К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Про космос и медицину: какую научно-популярную литературу читают в России

Фото: Artur Widak / NurPhoto via Getty Images
Исследование показало, что больше всего россияне интересуются астрономией, космосом и вопросами медицины, а еще не всегда могут отличить научно-популярную литературу от просто популярных изданий

Премия «Просветитель», которая изучает и награждает лучшие научно-популярные книги на русском языке, вместе с фондом ВЦИОМ провела исследование аудитории научно-популярного контента и особенностей его потребления. В онлайн-опросе принимали участие респонденты из России старше 18 лет: они ответили на вопросы о любимых темах в научпоп-литературе, о том, чьим рекомендациям в выборе книг они следуют, и как оценивают контент. 

Интерес не равен чтению

Среди тех, кто интересуется наукой и научными открытиями, большинство смотрит передачи, интервью и другие материалы по телевизору (69%), в социальных сетях (59%) и на каналах блогеров (53%). 

К «читателям» удалось отнести всего 55% опрошенных. Их исследователи разделили на четыре группы: «понимающие» (читали только научпоп, 25%), «любители» (читали научпоп и книги, не относящиеся к нему, 22%), «заблуждающиеся» (читали только книги, которые не относятся к научпопу, 8%) и «затруднившиеся» (сказали, что читали, но не назвали автора, не более 0,4% таких опрошенных). При этом только 38% респондентов прочитали хотя бы одну научно-популярную книгу за последние 12 месяцев.

Реклама на Forbes

Что такое научпоп?

Само определение научно-популярной литературы как жанра вызывает трудности: многие респонденты к научпопу причисляли фантастику, книги по саморазвитию, эзотерике и другие. Более трети участников опроса (38%) без подсказки назвали авторов или книги, которые, на их взгляд, относятся к научно-популярному направлению. 23% респондентов вовсе не знают, какие книги относятся к научпопу, а 39% затруднились ответить на вопрос. 

Среди авторов научно-популярной литературы самыми узнаваемыми оказались Хокинг, Докинз, Перельман. Когда участников опроса попросили сказать, какие книги относятся к этому жанру, чаще всего упоминались энциклопедии, книги о науке или научных открытиях, о медицине или здоровье. 

Темы интернет-технологии и физики более интересны для «понимающих» опрошенных, философия, социология и политология — для «любителей»

Популярное в научно-популярном

Для «понимающих» наибольший интерес представляют астрономия и изучение космоса (40%), технические достижения и психология (по 37% соответственно). У «заблуждающихся» порядок приоритетов другой: психология (70%), технические достижения (33%), астрономия и изучение космоса (31%). 

Отличия наблюдаются в подгруппе респондентов, которые читали не только научпоп: наиболее актуальные направления для них — психология (60%), медицина (36%), астрономия и изучение космоса (29%). Технические достижения не столь интересны для данной подгруппы в сравнении с двумя другими.

Темы интернет-технологии и физики более интересны для «понимающих» опрошенных, философия, социология и политология — для «любителей». «Заблуждающиеся» реже других отмечали, что им интересно читать о биологии, биотехнологии и экономических науках. Наименьший интерес для всех читателей, по результатам опроса, представляют химия и математика.

Как выбирают и кому доверяют

При выборе книги «читатели» смотрят на тему (65%), слог изложения и авторский стиль (41%), автора книги (35%). Большую роль (этот критерий выбора оценили в 6,7 балла из 10) играют также рекомендации близкого круга: друзей, коллег, знакомых. А вот к рецензиям и советам консультантов прислушиваются меньше всего (роль этого критерия оценили в 5,2 и 4,9 соответственно). 

Узнают же о новинках научно-популярной литературы «читатели» в основном через сайты (52%), близкое окружение (35%) и социальные сети (35%). А те, кто предпочитает «некнижный» контент, — по телевидению, на сайтах в интернете и в социальных сетях. Молодежь 18–24 лет чаще других возрастных групп обращает внимание на рекламу (23%) и получает информацию из подкастов (25%). А опрошенные 25–34 лет — из обзоров блогеров (31%) и книжных приложений (24%). «Читатели» 60 лет и старше чаще других узнают о новинках по телевидению (33%).

Чего не хватает 

Более половины «читателей» (57%) и «нечитателей» (53%) считают, что на рынке достаточно научно-популярной литературы. О дефиците заявили 16% «читателей» и 12% потребителей «некнижного» научпопа. Обе аудитории среди наиболее ожидаемых тем назвали астрономию (в том числе по теме Вселенной и космоса), медицину и здоровье человека. 

Премия «Просветитель» вручается за лучшую научно-популярную книгу на русском языке. Премия была учреждена в 2008 году основателем и почетным президентом компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия». С 2016 года проходит при поддержке Zimin Foundation. Задача премии — популяризировать научное знание и поддержать русскоязычных ученых и научных журналистов, умеющих просто и увлекательно рассказывать о новейших открытиях и исследованиях. 18 ноября на церемонии в Москве будут объявлены лауреаты XIV сезона премии «Просветитель» — лучшие книги в номинации «Естественные и точные науки» и «Гуманитарные науки», а также лауреаты премии «Просветитель. Перевод» — за лучшие переводные научно-популярные издания. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+