К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Петров-Водкин, Серов, Кончаловский: главные лоты торгов на «русской неделе» в Лондоне

Кузьма Петров-Водкин, «Натюрморт с яблоками», 1912, £2 500 000–3 500 000 (Фото Sotheby’s)
С 29 ноября стартует «русская неделя» в Лондоне. Активность четверки британских аукционных домов (Christie's, Sotheby's, Bonham's и MacDougall's) на поле русского искусства служит индикатором настроений на рынке. Forbes Life показывает топ-лоты предстоящих торгов

Лондонская «русская неделя» в этом году начинается с торгов Christie's, который сделал ставку на хорошие, известные и проверенные временем имена. Назначенные на 30 ноября русские торги Sotheby's попробуют повторить успех прошлогодних аукционов, принесших в общей сложности $19,3 млн (это больше, чем сумма, которую показали все остальные лондонские аукционные дома, торгующие русским искусством, вместе взятые). Самым дорогим художником «русской недели» обозначен Кузьма Петров-Водкин. Его работы самые дорогие и у Sotheby’s, и у MacDougall’s. А Bonham’s покажет, готов ли рынок принять портрет военного работы Валентина Серова.

Christie’s. Иван Айвазовский, «Генуэзские башни на Черном море», 1895, £700 000–900 000
Christie’s

Christie’s. Иван Айвазовский, «Генуэзские башни на Черном море», 1895, £700 000–900 000

Иван Айвазовский всегда в топе у аукционов, покупателей и коллекционеров. Из 6000 картин, созданных художником, значительная часть была посвящена его любимой Феодосии и ее окрестностям. Там же написаны и выставленные на торги «Генуэзские башни на Черном море», где изображен участок крепости XIV века вдоль береговой линии Феодосии. Кажется, тут есть все ингредиенты образцовой романтической картины — руины башен, вздымающиеся волны, что бьются о крепостные стены, приближающийся шторм, мистическое лунное сияние сквозь серые тревожные тучи.

Картина, хорошо известная и выставлявшаяся при жизни художника, оказалась в частной коллекции в Калифорнии, где хранилась в одной семье более 40 лет.

Christie’s. Константин Коровин, «В саду», 1923, £500 000-700 000
Christie’s

Christie’s. Константин Коровин, «В саду», 1923, £500 000-700 000

У Christie's в топ-лотах — хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные имена. Главный русский импрессионист Константин Коровин охарактеризовал эту свою картину как «фрагмент прекрасного». Трудно поспорить с художником — улыбающаяся женщина в белом платье сидит на скамейке, смелые широкие мазки кисти художника создают почти осязаемое ощущение лета с его характерным теплым светом и воздухом. Эту работу Коровин представлял на нескольких выставках в Берлине, в том числе персональных, что вызвало большой интерес и отклик публики, а также обсуждения работы в прессе. Художественно-литературный журнал «Жар-Птица» даже выпустил статью о Коровине с репродукцией «В саду» на всю страницу.

Christie’s. Владимир Лебедев, «Молодая женщина с букетом», 1933, £250 000-300 000
Christie’s

Christie’s. Владимир Лебедев, «Молодая женщина с букетом», 1933, £250 000-300 000

В 1933 году Владимир Лебедев создал серию «Молодая женщина с букетом» в которую входило 17 работ, в том числе и эта картина. Он писал юных ленинградских спортсменок, только что сдавших нормативы ГТО. Но это — не портрет конкретного человека, Лебедев создал собирательный образ с некоторым оттенком доброй иронии. Будучи заядлым футболистом и боксером-любителем, художник искренне радел за современную ему спортивную молодежь. Однако советская художественная критика имела свое мнение. В 1936 году газета «Правда» опубликовала редакционную статью «О художниках-пачкунах», так что серия с юными спортсменками Лебедевым особенно не афишировалась.

Sotheby’s. Кузьма Петров-Водкин, «Натюрморт с яблоками», 1912, £2 500 000-3 500 000
Sotheby’s

Sotheby’s. Кузьма Петров-Водкин, «Натюрморт с яблоками», 1912, £2 500 000-3 500 000

«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина — самый дорогой лот «русской недели». Эстимейт оправдан, здесь есть за что просить такие деньги — натюрморт написан в то же время и в том же месте (имение генерала Петра Грекова на хуторе Мишкина), что и знаменитое «Купание красного коня». Конь тут уже вполне зримо присутствует, хотя и в виде подготовительной работы к самой известной картине Петрова-Водкина.

Художник написал почти что «левитирующие» над столешницей яблоки и сумел органично соединить в картине несколько точек зрения. Это обозначило его направление для дальнейших экспериментов, которые он стал разрабатывать в натюрмортах 1920-х годов.

«Натюрморт с яблоками» был среди девяти работ художника, показанных на Балтийской выставке в Мальме в 1914 году. Из-за начавшейся Первой мировой войны картина смогла вернуться в Россию только в 1950 году. Судя по всему, жена художника в благодарность за установку памятника на могиле Петрова-Водкина на Волковском кладбище в Ленинграде в 1953 году подарила этот натюрморт скульптуру Борису Каплянскому. В его семье картина находилась до 2000 года.

Sotheby’s. Петр Кончаловский, «Натюрморт с чайником и подносом», 1912 год, £280 000-350 000
Sotheby’s

Sotheby’s. Петр Кончаловский, «Натюрморт с чайником и подносом», 1912 год, £280 000-350 000

Ранний бубнововалетовский Кончаловский узнается сразу — тут есть все составляющие: грубая материальная форма предметов, темная палитра и чистые цвета, изображения предметов народных промыслов.

На рынке не так много дореволюционных работ Кончаловского. К примеру, этот же поднос художник уже писал двумя годами ранее, натюрморт сейчас находится в собрании Пермской государственной картинной галереи.

Эта картина много попутешествовала. Первый владелец, юрист Александр Шик купил ее на распродаже в Москве, организованной в поддержку освобожденных политических заключенных после амнистии, проведенной Временным правительством Александра Керенского в 1917 году. Шик, выступавший против большевиков и позднее попавший в тюрьму, смог выйти на свободу и с коллекцией из 30 картин проехать через Ригу и Берлин в Париж, где и обосновался с семьей в 1933 году.

Sotheby’s.  Алексей Саврасов, «Волна у Юрьевца», 1870, £800 000-1 200 000
Sotheby’s

Sotheby’s. Алексей Саврасов, «Волна у Юрьевца», 1870, £800 000-1 200 000

На протяжении 1860-1870-х годов кто-нибудь из русских художников всегда обращался к теме бурлаков, ставших чем-то вроде символа социальной несправедливости. Писал их не только Илья Репин, но и Василий Верещагин, а для переехавшего в Ярославль Саврасова эта работа стала первой крупномасштабной композицией.

Больше интересовавшийся природой, Саврасов сместил основной акцент с тянущих баржу бурлаков на дождливый бескрайний пейзаж. Картина была известна при жизни Саврасова, за нее он получил первую премию Московского общества любителей художеств и хорошую прессу. Работа была в коллекции киевского врача Владимира Меринга, но после 1920-х годов ее след потерялся. Даже в фундаментальной монографии 1977 года она воспроизведена с предположением, что находится где-то во Франции. Так и оказалось, но каким путем она туда попала— неизвестно.

MacDougall’s. Дмитрий Левицкий, «Портрет императрицы Екатерины II», £800 000–1 200 000
MacDougall’s

MacDougall’s. Дмитрий Левицкий, «Портрет императрицы Екатерины II», £800 000–1 200 000

Интересный ход сделал аукционный дом MacDougall’s, решив продать одним лотом прекрасный портрет императрицы и актуальное по нынешним временам письмо о необходимости вакцинации. Странно, что о медицинских преобразованиях Екатерины II вспомнили только сейчас.

Один из важнейших русских портретистов XVIII века Дмитрий Левицкий создал около 20 изображений императрицы, однако нет никаких свидетельств, что Екатерина когда-либо позировала ему лично. В соответствии с распространенной практикой художник при работе над своими композициями использовал шаблоны, «гарантированные на высшем уровне». Известно так же, что натурщицей вместо венценосной дамы часто выступала жена художника. Портрет находится в Москве, так что вопрос с вывозом в другую страну покупатель будет решать самостоятельно.

MacDougall’s. Кузьма Петров-Водкин, «Орфей», середина 1900-х, £1 000 000–2 000 000
MacDougall’s

MacDougall’s. Кузьма Петров-Водкин, «Орфей», середина 1900-х, £1 000 000–2 000 000

Кузьма Петров-Водкин и у MacDougall’s оценен как самый дорогой художник русской недели. Раннее символистское полотно, которое вполне можно принять за работу Михаила Врубеля, написано Петровым-Водкиным во время увлечения греческим мифом. В 1905 году возлюбленная художника Елена (Леля) Можарова умерла от скарлатины . Когда впоследствии он познакомился и женился на Марии Йованович, то в письмах свою жену он называл Эвридикой, а себя ассоциировал с Орфеем, снова нашедшим любовь.

В 2013 году полотно продали за 30 млн рублей в ходе торгов московского аукциона «Кабинет». Тогда владельцы рассказывали о том, что они приобрели многократно уцененную картину в комиссионке за 30 рублей в 1961 году. Очень интересно будет оценить рост инвестиций в картину не самого характерного Петрова-Водкина — не только за девять, но и за 60 лет.

Bonham’s. Валентин Серов, «Портрет военного», 1911. Цена по запросу
Bonham’s

Bonham’s. Валентин Серов, «Портрет военного», 1911. Цена по запросу

С одной стороны, у Bonham’s несомненная удача — аукционному дому удалось заполучить и выставить на торги загадочный «Портрет военного» кисти самого Валентина Серова. С другой стороны, цена только по запросу, а выставлявшийся два дня в Историческом музее портрет у многих оставил двойственное впечатление — точно ли его писал Серов? И почему датированный 1911 годом портрет изображает офицера Первой мировой войны, когда художник умер как раз в 1911 году? Однако полотно официально признала Государственная Третьяковская галерея и ее эксперты. В 2015 году, отстояв в знаменитой «Очереди на Серова», можно было увидеть и этот портрет на монографической выставке среди других бесспорных работ мастера.

Bonham’s. Борис Кустодиев, «Интерьер», 1920-е годы, £70 000–90 000
Bonham’s

Bonham’s. Борис Кустодиев, «Интерьер», 1920-е годы, £70 000–90 000

Введенская улица в Санкт-Петербурге — последний адрес Кустодиева. Здесь художник жил с 1915 по 1927 год. Скорее всего, интерьер собственной квартиры в этом доме он и изобразил на этой картине — любимые стулья красного дерева присутствуют и на других его полотнах. Самое примечательное здесь — прием «картина в картине». Тут и портрет дочери Ирины, и стилизованные, упрощенные до основных персонажей версии работ Кустодиева, написанных между 1910-ми и 1920-ми годами. Несмотря на тяжелую болезнь, Кустодиев продолжал писать только яркие оптимистичные и уютные картины.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+