К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как быстро найти хорошую работу: способы и этапы

Getty Images
Getty Images
Вопрос о поиске работы актуален всегда, но сейчас это особенно востребованная тема. К концу второго года пандемии условия работы в разных индустриях все более нестабильны и люди часто вынуждены менять компанию или сферу деятельности целиком. Как можно найти хорошую работу, какие надо пройти этапы и какие способы вам подойдут, Forbes Life рассказала Ирина Баранова, генеральный директор бизнес-лаборатории по поиску персонала B.Lab

Каналы поиска работы 

Основные способы поиска работы остаются неизменными:

  • сайты: LinkedIn, Headhunter, E-xecutive;
  • личные знакомства;
  • кадровые агентства;
  • карьерные консультанты, коучи, журналисты;
  • социальные сети и профессиональные сообщества в них;
  • бизнес-клубы («Атланты», Noodome, «Сколково», Synergy Business Club и др.).

Выбор пути поиска работы зависит от вашей отправной точки. Например, в творческих сферах часто помогают личные знакомства и рекомендации, в сфере услуг множество вакансий размещают на популярных сайтах по поиску работы, а топ-менеджерам скорее подойдут карьерные консультанты и бизнес-клубы. Однако всех соискателей объединяет один мощный инструмент, который вышел в последние годы на первое место, — социальные сети. Именно здесь люди часто находят предложения о работе. 

Ирина Баранова отмечает, что сегодня даже инстаграм, еще недавно существовавший только для публикации красивых картинок, стал мощной площадкой для общения соискателей с будущими работодателями. Кроме этого, важно не забывать про тематические телеграм-каналы, где выкладывают вакансии в разных индустриях, и профессиональные группы на Facebook и «ВКонтакте», которые рассказывают в том числе о том, как правильно искать работу в определенной сфере.

 

Не менее важный канал — карьерные консультанты (коучи, психологи, HR, топ-менеджеры с компетенцией HR), чьи карьера и опыт формирования собственной команды вам нравится. Выбрать такого человека может быть важно на том этапе, когда вы уже достигли определенного руководящего уровня, а в особенности если ваша карьерная стратегия — не капитализировать (то есть подороже продать) свой опыт, а что-то изменить: индустрию, должность (функцию) или переехать в другой город/страну. В таком случае карьерный консультант — это спарринг-партнер, которые даст вам объективную обратную связь о том, какое вы производите впечатление, как формулируете, как мыслите.

Обращение за советом и обратной связью в данном случае — это не слабость. Когда чемпион выходит на определенный уровень спортивных достижений, все элементы и техника у него отточены, но чтобы начать думать и действовать out of the box, важен такой тренер, который через обратную связь покажет новые профессиональные пути.

Этапы поиска работы

По словам Ирины, тенденция 2021 года показала, что кандидаты стали более осознанно подходить к процессу поиска работы. Отношение «я подготовлю резюме, и работа найдется сама» осталось в прошлом. Люди все чаще выбирают ответственный подход к построению своего будущего, и для этого надо пройти несколько этапов, ведь «поиск работы — это тоже работа». Это надо четко осознать перед тем, как начинать путь к эффективному трудоустройству.

Обновить резюме вовсе не означает «добавить еще одну строчку в послужной список». Важно сделать это правильно

1. Обновление резюме

Обновить резюме вовсе не означает «добавить еще одну строчку в послужной список». Важно сделать это правильно. Есть несколько пунктов, которые отличают современное качественное CV от привычного нам списка из четырех всадников Апокалипсиса — стрессоустойчивости, коммуникабельности, пунктуальности и целеустремленности. По правде сказать, резюме с этими словами HR-специалисты все чаще откладывают в сторону. 

Гораздо больше о вас скажет четкий список мест вашей работы с ключевыми показателями. В нем стоит указать:

 
  • название компании и ее краткое описание: сфера деятельности, количество сотрудников, оборот;
  • название должности, из которой понятно, чем вы занимались;
  • ваше место в структуре (кому вы подчинялись и кто был в вашем подчинении); 
  • за какой продукт и какие процессы вы отвечали;
  • ваши обязанности (5 основных, самых показательных);
  • ваши достижения с конкретными результатами вашей работы в цифрах.

К сожалению, мы еще довольно далеки от европейских и американских стандартов «слепых» резюме, в которых указывается только опыт работы и не видно личности кандидата. Российским работодателям по-прежнему важна личная информация о вас: ФИО, контакты, свежее фото и даже возраст, семейное положение и дата рождения. 

Также не забудьте добавить информацию о вашем образовании (включая тренинги и курсы повышения квалификации) и о ключевых навыках (и это не личные качества вроде «душа коллектива», а именно функции, в которых вы хороши как профессионал). 

Резюме следует оформить максимум на двух страницах в формате PDF, чтобы его было удобно открыть с любого устройства.

2. Построение видения

Этот этап сродни навигатору в автомобиле: вы садитесь за руль, называете адрес – и карта строит несколько маршрутов. Можно доехать быстрее, можно выбрать более длинный маршрут, а можно понять, что вы вообще туда не поедете, потому что это слишком долго или далеко. То же самое с работой – чтобы построить видение, надо задать себе несколько вопросов, которые помогут создать фильтр, через который вы смотрите на вакансии и новые возможности:

  • где я хочу быть через год? 
  • как я хочу себя ощущать, вставая утром на эту работу? 
  • чем я хочу заниматься (индустрия, функция, страна)? 
  • кто должен работать рядом со мной (коллеги)? 
  • какой мой совокупный доход в год?
  • важен ли для меня бренд работодателя?
  • какая это компания с точки зрения калибра — маленькая или крупная, с одним офисом или сетью из 100 офисов, российская или международная, частная или публичная? 
  • как я хочу, чтобы для меня выражалось признание — в виде ежегодного бонуса или в виде вовлеченности в различные комитеты, советы и встречи акционеров, упоминания/рейтинги в профильных и бизнес-СМИ, профессиональные номинации и премии? 
  • сколько у меня подчиненных — или я хочу работать самостоятельно?
  • какие я хочу график и режим работы, местоположение офиса и рабочее место?

Ответы можно дать в произвольной форме, но важно на их основе составить список компаний, которые подходят под ваше видение. 

 
Выстроив ТЗ к «работе мечты», можно понять, что на самом деле эти компании подходят не всем, а кому-то и вовсе необязательно работать в организации с громким именем

Фактически формулировка 10 подобных пунктов — это своеобразное ТЗ самому себе на тему «как должна выглядеть работа моей мечты?» или, если более приземленно, «что для меня достойная работа?». Кстати, эти пункты полезно рассмотреть и в приложении к вашему нынешнему месту работы, если оно есть. Вполне вероятно, что вы можете реализовать их, не меняя компанию, руководителей и сферу деятельности. Иногда это вопрос формы, а не содержания.

Также соискатели, не сделав подобный анализ предпочтений, часто хотят в «Газпром» или Сбербанк, «Яндекс» или Google — просто руководствуясь личными убеждениями и маркетинговыми стереотипами. Однако выстроив ТЗ к «работе мечты», можно понять, что на самом деле эти компании подходят не всем, а кому-то и вовсе необязательно работать в организации с громким именем.

3. Изучение компаний и сотрудников

На сайтах компаний, которые вы видите в качестве потенциальных работодателей, или через соцсети вы можете посмотреть, кто из руководителей может быть вашим нанимателем. Современная цифровая реальность позволяет узнать, что это за человек, где он учился, какие у вас есть общие знакомые, интересы. Это своеобразная домашняя работа перед тем, как перейти к следующему этапу. 

Не стоит бояться, что вас сочтут за сталкера: наоборот, нормальные руководители очень ценят, когда к ним выходят кандидаты с хорошим пониманием того, как устроена компания или конкретный ее отдел, какие в ней работают люди. Таким образом вы демонстрируете, что умеете находить нужную информацию, хорошо подготовлены к сотрудничеству именно с этим коллективом и именно в этой функции.

4. Контакт с потенциальным работодателем

Вы можете связаться с компанией напрямую или попросить общих знакомых порекомендовать вас. Однако просто «скинуть резюме» — не лучший вариант. Здесь особенно важно сформулировать ценностное предложение: чем именно вы будете полезны на этом рабочем месте. Даже если все позиции в компании заняты, нужно учитывать, что ни в одной команде нет ситуаций, когда руководитель доволен всеми своими подчиненными, — и именно вы можете стать подходящим кандидатом для того, чтобы усилить работу отдела или всей организации благодаря своим опыту, навыкам и умениям. Если все проходит удачно, итогом этого этапа становится приглашение на встречу. 

 

5. Собеседование: что рассказывать и как себя вести

К сожалению, часто бывает так, что человек ищет работу полгода, проходит 15 собеседований, а результатом остаются просто «полезные знакомства». Важно понимать: если вы действительно хотите найти достойную высокооплачиваемую работу, целью встречи должен стать оффер. Ведь и наниматели, которые тратят на вас самый ценный ресурс (свое время), хотят получить ценного сотрудника.

Мало кто из нас каждый день коротко и емко рассказывает о себе незнакомым людям, поэтому главный совет — обязательно тренироваться

Любой руководитель, общаясь с вами, в голове будет задавать себе три вопроса:

  • что этот человек может?
  • что этот человек хочет?
  • как я могу встроить его в свою систему?

На эти вопросы очень важно напрямую ответить своими словами во время того, как вы будете презентовать себя на собеседовании. Не стоит надеяться на то, что вдохновение посетит вас прямо на встрече — такой метод почти никогда не срабатывает. Мало кто из нас каждый день коротко и емко рассказывает о себе незнакомым людям, поэтому главный совет — обязательно тренироваться. 

Для этого вы можете записать трехминутный монолог о себе и дать его на оценку еще двум людям, чтобы узнать их мнение и свериться с тем, что именно им стало понятно из вашей презентации. Часто HR-специалисты после проведения встречи между руководителем и кандидатом спрашивают участников собеседования, как все прошло, и наниматель и соискатель рассказывают две совершенно разные истории. Поэтому четкий рассказ о себе — один из ключевых этапов, который поможет вам быстро получить хорошее предложение о работе.

6. Получение предложения

Как кандидат вы можете предупредить потенциального руководителя о том, что у вас есть какие-то ограничения по срокам на принятие решения (например, если вам уже прислали оффер из другой организации и нужно срочно выбрать одно место из двух). Однако надо быть готовым к тому, что компании готовят официальное предложение о работе довольно долго. 

 

А вот после получения оффера ответ надо дать, как правило, в течение двух недель. Часто в официальном предложении даже стоит формулировка «Мы ждем вашего решения до «хх» января 2022 года. По истечении этой даты мы будем считать данный документ недействительным. Надеемся, что наше сотрудничество будет плодотворным и долгосрочным». Однако практика показывает, что это вполне комфортный срок, чтобы принять окончательное решение о работе в компании.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+