К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Час состязаний настал: как стоики учат справляться со страхом смерти

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рассуждения древнеримских стоиков Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия о том, как преодолеть жизненные невзгоды, стали чуть ли не самым востребованным философским продуктом XXI века. В чем несравненная польза, которую можно извлечь из стоических текстов? Изящное изложение стоических концептов предлагает лектор Лондонского университета английский философ Джон Селларс в книге «Как жить»

Нам неведомо место и время нашей смерти, но каждый знает, что когда-то все, что мы переживаем и чувствуем, закончится. Многие ли живут, полностью осознавая это? Большинству знакомы истории людей, которые, оказавшись на грани смерти или узнав о тяжелой болезни, по-новому оценили и саму жизнь, и то время, которое им осталось. Но те, кто не пережил такой опыт, легко забывают и о том, что человек смертен, и о том, как мало времени нам отпущено. 

Как мы уже видели, Сенека четко осознавал, что его жизнь может закончиться в любой момент из-за слабого здоровья или каприза императора. Это заставляло его размышлять о ценности времени и о том, как лучше его использовать. Может, это прозвучит несколько неожиданно, но он не раз писал, что времени каждому из нас отпущено более чем достаточно и не так уж важно, длинной или короткой будет жизнь. Проблема состоит в том, что мы тратим бóльшую часть этого времени впустую. Мысль о том, что время — самая большая ценность, кому-то покажется очередной банальностью, но стоит задуматься: а многие ли из нас живут, отдавая себе полный отчет в этом? 

В трактате «О скоротечности жизни» Сенека пишет, что люди часто оказываются готовы начать настоящую жизнь, только когда отведенный им срок уже подходит к концу. И это не потому, что человеческая жизнь слишком коротка; проблема в том, что слишком много времени растрачивается напрасно. Мы прокрастинируем, стремимся к вещам не очень важным или вовсе пустяковым, а то и просто бредем по жизни, не имея четкого представления о цели. Некоторые стремятся к успеху и богатству, чтобы приобрести роскошные вещи, которые окажутся на свалке задолгодоихсмерти.Таконитратятвпустуюбóльшую часть отпущенного им времени. Другие вообще ни к чему не стремятся, просто делают что-то по заведенному распорядку, не осознавая при этом, что время — самая главная ценность — от них ускользает. Некоторые четко знают, что они хотят сделать, но, словно парализованные страхом совершить ошибку, раз за разом откладывают дела и придумывают новые оправдания, почему сейчас еще не время действовать. Все эти люди, по мнению Сенеки, не живут по-настоящему. 

 

Большинство ощущает себя живыми только в редкие моменты жизни. Основная ее часть сводится просто к времяпрепровождению. Есть ли средство от этого недуга? Что предлагает Сенека тем, кто хочет взять жизнь в свои руки и прожить ее полноценно? 

Во-первых, следует перестать волноваться по поводу мнений других людей. Не пытайтесь произвести впечатление на других; не стремитесь к их расположению, чтобы обеспечить себе какие-то преимущества. Слишком многие пекутся о том, что о них думают окружающие, а собственным мыслям уделяют недостаточно внимания. Они жертвуют свое время другим, но не оставляют его для себя. Просто абсурдно, пишет Сенека, что люди ревностно пекутся о деньгах и имуществе, но при этом так легко тратят время, которое стоит куда дороже. 

Также всегда следует помнить — нам всем суждено умереть. Суровая истина состоит в том, что наше время не безгранично. Добрая часть отпущенного нам времени уже прошла. Более того, мы не можем знать, сколько нам осталось. На самом деле, сегодняшний день может оказаться последним. Или завтрашний. Возможно, у нас есть еще несколько недель, месяцев, пара-тройка лет — мы этого просто не знаем. Слишком легко поверить, что мы проживем до восьмидесяти или девяноста лет, но наверняка не каждому это суждено. Значит, такое допущение может быть ошибочным. Но, так или иначе, именно оно побуждает нас откладывать дела на будущее, которое может и не наступить. Сенека высмеивает людей, которые оставляют свои планы и мечты до выхода на пенсию. Ты уверен, что доживешь? А если доживешь — уверен, что сохранишь силы и здоровье для всех тех дел, за которые не брался годами? Но даже если так, зачем откладывать жизнь до тех пор, когда бóльшая ее часть уже окажется позади? 

Есть и еще один вопрос — к чему стоит стремиться? Для многих людей целью является успех в том или ином виде: богатство и слава, уважение и почести, карьера и высокая должность. Но Сенека пишет, что зачастую люди, добившиеся этого, не чувствуют удовлетворения, поскольку успех приносит с собой множество новых потребностей и тягот. Добившись всего, чего они хотели, люди лишаются одного — времени. Времени, которое они могли бы потратить на самих себя, покой и тишину, отдых и досуг. 

Но с достижением успеха приходят не только новые потребности. Слишком легко жить, постоянно развлекаясь и не задумываясь о том, что следует делать, чего нам действительно хочется, или хотя бы о том, как жить полной жизнью. Постоянные отвлекающие факторы, помехи, новости, медиа, социальные сети — все это занимает внимание настолько, что становится сложно сосредоточиться и доводить дела до конца. Как пишет Сенека, «самое недоступное для занятого человека — жить». Суета, по сути — ничегонеделание, отнимает у таких людей почти все время. Привыкнув к такой жизни, эти люди пребывают в состоянии постоянного беспокойства, не в силах ни расслабиться, ни сосредоточиться на чем-то одном. Они обычно осознают ценность жизни только тогда, когда она практически закончилась. 

 

Если не задумываться над главными вопросами, пишет Сенека, то неважно, сколько будет длиться жизнь. Живи мы хоть тысячу лет, бóльшая часть этого времени будет растрачена впустую. Таким образом, цель не в том, чтобы любыми способами прожить как можно дольше; напротив, нужно научиться радоваться каждому дню и выжимать из него максимум, помня, что он может стать последним. 

Как это ни парадоксально, но научиться жить хорошо — это задача, решение которой может занять целую жизнь. Самые мудрые люди прошлого, добавляет Сенека, отказались от погони за удовольствиями, богатством и успехом, чтобы сосредоточиться на этой единственной цели. Хотя их усилия и не дали нам универсального решения, Сенека настаивает, что беречь время и посвящать его самому себе необходимо в любом случае: 

Каждый несется по жизни сломя голову, снедаемый тоской по будущему, томимый отвращением к настоящему. Напротив, тот, кто каждый миг своего времени употребляет себе на пользу, кто распорядок каждого дня устраивает так, будто это — вся его жизнь, тот без надежды и страха ожидает завтрашнего дня. 

Проживать каждый день как последний — не мрачновато ли это звучит? И не мешает ли планировать будущее? Стоит подчеркнуть, что Сенека не предлагает считать сегодняшний день действительно последним. Напротив, он советует поразмыслить над тем, что он мог бы им быть. Мы попросту не знаем, когда все закончится, в этом все и дело. Если бы человек точно знал, что впереди у него только один год, он бы по меньшей мере спланировал дела и устроил все так, чтобы не тратить впустую ни одной минуты. 

Что же, по мысли Сенеки, нам следует делать, обретя это обновленное ощущение ценности времени и твердое намерение расставить приоритеты в том, как им распоряжаться? Он с самого начала отвергает игры и спорт, равно как и популярный вид отдыха — «прожаривать свое тело на солнце». На самом деле, он выступает против многого, что мы сейчас называем «развлечениями». Вместо этого он рекомендует философию как самое утонченное и достойное занятие, подразумевая под ней размышление, учебу, чтение исторических и художественных книг, осмысление прошлого и настоящего. Это противоположно суетливой погоне за мирским успехом, который, по его словам, «обретается ценой собственной жизни». 

 

Трактат Сенеки направлен против того, что он считал бескультурьем обеспеченных слоев римского общества I века н. э. Поражает — и в определенном отношении даже пугает — то, насколько современными остаются эти мысли сегодня. Нам нравится думать, что за последние две тысячи лет человечество ушло далеко вперед и, хочется надеяться, стало лучше, но у Сенеки мы видим, что многие проблемы, с которыми сталкиваются наши современники, не отличаются от тех, что заботили жителей императорского Рима. 

Спустя примерно пятьдесят лет после того, как Сенека писал свои сочинения, Эпиктет вместе со своими никопольскими учениками размышлял о жизни и смерти. В записях его бесед жизнь постоянно описывается как дар, как то, что нам дано, но может быть и отнято. Она принадлежит не нам, а тому, кто ее дал, — Природе. Обращаясь к этой высшей силе, Эпиктет говорит: 

Сейчас ты хочешь, чтобы я ушел с всеобщего празднества. Я ухожу, я благодарен тебе всячески за то, что ты счел меня достойным принять участие во всеобщем празднестве с тобой. 

Жизнь — это событие, как праздник или вечеринка, и, подобно всем таким событиям, она должна закончиться. Зависит от нас, поблагодарим ли мы хозяина за проведенное время или будем сетовать на то, что пора расходиться. 

Итак, жизнь нам дана, и однажды придется ее вернуть. То же самое относится и к жизни наших любимых. 

 

Никогда не говори, что ты что-то потерял, но говори, что отдал. Умер твой сын? Он был отдан назад. Умерла твоя жена? Она была отдана назад. 

Все, что мы имеем и любим, просто дано нам на время. Ничто нельзя сохранить навечно, по меньшей мере потому, что сами мы не будем жить вечно. Возникает соблазн подать это как трагическую истину человеческого существования, радостную и горькую одновременно, но сам Эпиктет выражается куда резче: 

Если ты хочешь, чтобы твои дети, жена и друзья всегда пребывали среди живых, то ты неразумен. Ибо то, что вне тебя, ты хочешь подчинить своей власти и сделать чужое своим. 

Эпиктет без обиняков говорит, что в смерти, нашей или наших близких, нет ничего ужасного, поскольку, будь она действительно ужасна, Сократ бы тоже так считал. Тот факт, что известные своей мудростью люди встречали смерть равнодушно, дает нам сповод задуматься, пишет он. Страх перед смертью — это всего лишь следствие наших суждений о ней. Мы можем начать думать о ней иначе. Мы даже должны начать думать о ней иначе, настаивает Эпиктет, поскольку восприятие смерти как чего-то ужасного основано на ошибочном суждении. Сам факт нашего существования — не зло и не благо и в любом случае находится вне нашей власти. 

Во всех этих рассуждениях цель Эпиктета — унять тревогу из-за неизбежности смерти и смягчить горе, причиняемое потерей близких. Но, в точности как Сенека, он хочет, чтобы мы еще и ценили ту жизнь, которую имеем. Жизнь не принадлежит человеку и может быть в любой момент отнята, поэтому стоит радоваться, пока она есть. Ближе к концу «Энхиридиона» Эпиктет сравнивает жизнь с Олимпийскими играми: час состязания настал, уже нельзя ничего откладывать, и все зависит от того, как мы проявим себя сейчас, в этот самый день. 

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+