К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Женщины Кандинского, шляпа Бойса: на выставке в «Зарядье» показывают ребусы

Работа-ребус «Поль Сезанн» художника Леонида Тишкова (Фото DR)
До 27 февраля в Подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы. Посвящение Виталию Пацюкову». Forbes Life рассказывает о разделе выставки, в котором переосмысливаются работы классиков XX века — от Кандинского до Дюшана

Один из главных знатоков московского неофициального искусства, Виталий Пацюков обладал особой эстетической интуицией. Он одним из первых начал осмыслять творчество Кабакова, Булатова, Пригова, Янкилевского, Шелковского, Сокова, Красулина, чьи имена сейчас воспринимают как классику российского искусства.

Виталий Пацюков написал сотни материалов об искусстве.  Его тексты поэтичны, музыкальны, демонстрируют огромную эрудицию автора: он дает слово Малевичу и Дюшану, Лиотару и Деррида, Борхесу и Прусту, Евклиду и Эйнштейну. Как написала искусствовед Мария Пунина, «тексты Виталия для многих его героев становились психотерапевтическим сеансом. Смотрясь в них, художники находили новые точки роста, которые были не навязаны, а с любовью найдены в их собственном творчестве. Как-то он сказал, что пишет не о том, что есть в творчестве художника сейчас, а о том, каким художник может стать».

На выставке в «Зарядье» один из разделов собран из работ художника Леонида Тишкова, посвященных классикам ХХ века. Под их влиянием формировалось сознание современного человека, в том числе Виталия Пацюкова. Сезанн, Малевич, Кандинский, Дюшан, Кафка, Флоренский, Пикассо, Кейдж, Бойс — интеллектуальные собеседники Пацюкова, чье творчество и идеи были для него постоянной пищей для ума и источником вдохновения.

 

В каждом из рисунков Тишкова заключена история на тему истории. Вот несколько работ-ребусов с цитатами Виталия Пацюкова и Леонида Тишкова.

Йозеф Бойс
DR

Йозеф Бойс

В рисунке Тишкова — отсылка к самой известной акции Бойса «Я люблю Америку, и Америка любит меня».  Во время перформанса художник провел три дня в нью-йоркской галерее в клетке с диким койотом, завернувшись в одеяло из войлока. Поскольку важной частью образа Бойса была шляпа, на рисунке Тишкова койот протягивает акционисту головной убор и говорит: «Извините, господин Бойс, наденьте вашу шляпу, а то вас никто не узнает!»

«Его знаменитая акция с койотом «Я люблю Америку, и Америка любит меня», в которой художнику удалось найти общий язык с животным, не поддающимся дрессировке, стала самым знаменитым событием в радикальной культуре второй половины ХХ века», — писал Виталий Пацюков.

Франц Кафка
DR

Франц Кафка

Рисунок Тишкова отсылает к «Превращению» Кафки, в котором герой трансформируется в насекомое и исчезает. По мнению Тишкова, сам Кафка решил превратиться в жука, лишь бы не продолжать отношения со своей возлюбленной Фелицией. Поэтому работа так и подписана: «Франц Кафка решил превратиться в жука, лишь бы не жениться на Фелиции».

«Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром, объединяют в себе элементы реализма и фантастики, повествуют о человеке, сталкивающемся с причудливыми или сюрреалистическими трудностями и непонятными социальными бюрократическими силами. Одна из самых известных новелл Кафки, «Превращение», рассказывает о герое, который превратился в жука. Писатель был помолвлен с несколькими женщинами, но так и не решился жениться. Умер в возрасте 40 лет от туберкулеза», — рассказывает Тишков.

Василий Кандинский
DR

Василий Кандинский

В ребусе Тишкова зашифрована история о трех главных женщинах в жизни художника и его сыне Владимире.

«Неудовлетворенность, желание идеального — эти проблемы, как бы мы ни отворачивались от них, не выталкивали из своего сознания, всегда с нами. Наше тело, как объясняет Фрейд, превращая их в образ, освобождается на время создания произведения, и снова погружается в них, пока новое невозможное состояние не заставит превратить эти конфликты в символ. На это художественное сознание впервые обратили внимание в начале ХХ века теософы, им обладали и Кандинский, и Шенберг, и многие имена, позже введенные в культуру аутсайдеров, пластически выявляющие себя через орнаментальные формы, через некое плетение ткани и желание заполнить этой тканью бездну, ощущаемую ими, от которой мы отворачиваемся», — пишет Виталий Пацюков.

Марсель Дюшан
DR

Марсель Дюшан

Художник интерпретирует одну из самых знаменитых работ Дюшана, «Фонтан», созданный в 1917 году.

«Первое, на что бы я обратил внимание зрителя, — объекты Марселя Дюшана, его реди-мейд, утверждающий ценность созданного предмета человечеством. И в этой концепции сушилка для бутылок, велосипедное колесо, их, казалось бы, абсолютная незначительность, и, может быть, самый банальный образ в этом ряду — писсуар с именем «Фонтан» приобретает характер абсолютно высокого, значимого. Мы должны научиться ценить и беречь окружающий нас мир, ценить и беречь то, что мы наблюдаем каждый день и общаемся с этой вещью, не обращая на нее внимание. Именно эта простая вещь, если ее вынести из пространства полезности, при нашем внимательном взгляде на нее, на ее очертания, на ее цвет, на ее материал становится чудом», — писал Виталий Пацюков.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+