы всего несколько марок, и в их числе французская мануфактура Chapal. Сегодня этот бренд с почти 200-летней историей известен как производитель необычных кожаных курток, однако на деле Chapal — это намного больше.

Любой предмет роскоши начинается с качества материала, и в семье Шапаль знали, как его создать, задолго до того, как начали выпускать одежду. В 1832 году в местечке Крок близ Клермон-Феррана Марьен Куни открыл первую кожевенную мастерскую. Он долгое время работал в Лионе и нашел способ применить технологию окрашивания шелка к меху кролика.  А его кузен Леонард Шапаль стал торговать цветными кроличьими шкурками в парижском магазине. Бизнес рос, и к концу века компания наладила выделку других видов кож, а в 1882 году открыла фабрику в Бруклине. 

Сегодня Chapal остается компанией с полностью вертикальным производством: она занимается всем — от выработки сырья до изготовления и продажи готовой продукции. При этом она не продает кожу другим брендам, полностью используя ее для собственных нужд. «В этом смысле у нас нет конкурентов: это редкий случай, когда все процессы сосредоточены внутри одной компании. Даже если вспомнить Hermes, чей бизнес когда-то начался с дубильни, то сегодня они закупают кожи других производителей и не влияют на процесс их обработки. Мы же контролируем все этапы: решаем, каким будет цвет и как его добиться, применяя секретные ингредиенты и техники выделки кожи. По такому же принципу мы работаем с денимом, окрашивая его в нашей дубильне в той же технике, что и кожу», — рассказывает сегодняшний владелец компании Жан-Франсуа Бардинон на выставке Pitti Uomo во Флоренции, где марка традиционно показывает свои новинки. Он представитель восьмого поколения семьи владельцев бренда. 

 

Семейные отношения — вещь хрупкая, а когда речь идет о большом бизнесе — и подавно. А Chapal некогда были очень большими. К своему 100-летию в 1932 году компания управляла дюжиной фабрик по обе стороны Атлантики и обеспечивала работой 3000 человек. Их фабрика в Бруклине по обработке кроличьего меха была самой большой в США, помимо этого Chapal владели крупным шляпным производством в Коннектикуте, поскольку фетр для шляп делается из пуха кролика. И спрос на их продукцию был настолько высок, что мех приходилось дополнительно импортировать из Франции. 

Война уничтожила много компаний, но Chapal имела стратегическое значение. Она проявила себя еще в Первую мировую войну, когда выполняла заказ французской армии на производство комбинезонов из овчины и длинных кожаных курток для французских летчиков. «Тогда во всей стране было максимум 5000 пилотов, и мы, вероятно, изготовили куртки для половины из них. К сожалению, образцы наших первых изделий не сохранились. В этом проблема долгой истории, к тому же значительную часть нашего архива уничтожил пожар в 1972 году. Поэтому я заново сконструировал куртку, опираясь на рисунки и фото, пытаясь увидеть эту модель глазами моего прадеда Эмиля Шапаля», — рассказывает Жан-Франсуа Бардинон. 

В модели длинной куртки «1914», которая выпускается в коже и буклированной пиренейской шерсти, заметна эстетика той эпохи: в широких отлетах воротника из овчины, крупных лацканах и вместительных карманах. 

Эталоном авиаторской куртки, которую переосмыслили многие марки, считается А2, впервые выпущенная в 1932 году

Во Вторую мировую войну французские фабрики были вынуждены прекратить свою работу, но ее продолжали американские. Фабрика в Бруклине занималась выделкой овчины, поступавшей из Колорадо. В 1930-е компания запатентовала технологию пластификации овчины — создания ровной поверхности с водонепроницаемым покрытием, и крупнейшим покупателем этих кож стали ВВС США. И хотя пошивом теплых курток (знаменитой модели B3) занималась другая компания, иногда на сохранившихся образцах униформы можно встретить штамп Chapal. Отдавая дань истории, Жан-Франсуа создал свою интерпретацию знаковых военных курток. Например, у Chapal есть несколько вариантов A1 — куртки на пуговицах и с резинкой, созданной Army Air Corp в 1922 году для американских пилотов. Chapal выпускает ее в короткой и длинной версиях в глянцевой коже и в замше.

Самой же известной моделью, своего рода эталоном авиаторской куртки, которую переосмыслили многие марки, считается А2, впервые выпущенная в 1932 году. Версия Chapal из блестящей кожи подкупает продуманной простотой и деталями — фигурными клапанами карманов и скрытой застежкой-молнией. Любопытно, что во Вторую мировую французские авиаторы по-прежнему носили длинные куртки. Возможно, они не были столь практичны за штурвалом, в отличие от коротких американских, но модель «1940» выглядит винтажно и необычно. Теплые куртки B3 также представлены в коллекции. И производятся они из все той же пластифицированной овчины из Колорадо, хотя американский бизнес Chapal закрылся еще в 1970-х. 

Поклонником авиаторских курток марки был Жан-Поль Бельмондо. В компании вспоминают его последний визит в парижский шоурум, куда актер приехал со своим сыном Полем и собакой. Он решил примерить модель A2, ловко справился с пуговицами пальцами, унизанными перстнями, рассмеялся и спросил: «Так, и где мой самолет?» Памятуя, какие трюки без страховки выделывал Бельмондо в фильмах «Взломщики» и «Человек из Рио», можно было не сомневаться, что, будь самолет припаркован тут же, на улице Риволи, он сумел бы поднять его в небо. В документальном фильме «Бельмондо глазами Бельмондо» (2016) отец и сын разъезжают в куртках Chapal на винтажном «Мустанге». 

Наверняка, олдтаймер оценил бы отец Жан-Франсуа, Пьер Бардинон, который был страстным автолюбителем и коллекционером. Он с 1930-х годов дружил со многими пилотами «Формулы-1» и скупал отслужившие свое гоночные машины, в основном Ferrari. Его собрание этой марки считается одним из самых полных в мире. 

Хотя Жан-Франсуа Бардинон признается, что тут он находится в тени своего отца, он смог продолжить его дело и не только создал  множество моделей курток и аксессуаров для автолюбителей, но и открыл в 2019 году Le Garage Chapal — авторемонтную мастерскую, которая специализируется на олдтаймерах 60-70-х годов. Починкой механики тут в свободное от работы на дубильне время занимаются пять мастеров-кожевенников. Вскоре должен открыться музей — и коллекцию Пьера Бардинона сможет увидеть больше людей. 

Чаще всего куртки Chapal можно увидеть на главной в мире гонке ретроавтомобилей Mille Miglia.  Тщательно подобранные костюмы — такая же важная часть гонки, как и авто, и за ними многие обращаются к Chapal, где заказывают bespoke-пошив или кастомизируют вещи из готовой коллекции. «Мы разрабатываем специальные комплекты для команд. Иногда к нам обращаются компании, работающие с Bugatti и McLaren, чтобы мы придумали что-то для них. Chapal исторически поддерживает имидж компании, связанной с автомиром, и в отличие от многих других мы имеем на это полное право. Возможно, сегодня мы лучшая мануфактура, которая специализируется на одежде для автомобилистов. Но что любопытно: когда мой отец начинал выпускать вещи, вдохновленные гоночным спортом, они предназначались для группки людей — фанатов машин, и, кроме них, они никого не восхищали. Сегодня же, когда я делаю наброски для новой коллекции, я думаю об автомобилях», — комментирует Жан-Франсуа Бардинон.

Знаковые модели марки, которые производят впечатление даже вне автомобильного мира, — комбинезоны из хлопкового габардина «1950» и «Chiron»

Однажды он решил обтянуть кожей собственный шлем, его заметили, и посыпались заказы, а после того, как в нем появился Джуд Лоу в мини-фильме для Johnny Walker, эта модель стала одной из самых известных у Chapal. Знаковые модели марки, которые производят впечатление даже вне автомобильного мира, — комбинезоны из хлопкового габардина «1950» и «Chiron» — копия комбинезона знаменитого пилота Bugatti 1930-х годов Луи Широна.  

В модели кожаной куртки Roadster, хоть и вдохновленной автомобилем, явно заметно происхождение от короткой авиаторской куртки времен Второй мировой. Примечательной ее делают крупные косые карманы в рамку и воротник из овчины. Созданная в 1968 году для персонала зимних Олимпийских игр в Гренобле и ставшая популярной благодаря знаменитым автогонщикам — друзьям Пьера Бардинона, модель Chapalac помогла Chapal упрочить статус производителя высококлассной кожаной одежды. Эта модель с контрастными цветами и деталями  в духе 70-х выпускается в овчине или козлиной коже, однако классикой считается вариант из лаковой пластифицированной кожи кролика с меховой подкладкой. И совсем уж верхом шика можно признать меховое пальто из белого кроличьего меха — одну из самых дорогих моделей Chapal. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+