Вселенная художника Дмитрия Врубеля: от Брежнева до Босха и Гагарина

История знаменитой фрески, созданной Дмитрием Врубелем на восточной стороне Берлинской стены, началась в 1979 году. Тогда фотограф из ФРГ Барбара Клемм по анекдотичному стечению обстоятельств (организаторы встречи руководства СССР и ГДР на высшем уровне перепутали два Франкфурта, на Майне и на Одере, один — в ФРГ, другой — в ГДР) оказалась в числе журналистов, освещавших визит Брежнева, и сфотографировала приветственный поцелуй двух генсеков.
Как вспоминал в интервью «Коммерсанту» Дмитрий Врубель, он увидел эту фотографию в конце 1980-х у знакомой из Парижа. Идея написать поцелуй Брежнева и Хонеккера на Берлинской стене принадлежала поэту и художнику-концептуалисту Дмитрию Пригову. В 1990 году идея была реализована — в рамках проекта East Side Gallery художники расписывали восточную часть Берлинской стены. Среди этих художников был Дмитрий Врубель, перенесший сюжет документального кадра с поцелуем на поверхность стены.
«Из всех работ, созданных тогда на стене, именно поцелуй Брежнева и Хонеккера (Bruderkuss, как его назвали берлинцы) стал символом объединения двух Германий, — рассказывает галерист Марат Гельман (внесен в реестр иноагентов. — Forbes Life). — Михаил Горбачев и Дмитрий Врубель — два русских героя новейшей истории Берлина».
Сам художник рассказывал сотрудникам отдела новейших течений Третьяковской галереи, что чувствовал себя в момент создания росписи в Берлине покорителем новых пространств уровня Юрия Гагарина.
«В собрании Третьяковской галереи хранятся две версии знаменитого сюжета поцелуя Брежнева и Хонеккера, выполненные художником на холсте. По зрительской популярности их можно сравнить с «Черным квадратом» Малевича и с «Купанием красного коня» Петрова-Водкина, — рассказывает Ирина Горлова, глава отдела новейших течений Третьяковской галереи. — Название этой работы, ставшей хитом, мемом, символом своего времени — «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», — отсылка к библейской теме, и это переводит ее из области актуального, плакатного искусства во вневременные символы из ряда Брейгеля и Босха. Врубель — ускользающий художник, использующий одновременно ернические образы и пронзительные евангельские тексты».
Марат Гельман, работавший с художником с 1992 года, рассказал Forbes Life, что идея обращения к текстам Евангелия родилась у Врубеля в период его сотрудничества с галереей Гельмана: «Он не делил свою жизнь на жизнь художника и жизнь обывателя. Как всякий обыватель, он начинал день с чтения новостной ленты и как художник превращал этот процесс в произведение искусства. Подобно «Намедни» Леонида Парфенова, он создавал работы большого формата, своего рода летопись времени».
Первая часть «Евангельского проекта» была создана Дмитрием Врубелем в Галерее Марата Гельмана в 1994 году и продолжена в 2008 и 2012 годах уже в соавторстве с художницей Викторией Тимофеевой. «Работа над каждой выставкой продолжалась год. Каждый день в году художник выбирал строфу из Евангелия и просматривал новостийные ленты информагентств, — рассказывает Марат Гельман, — выбирая актуальные иллюстрации. Так на работах Дмитрия Врубеля любовь к ближнему представлена портретами бомжей, апостолы утратили свой сусальный образ и стали рыбаками с лицами палестинцев из военной хроники». В других художественных летописях Дмитрия Врубеля были и портреты героев эпохи — миллиардеров Романа Абрамовича и Михаила Ходорковского, а также Аллы Пугачевой и патриарха.
В 2019 году на форуме русской культуры «Словоново» в Черногории, организованном Маратом Гельманом, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева воссоздали свой «Евангельский проект» в виде VR-комнаты. В последние годы художник активно работал над созданием музея VRteka my home museum, объединяющего произведения искусств разных эпох. В январе 2022 года Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева месяц работали в залах Третьяковской галереи, чтобы перевести в VR экспозицию выставки Михаила Врубеля. «Врубель делает Врубеля», — радовался художник.
Дмитрий Врубель. «В какой-то момент начинает казаться, что наступило облегчение». 1989
«Дмитрий Врубель — ускользающий художник», — говорит Ирина Горлова, глава отдела новейших течений Третьяковской галереи. За пронзительностью его образов видна усмешка современного художника, за плакатной прямотой скрывается ерничество.
Дмитрий Врубель. «Марлон Брандо». 1990
Тема дружеского поцелуя, Bruderkuss, была неоднократно обыграна в разные годы в работах Дмитрия Врубеля. Однако, увлекшись VR, он смог отказаться от соблазна бесконечных самоповторов.
Дмитрий Врубель. «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». 1989–2004
В собрании Третьяковской галереи два варианта знаменитого «Поцелуя». Один из них музей купил у художника. Другой галерее подарил коллекционер Владимир Некрасов.
Дмитрий Врубель. «Дети». Из серии «Мамочка». 1992
Серия «Мамочка» с пронзительными образами показывает совсем другого художника — не укладывающегося в стереотипное представление о нем как о плакатисте, остро чувствующем нерв времени.
Дмитрий Врубель. Без названия. Из серии «Мамочка». 1992
Образы «Мамочки» вызывают противоречивые чувства, заставляя вспомнить персонажей Брейгеля и Босха.