К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Русская речь практически не слышна»: как прошла ярмарка Art Basel в 2022 году

 Луиза Буржуа, «Паук» (Фото Art Basel)
Луиза Буржуа, «Паук» (Фото Art Basel)
На Art Basel вернулись покупатели из США, а российские коллекционеры с ярмарки практически исчезли. Базель украсили диптихи украинского фотографа, а галерея Gagosian начала принимать оплату в биткоинах. О том, что еще произошло на ведущей мировой ярмарке современного искусства, — в материале Forbes Life

В крупнейшей ярмарке современного искусства Art Basel, которая в этом году прошла с 16 по 19 июня, приняли участие 289 галерей из 40 стран — на 17 галерей больше, чем в 2021 году. Из них 19 галерей из Западной и Восточной Европы, США, Латинской Америки и Африки участвовали впервые.

Ни одной галереи из России в этом году представлено не было. Зато публичное пространство  центра города заполнили 11 диптихов украинского фотографа Бориса Михайлова «Искушение смертью». А в Театре Базеля шла кинограмма, подготовленная украинским центром современного искусства Pinchuk Art Center.

В остальном могло показаться, что все в современном арт-мире неизменно, работает точно и четко. как швейцарские часы. По традиции уже на второй день ведущие галеристы заявили, что большая часть их стендов раскуплена. Однако в кулуарах ярмарки говорили о том, что и коллекционеров, и галеристов не покидает ощущение, будто они находятся в транзитном времени, когда все вокруг стремительно меняется. «Как поймать волну и въехать на ней в будущее?» — это был, пожалуй, основной вопрос участников и посетителей. 

Символ открытия
Art Basel

Символ открытия

Первой работой, которая разместилась на площади у выставочного центра Базеля, стала инсталляция «С глаз долой», сложенная из россыпи фраз американского художника-концептуалиста Лоренса Вайнера, умершего в декабре 2021 года. Нанесенные на асфальт извилистые полосы, чем-то напоминающие игру в классики, вместили в себя несколько десятков фраз: «Надеемся на лучшее», «Воображаемые вещи могут меняться в удовольствие», «Можно себе только представить силу власть имущих». Лоренс Вайнер при жизни описал свою идею так: «Человек, попадающий в какую-либо жизненную ситуацию, размышляет, откуда и куда он будет двигаться. Он встает перед воображаемыми классиками и представляет, какова будет его траектория, то есть он берет на себя ответственность».

Рекорды Art Basel-2022
Art Basel

Рекорды Art Basel-2022

Швейцарская галерея Hauser Wirth, отмечающая в этом году свое 30-летие, стала абсолютным рекордсменом по продажам на Art Basel этого года. Со стенда галереи за $40 млн ушла скульптура Луизы Буржуа «Паук» 1996 года, ставшая самой дорогой работой когда-либо проданной на Art Basel. Говорят, ее купили еще до открытия, так что желающие даже не успели поторговаться. Затем, в первый день работы ярмарки, галерея продала «Купальщиц» Франсиса Пикабиа 1942-1943 года за $4 млн и работу Гленна Лигона Stranger #94 за $2 млн.

Галереи-трендсеттеры
Art Basel

Галереи-трендсеттеры

Ведущие галереи мира, на которые равняется рынок, —  Gagosian Gallery, Marian Goodman Gallery, Pace Gallery — как всегда были на высоте. Так, стенд Marian Goodman Gallery украшало десятиметровое полотно Герхарда Рихтера 930-2 Strip 2013 года за $4—5 млн, а также бронзовые скульптуры Тони Крэга и Уильяма Кентриджа за сотни тысяч долларов. На стенде Gagosian Gallery полотна Пабло Пикассо соседствовали с поп-артом Тома Вессельмана, скульптура Дональда Джада — с минималистичной живописью Брайса Мардена, а заспиртованный белый голубь Дэмиана Херста — с гротескными, прекрасно выписанными картинами Джона Каррина.

Pace представила образец искусства будущего по версии международной художественной группы teamLab, в которую входят не только художники, но и программисты, инженеры, компьютерные аниматоры, математики и архитекторы. Цифровое произведение The World of Irreversible Change 2022 проецировалось на четырехметровый экран. Арт-объект представляет собой вид на некий  одноэтажный город, населенный людьми. Однако, по задумке авторов, погода и время суток в этом вымышленном городе всегда соответствуют условиям той местности, где демонстрируют произведение. Когда в Базеле шел дождь, он шел и на экране, а когда наступала ночь, цифровой город тоже погружался в темноту.  Стоимость работы — $200 000—300 000.

Unlimited
Art Basel

Unlimited

Традиционно за день до основного открытия Art Basel стартовала выставка Unlimited, которую в 2000 году придумал предыдущий директор ярмарки Самюэль Келлер. Это не столько выставка в классическом понимании этого слова, сколько мультимедийная платформа, и размещается она в огромном ангаре. На Unlimited в этом году представили масштабные проекты разных галерей, в том числе монументальные скульптуры и инсталляции. Здесь выставили около 30 проектов, в том числе произведения Кита Харринга, Герхарда Рихтера, Хуана Муньеса, Ханне Дарбовен. Внимание приковывала скульптурная инсталляция голландца Фолкерта де Йонга «Расстрел… 1 июля, 2006» ($200 000—300 000), созданная в 2006 году и отсылающая к картине Франциско Гойи 1814 года «Расстрел повстанцев в Мадриде. 3 мая 1808 г». В свой работе Фолкер де Йонг размышляет о том, что на войне нет правых и виноватых, — в наши дни это очевидно так же, как 200 лет назад.

Женская тема
Art Basel

Женская тема

В этом году первой работой, встречающей зрителей на Unlimited, стала инсталляция из множества манекенов в одежде — и ее стоит упомянуть отдельно. Создала эти вещи, а затем сама их носила американская художница Андреа Зиттель — называется арт-объект «AZ личная униформа. Второе десятилетие. Осень/Зима 2003 - Весна/лето 2013» (2003-2013)». В начале нулевых Андреа уехала из Нью-Йорка в Калифорнию, в Джошуа-Три, где превратила огромный участок земли в художественное пространство, а свою жизнь — в перформанс. Много лет Зиттель придумывала и ткала свою одежду, а теперь куратор Unlimited Джованни Кармине называет созданные ею наряды «скульптурой для тела» и выставляет  как коллекцию pret-a-porter. Вся инсталляция оценивается в $750 000.

NFT и биткоины с комиссией
DR

NFT и биткоины с комиссией

Искусство NFT на Art Basel было представлено более чем скромно. При входе на ярмарку был расположен стенд блокчейн-платформы Tezos, где выставили работы художниц Анны Люсиа и Александры Йованик. Работы Йованик посвящены творчеству скульптора Александра Колдера и его знаменитым мобилям (кинетическим скульптурам, приводимым в движение электричеством или ветром), парафразы которых теперь существуют в формате NFT. Средний уровень цен на NFT все еще сильно не дотягивает до уровня цен на «традиционные» арт-объекты. По слухам,  галеристы, стремясь окупить свою поездку, выставляют на стендах более дорогостоящие NFT-произведения. При этом стоит отметить, что некоторые крупные галереи, такие как Gagosian и Pace, принимают биткоины в качестве оплаты, правда, берут за это комиссию — 5-8% от суммы сделки.

Законы рынка: ретроспектива в музее
DR

Законы рынка: ретроспектива в музее

Старые проверенные законы арт-рынка продолжают работать безотказно и в 2022 году. Если у художника в данный момент готовится или проходит выставка в крупном музее, значит цены на его работы стремительно вырастут. Так, живопись живого классика американского искусства Алекса Каца, чья персональная выставка открылась 14 июня в мадридском музее Тиссен-Борнемиса, и еще одна ретроспектива запланирована в нью-йоркском Гуггенхайме на осень этого года, незамедлительно нашла своих покупателей. Галерея Gray выставила женский портрет Halsey 4 2022 года за $750 000, Gladstone Gallery за ту же цену показала «Розовые розы» 2012 года. А Thaddaeus Ropac представила еще две картины Каца: масштабный пейзаж 4:30 PM 2007 года за $2 млн и двойной портрет Loren and Juliette 4 2022 года за $800 000.

Симона Ли , победительница Венецианской биеннале
Art Basel

Симона Ли , победительница Венецианской биеннале

На стенде Mattew Marks Gallery можно было увидеть скульптуру одной из самых популярных художниц современности Симоны Ли. Героинями ее работ часто становятся темнокожие женщины, а темами — их специфический опыт, который художница старается сделать видимым. В этом году Симона Ли представляла США на Венецианской биеннале и получила высшую награду выставки («Золотого льва») за пятиметровую скульптуру «Кирпичный дом» (2019). На Art Basel скульптура Akimbo 2022 — изображение темнокожей девушки без лица, одетой в стог сена вместо юбки — была оценена в $750 000—1 млн.

Титаны современного искусства
Thaddaeus Ropac

Титаны современного искусства

Пристальный интерес у коллекционеров вызвали произведения классика американского искусства Роберта Раушенберга.  На стенде галереи Thaddaeus Ropac за Coral Roe 1977 года просили $2—3 млн —  выгодная цена для «титана американского искусства» XX века. Одновременно велись переговоры по поводу картины Раушенберга Pasar (Market)/ Roci Malaysia 1990 года на стенде галереи Gladstone — здесь речь шла уже о $1,5 млн долларов.

Русский след: Марк Шагал и Василий Клюкин
DR

Русский след: Марк Шагал и Василий Клюкин

Русская речь на Art Basel 2022 была практически не слышна. Авторов с русскими корнями тоже было немного. Мюнхенская галерея Thomas представила небольшую (33 на 24 см) картину Марка Шагала позднего периода 1965-1970 годов Le Peintre A La Tour Eiffel  за $2,9 млн. Еще один Шагал отыскался в канадско-швейцарской галерее Landau Fine Art, работающей с искусством модернизма. «Всадница в белом», 50,5 на 65 см 1941 года, была оценена в $980 000. Работ представителей современной российской арт-сцены  на этот раз тоже почти не было — только скульптура Василия Клюкина на стенде лондонской галереи Simon Lee за $35 000.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+