К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Теория U: почему старые паттерны приводят к старым результатам и как этого избежать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Оказавшись перед очередным экономическим кризисом, мы все делаем выбор, как действовать в новых условиях. Но если присмотреться внимательно, то многие решения оказываются лишь замаскированными старыми паттернами, к которым мы успели привыкнуть. Одну из стратегий, которая будет работать в новом мире, предлагает Отто Шармер

Любой кризис как ситуация, в которой перестают действовать привычные модели поведения, является стрессом для мозга. Длительное нахождение в состоянии стресса вызывает химические изменения в мозге, которые нарушают высшие когнитивные функции, в результате чего человек вместо рациональной оценки ситуации начинает действовать в рамках примитивных реакций.

Эксперименты, проводимые на мышах, показали, что во время стресса они используют привычную стратегию, вне зависимости от того, является ли она оптимальной. Похожие результаты получили ученые Стэнфордского университета, которые исследовали зависимость способности навигационного планирования от состояния стресса. В ходе эксперимента участники изучили несколько маршрутов при помощи шлема виртуальной реальности. Затем их разделили на две группы и дали задание найти наиболее оптимальный путь к определенной точке. При этом одна из групп находилась в состоянии стресса. Результат показал, что участники в стрессовом состоянии выбирали заученный маршрут, в то время как испытуемые, которые не подвергались стрессу, находили более оптимальный путь.

В состоянии опасности мозг отказывается думать длинным горизонтом планирования, просчитывать на несколько шагов вперед. Стратегические решения принимаются в таком состоянии намного тяжелее, чем тактические. Именно поэтому при подскочившем курсе многие бегут покупать валюту или сметают продукты с полок.

 

Старые паттерны приводят к старым результатам

Умение не принимать поспешных, необдуманных решений в состоянии стресса является ключевым при построении антикризисной стратегии. Поэтому в первую очередь важно позаботиться о собственном эмоциональном состоянии.  При этом само по себе отсутствие стресса не гарантирует нахождения наиболее адекватного решения. Дело в том, что человеческий мозг привык мыслить паттернами — готовыми схемами, которые многократно доказали свою жизнеспособность. В быстро меняющемся мире это приводит к когнитивным искажениям, которые мешают видеть объективную картину реальности. 

Согласно теории Кейта Становича и Ричарда Уэста, которую впоследствии развил Даниэль Канеман, мышление человека состоит из двух независимых систем: быстрого (автоматического) и медленного (аналитического). Большинство времени мозг находится в менее энергозатратном состоянии автоматического мышления, и переключиться из него бывает непросто.

 

Чтобы понять природу старых паттернов иногда стоит выявить глубинные установки. Например, причиной того, что компания выпускает продукты, которые быстро устаревают, может быть не только неправильная стратегия, но и установка лидера «Мой бизнес временный». Вследствие этого привычными паттернами становятся наем сотрудников не очень высокой квалификации, отказ от продвижения и нежелание заниматься разработкой долгосрочных проектов. Подобные убеждения могут вызывать состояние неопределенности, а вместе с тем и тревоги, которая не дает увидеть картину в целом, понять настоящую цель и выстроить эффективную стратегию.

Эффективная техника, которая помогает отстраниться от собственных паттернов — войти в состояние наблюдателя, состояние некоторой отрешенности, при котором на ситуацию можно посмотреть со стороны.  Эта техника является одной из ключевых в «Теории U», созданной Отто Шармером, старшим преподавателем Массачусетского технологического института, консультантом Alibaba Group, автором нескольких бестселлеров о лидерстве. 

Теория U: как объединять мысли и чувства в принятии решения

В 90-е годы прошлого века сотрудники MIT провели беседы со 150 выдающимися предпринимателями, учеными и философами, чтобы понять механизм принятия решений, который помогает компаниям создавать уникальный продукт.  В результате систематизации полученных ответов они выявили определенные закономерности, которые выражались тремя основными этапами: наблюдение; пауза и размышление; создания прототипа. Эти этапы, которые описывались кривой в форме английской буквы U, легли в основу «Теории U».

 

Она предлагает перестать пытаться искать ответы рационально, а прислушаться к чувствам, сделать их привычным инструментом наравне с умом. Сама теория нерационального подхода к принятию решений не нова, но именно Шармер смог показать, как происходит соединение аналитического и чувственного подходов при создании инновационных идей.

Особенность этой теории состоит в том, что ее цель — не просто создание конкурентного бизнеса, а выстраивание социальных систем, основанных на принципах устойчивого развития, которые были разработаны Генеральной ассамблеей ООН и состоят из 17 пунктов в трех сферах: социальной, экологической и экономической.

Отто Шармер показывает, что стандартная модель поведения общества, основанная на прошлом опыте, раз за разом приводит к прямо противоположным результатам:

  • В настоящее время экономика ежегодно потребляет ресурсы полутора планет. День экологического долга — дата, на момент которой человечество расходует все ресурсы, которые планета способна восстановить за год, и начинает жить «в кредит». Этот день ежегодно отодвигается от конца года к началу за счет возрастающей нагрузки на экологию.
  • В социальной сфере прослеживается огромный разрыв между слоями населения, при котором восемь миллиардеров владеют в общей сложности большим, чем половина человечества.
  • А глобальная экономика построена так, что 850 млн человек проживают за чертой бедности.

Поэтому Шармер предлагает осуществлять действия исходя из цели, которую мы хотим достичь в будущем. То есть учиться и планировать свои шаги исходя из желаемого будущего, а не из прошлого.

К примеру, туристический бизнес оказался наиболее пострадавшим из-за пандемии коронавируса. Оборот отрасли в России сократился за 2020 год на 60%. При этом компании, которое смогли переориентироваться на внутренний рынок и выбрать направления, свободные от ограничений, не только не потеряли в доходе, но и увеличили выручку, поскольку спрос на них вырос многократно.

 

Согласно Теории U, принятие решений состоит из 7 этапов: прояснение ситуации, наблюдение, отпускание, присутствие, кристаллизация, прототипирование, внедрение в жизнь. 

  •  Прояснение: поймите интересы всех сторон 

Этот этап основан на эффективном слушании и создании открытого пространства для предложений со стороны сотрудников и коллег. Необходимо четко понять, с какой задачей предстоит работать, и выяснить, как эту задачу видят все участвующие в работе лица.

На этом этапе важно решить следующие задачи:

  • Составить список основных вопросов, на которые нужно ответить.
  • Создать костяк группы, которая будет заниматься проектом.
  • Определиться с ресурсами: людьми, местом, бюджетом.
  • Составить изначальный план действия.
  • Создать действенную структуру поддержки и гостеприимное пространство, в котором будет комфортно всем членам команды.
  • Практиковать глубокое слушание и вести диалоги со всеми участниками команды.

Например, вы хотите провести ребрендинг компании и выйти на международный рынок. В условиях удаленной занятости можно организовать встречу в Zoom, где каждый из сотрудников выскажет свое видение по поводу нового вектора развития компании, а также предложит идеи, которые будут отражать ваши ценности. 

 
  • Наблюдение: собирайте всю нужную информацию

Вы собираете информацию из всех возможных источников: статистика, анализ ситуации на рынке, изучение конкурентов и имеющихся предложений. Проанализируйте вашу отрасль: какие международные компании существуют на рынке, кто из них является лидером и какой главный оффер они предлагают. Но избегаете соблазна сразу же решать поставленные задачи — важно взять паузу и посмотреть на ситуацию извне. 

  • Отпускание: посмотрите на ситуацию со стороны

Это пауза, которая поможет избежать необдуманных решений. Этот этап позволяет отстраниться от происходящего, посмотреть на ситуацию со стороны и уйти от старых паттернов. Важно отказаться «от Голоса Осуждения, Голоса Цинизма и Голоса Страха», то есть тех установок, которые мешают начать совершать новые действия.

«Переспите с этой мыслью» — совет идеально подходит для данного этапа. Вы собрали много информации о своих конкурентах, об отрасли в целом. В этом состоянии трудно придумать принципиально новую идею. Ваша задача — освободить ум от накопленной информации. 

  • Присутствие: погрузитесь в тишину и включите медленное мышление

На этом этапе необходимо прислушаться к себе, погрузиться во внутреннее место тишины, где на поверхность выходит новое знание. Именно здесь включается медленное мышление, которое ориентируется не на прошлый опыт, а на поиск новых уникальных решений.

 

Задайте себе вопросы: что отличает компанию от других, что нового мы можем привнести на рынок, какие ассоциации мы хотим вызывать у своих потенциальных клиентов, какой результат получит клиент от работы с нами?

  • Кристаллизация: ухватите суть нового решения

На этом этапе важно уловить новое решение, изобразить его на бумаге, сложить из LEGO — одним словом, донести до окружающих как можно точнее через любые каналы: визуальный, аудиальный сенсорный. Основная задача: помочь коллективу не просто осознать, а прочувствовать эту идею — так у команды появится инициатива и новая энергия, дающая вдохновение. 

Словами будет сложно донести до сотрудников свою идею.  Организуйте также Zoom-встречу, где на доске визуализации пропишите или изобразите ваше текущее положение, все ресурсы, которыми обладаете, желаемую точку B и возможные методы для достижения цели.

  •  Конструирование решения: перейдите к новой бизнес-модели

Это создание на основе чувственного образа конкретной бизнес-модели. 

 

Результатом этого этапа должны стать:

  • набор усовершенствованных прототипов;
  • обсуждение обратной связи от заинтересованных сторон;
  • создание новых версий. То есть постоянный поиск новых идей на основе уже имеющегося опыта.

«Обоснование создания прототипа можно сформулировать так: «часто ошибаться — быстрее достигать цели», или «чем раньше потерпишь неудачу, тем скорее научишься», — считает Отто Шармер.

В создании прототипа важна скорость. Не обязательно, чтобы он работал на 100%, но чем быстрее вы опробуете модель, тем быстрее сможете увидеть на практике слабые стороны и зоны роста и внести корректировки. 

Чтобы понять, какие идеи стоит использовать для создания прототипа, можно ответить на следующие вопросы:

 

Отвечает ли она изначально поставленной задаче? Насколько нова эта идея? Удасться ли ее быстро воплотить в прототипе? Можно ли разработать ее в небольшом масштабе для проведения эксперимента? Приведет ли эта идея к позитивным изменениям в обществе? Есть ли возможность последующего масштабирования идеи при дальнейшем развитии проекта?

  • Внедрение в жизнь

Теперь можно проанализировать уже внедренную модель, чтобы понять, насколько она соответствует поставленной задаче и глобальным целям компании.

Но недостаточно просто поставить цель. В основе принятия решений должна лежать миссия компании. Это даст возможность соединить цели компании с глобальными целями лидера, а также помочь коллективу найти больше точек соприкосновения друг с другом и с проектом. Согласно Шармеру, миссия должна быть основана не на эго-мышлении, а на экомышлении. При таком подходе лидерство способно в корне поменять внутреннее пространство, из которого исходит вся деятельность. И, как следствие, повлиять на все состояние социального поля.

Именно соединение миссии со способностью уходить от старых шаблонов помогает найти те трансформационные решения, которые не просто помогут выйти компании на новый уровень, но и позволят создать продукт, отвечающий принципам устойчивого развития. 

 

Чтобы настроиться на новую развивающуюся область возможностей, компании нужно выйти за свои пределы и системно настроиться на соответствующие возникающие контексты, которые могут быть выявлены только в коллективном контексте более крупной экосистемы.

Кто использует принципы Теории U

Такими принципами пользуются сегодня как некоммерческие организации, так и крупные игроки, такие как Alibaba, Google, Shell Oil, Amazon. Эти компании при создании стратегии и культуры инноваций мыслят именно в терминах экосистем и эволюционируют вместе с окружающей средой.

Например, в 2015 году Google предприняла попытку создания холдинговой компании Alphabet, где Google была самой крупной дочерней структурой. Это была попытка взаимодействовать с другими игроками более успешными средствами. Google продолжила концентрироваться на существующем бизнесе, а Alphabet сосредоточилась на управлении подразделениями, основанными с помощью передовых инноваций, которые Google развивала долгие годы.

С недавнего времени принципы Теории U начали внедрять и на отечественном рынке — «ВкусВилл», «Азбука вкуса», Авито, Qiwi, «Ростелеком» используют эту систему при разработке стратегии развития и формировании корпоративной культуры.

 

Из-за того что многие компании в 2020 году перешли на удаленную занятость,  возникла необходимость уделить внимание состоянию людей, а не только решать рабочие задачи. Важно было поддерживать ментальную связь между сотрудниками. 

Для этого Qiwi начали проводить регулярные практики в формате Zoom-встреч для развития навыков осознанности. А также стали организовывать для топ-менеджеров и линейных сотрудников ретриты с применением практик Теории U. Такой формат обучающего путешествия помогает развивать новые навыки без отвлечения на другие задачи.

Культура коммуникации сильно отражается на скорости разработки и доставки продукта до пользователя. Поэтому несколько лет назад Авито сформировала образовательную экосистему, которая позволяет обучаться профессиональным навыкам и soft skills. Сотрудники регулярно проходят курсы по обучению навыкам саморегуляции и осознанности, включающие практики Теории U.

Как начать действовать?

Похожую формулу успешных изменений сформулировал Джон Коттер, автор 15 книг по лидерству и управлению изменениями. Она звучит так: «Увидеть — почувствовать — измениться». Коттер, как и Шармер, считает, что один из важных этапов во внедрении новой стратегии — это убедить команду в необходимости перемен. Он утверждает, что 75% руководителей компании признают необходимость изменений, но большинство из них не переходят к активным действиям.

 

Именно работа с чувствами помогает найти внутреннюю мотивацию, которая всегда дает намного больший результат, чем внешнее подкрепление. Коттер предлагает заинтересовывать команду через визуализацию. Работа с картинкой будущего, к которому предстоит прийти, помогает задействовать все зоны мозга: неокортекс, который отвечает за рациональное мышление, лимбическую систему, отвечающую за чувства и эмоции, и рептилоидный мозг, отвечающий за действия. Визуализация помогает «объяснить» древним отделам мозга, зачем нужно переходить к действиям. 

Одна из типичных проблем, с которой сталкивается молодой бизнес, — страх делегирования, который мешает масштабированию. В этой ситуации работа с образом будущего, к которому руководитель хочет прийти, дает возможность найти силы для того, чтобы отказаться от старой модели поведения и перейти от самостоятельного выполнения задач и тотального контроля к делегированию и большему доверию.  

Возможность пользоваться в работе готовыми шаблонами сама по себе не несет вреда. Это помогает экономить время и ресурсы. Но именно в переломные моменты важно отследить схемы, которые больше не работают и отказаться от них в пользу непривычных, но более подходящих решений. 

Как сказал Отто Шармер, «если вы изменили структуры, процессы бизнеса, но сохранили старые паттерны своего мышления, вы в конечном итоге получите тот же самый результат». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+