К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Дживс и Вустер» и много олигархов: пять фильмов и сериалов о жизни богатых людей

Кадр из сериала «Дживс и Вустер»
Кадр из сериала «Дживс и Вустер»
На телеканале ТНТ начался первый сезон комедии «Бедный олигарх» о российском миллиардере, попавшем под британские санкции. Герой оказывается запертым в лондонском особняке и вместе со своим камердинером пускается в разные авантюры, чтобы заработать и уехать на родину. По этому случаю мы вспомнили и другие кино- и сериальные истории о жизни богатых людей

История главного героя «Бедного олигарха», владельца нефтяной компании Виктора Гниды, отчасти списана с истории Петра Авена и Михаила Фридмана, сооснователей Альфа-банка, против которых ЕС в конце февраля 2022 года ввел санкции из-за «спецоперации»* России на Украине. Счета миллиардеров, живущих в Лондоне, оказались заморожены — Авен и Фридман рассказывали в интервью, что им не хватает денег на уборщиц и водителей. 

Из истории об обедневшем буквально за ночь олигархе вполне могла бы получиться крепкая злободневная сатира в духе прошлогоднего «Не смотрите наверх» Адама Маккея, однако вся комедийная составляющая «Бедного олигарха» ограничилась расистскими и сексистскими шутками — настолько вторичными, что они даже не задевают. В общем, говорить о художественных достоинствах «Бедного олигарха» не приходится. Что, впрочем, неудивительно, ведь сериал — продюсерский проект Сарика Андреасяна, режиссера китчевых комедий, вроде ремейка «Служебного романа» (2011), фильма «Беременный» (2011) с Дмитрием Дюжевым, ура-патриотического кинокомикса «Защитники» (2017), который был признан худшим фильмом по отзывам зрителей на «Кинопоиске», а также нового сериала «Жизнь по вызову» о буднях российских эскортниц и сутенеров.

Но история знает много других, гораздо более достойных, фильмов про богатых людей, которые драматически или остроумно осмысляют и показывают жизнь этого социального класса. В подборке Forbes Life — художественные фильмы, документальное кино и даже сериалы. 

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 

«Ангел-истребитель»

«Ангел-истребитель»

Луис Бунюэль, 1962

Шедевр кинематографического сюрреализма, прекрасный пример того, как тонко можно критиковать «буржуазию» на экране, и самая едкая «комедия» Бунюэля о богатых людях. Собравшись в гостиной после званого ужина, хозяева дома и их гости на протяжении нескольких дней физически не могут ее покинуть. Почему так происходит, режиссер не объясняет — для Бунюэля, провокатора и неутомимого критика разного рода социальной несправедливости, это возможность в очередной раз поиздеваться над высшим классом. Его рафинированные герои спустя пару дней взаперти пускаются во все тяжкие — справляют нужду в дорогую вазу, жарят барана на костре из паркета, сходят с ума, обкалываются морфием, кончают с собой и собираются совершить жертвоприношение.

Фильм был снят в Мексике с местными актерами. Однако критики вроде Роджера Эберта разглядели в нем отсылки к режиму Франко в Испании, родине Бунюэля, где он был заочно приговорен к смертной казни за картины, «позорящие страну»: «Очевидно, что гости на ужине представляют правящий класс франкистской Испании. Победив рабочих в гражданской войне, они садятся пировать, только этот пир никогда не заканчивается — они оказываются заперты в собственном буржуазном мирке и, отрезанные от внешнего мира, становятся обидчивыми, злыми и нервными».

«Олигарх»

«Олигарх»

Павел Лунгин, 2002

Жизнеописание российского олигарха, построенное по типу «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса: фильм начинается со смерти главного героя, который дальше постепенно раскрывается через людей, с ним встречавшихся.  «Олигарх» — экранизация «Большой пайки» Юлия Дубова, одного из лучших русскоязычных романов о 1990-х, в основе которого биография Бориса Березовского.

По сюжету Платон Маковский, ученый, гениальный математик, в 1990-е становится одним из самых богатых людей России, начинает интересоваться политикой, пытается «поставить» своего президента и в итоге погибает. Жизнеописание получилось на грани китча: главный герой в исполнении тогдашней суперзвезды Владимира Машкова пьет водку из горла, ездит верхом на слоне и кутит с цыганами.

Сам Павел Лунгин так объяснял свое видение героев этой картины: «Мне гораздо симпатичнее люди, которые делают что-то новое, а не те, кто улюлюкает в кустах и говорит, что все вокруг воры и негодяи. Достаточно выглянуть на улицу, чтобы увидеть, как изменилась наша реальность, и понять, что эти «буржуи» — люди, которые изменили всю жизнь вокруг, в том числе и жизнь тех, кто их ненавидит и презирает. Меня удивляет, почему практически никто не видит этого в нашей жизни».

«Дживс и Вустер»

«Дживс и Вустер»

Клайв Экстон, 1990–1993

Классика британской телевизионной комедии по произведениям П. Г. Вудхауса о молодом аристократе Берти Вустере (Хью Лори), который вечно попадает в передряги, и его камердинере Реджинальде Дживсе (Стивен Фрай), который аристократа из этих передряг вытаскивает — то расстроит помолвку с нелюбимой женщиной, то спасет от тюрьмы, грозящей за кражу шлема полицейского, то вылечит от похмелья с помощью загадочного зелья.

«Дживс и Вустер» — это тот случай, когда экранизация ни в чем не уступает первоисточнику. Это неудивительно: ее снимали те же люди, что до этого работали над знаменитым сериалом  «Пуаро Агаты Кристи». Проект с участием Фрая и Лори собрал множество номинаций на BAFTA и несколько статуэток выиграл.

Создатели «Бедного олигарха», вероятно, вдохновлялись британским сериалом, когда писали главных героев — олигарха Виктора Гниду и его камердинера, шотландца с русскими корнями Адама. Правда, тандем мудрого слуги и беспомощного богача, так умело и обаятельно разыгранный Фраем и Лори, в сериале Сарика Андреасяна выглядит скорее нелепо.

«Олигархи»

«Олигархи»

Александр Гентелев, 2004

Документальный фильм, для которого израильский режиссер Александр Гентелев записал сотни часов интервью с самыми богатыми и влиятельными людьми России. Работа над этой летописью политико-экономической истории страны в 1990-е продолжалась около 10 лет. В ролях самих себя выступили Владимир Гусинский, Борис Березовский, Анатолий Чубайс, Петр Авен, Михаил Фридман, Юрий Лужков и еще десятки бизнесменов и политиков. Интервью, в которых Березовский, например, рассказывает, что пределом его мечтаний в начале карьеры была машина, а Гусинский жалуется, что не может без охраны погулять по Москве, для контраста перемежаются опросами людей на улице. Прохожие рассказывают, что думают об олигархах. Из самых впечатляющих сцен — инаугурация Бориса Ельцина в 1996 году в Кремле, куда Гентелева провел Березовский.

«Треугольник печали»

«Треугольник печали»

Рубен Эстлунд, 2022

Недавний триумфатор Канн, обеспечивший Эстлунду вторую Золотую пальмовую ветвь. Богатых людей в фильме целый корабль, но русский только один — миллиардер Дмитрий, который путешествует вместе с женой и любовницей и гордится тем, что «продает дерьмо» (владеет компанией по производству удобрений). В одной из сцен Дмитрий и капитан корабля — марксист в исполнении Вуди Харрельсона, слушающий у себя в каюте хор Красной армии, — начинают спорить о Ленине и не замечают, как корабль попадает в шторм.

Дальше начинается комедийная версия «Повелителя мух»: социальная иерархия переворачивается с ног на голову, а Дмитрий будто сам превращается в Маркса (по крайней мере внешне). Эстлунд, по собственному признанию, хотел показать ни много ни мало «конец западной цивилизации», так что в фильме досталось всем — от моделей и блогеров до продавцов оружия и «трофейных жен». Однако самой злободневной сценой сам режиссер называет именно спор капитана с олигархом: «На протяжении всего моего детства Восток и Запад бились лбами. И вдруг сейчас началось то же самое».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+