К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Носороги, черепахи и сушеная собака: в музее AZ проходит выставка Дмитрия Плавинского

Дмитрий Плавинский. «Черепаха с буквами Ер и Ять», 1969. Собрание Любови Шакс (Фрагмент)
Дмитрий Плавинский. «Черепаха с буквами Ер и Ять», 1969. Собрание Любови Шакс (Фрагмент)
В Музее AZ до 20 ноября открыта выставка к 85-летию художника Дмитрия Плавинского «Носороги на черепашьих бегах в Москве». О том, как смотреть работы художника и как понимать их скрытые смыслы, рассказывает координатор выставки, искусствовед Елизавета Плавинская

Выставка Дмитрия Плавинского, открывшаяся в Музее AZ в честь 85-летия художника, умершего 10 лет назад, не похожа на традиционную выставку, приуроченную к громкой дате. В камерном пространстве музея на 2-й Тверской-Ямской уместились и офорты, и картины, созданные в сложных техниках, и фотографии из архива семьи художника. А еще здесь показывают фильмы и анимацию, посвященные работам Дмитрия Плавинского.

Под игривым названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве» куратор выставки Полина Лобачевская развернула историю о сотворении миров художника и о столкновении культур в этих мирах, разместив в одном логическом ряду мастеров Возрождения и нонконформиста Плавинского. Выбирая название, Лобачевская отталкивалась от «мифологической» истории, когда-то рассказанной Анатолием Зверевым, — о том, как однажды на закате в полуподвальную мастерскую на Арбате к Плавинскому в окно буквально влетела черепаха.

Символы культур на выставке дешифровали в серии изображений черепах — от офорта до живописи и ассамбляжа. Офорты представили в трех измерениях — подлинники под стеклом. Многократно увеличенные копии — над ними на стенах. И фильм, в котором режиссер и художник Серафим Инфанте предпринял попытку взглянуть на работу глазами самого автора, перемещающего, переворачивающего бумажный лист, рассматривающего оттиск под разными углами и с разных сторон. В таком неожиданном подходе к работам Плавинского, художника многозначного, сложно символичного, определявшего свое творчество как структурный символизм, открылась жизнеутверждающая сила его искусства.

 

Координатор выставки, искусствовед Елизавета Плавинская рассказала Forbes Life о нескольких работах, представленных в экспозиции. 

Дмитрий Плавинский. «Отпечаток памяти», 2010. Собрание Музея AZ

Дмитрий Плавинский. «Отпечаток памяти», 2010. Собрание Музея AZ

Отправная точка выставки. Работа последнего периода творчества, отпечаток всей жизни. Живопись, а по сути — ассамбляж, так как в картине не использовались краски, а только объекты и пески.  Эти новые для него материалы художник покупал в Нью-Йорке, в трехэтажном магазине Pearl. В начале 1990-х, когда Плавинский оказался в этом магазине, это выглядело как праздник. До этого в Москве в 1991 году он писал остатками советских красок, которые как-то добыл его друг, художник Лев Снигирь и прислал из Казахстана.

Через работы Плавинского мы выходим на обобщение о том, что такое культура. «Красота» вообще-то запретное слово для искусствоведов в контексте современного искусства. Но Илья Кабаков, рассуждая о Плавинском, сравнивает его со старыми мастерами и легализует определение «красота» по отношению к его творчеству.

Дмитрий Плавинский. «Заброшенная церковь». 1975. Собрание Марии Плавинской

Дмитрий Плавинский. «Заброшенная церковь». 1975. Собрание Марии Плавинской

Считается, что толчком к созданию этой работы послужила заброшенная церковь, обнаруженная художником в районе железнодорожной станции Семхоз неподалеку от Сергиева Посада. Тогда он начал объединять свои впечатления от поездок в Псков, Новогород, по деревням и весям. Если у Пиранези в его ведутах, посвященных погибшим цивилизациям, непременно присутствуют изображения акведуков и темниц, то у Плавинского — заброшенные церкви, лес и травы.

Мы видим тщательно проработанные изображения деревьев, птиц, собаки. Силуэт собаки, отпечаток собаки — как назвала его Ольга Богомолова в Музее AZ. Высохшие останки пса много лет висели у Плавинского в мастерской вместе с головой гигантской щуки и чучелом совы, напоминая ему мумии фараонов — образ, знакомый каждому московском ребенку, которого с детства водили в Пушкинский музей. Но у Плавинского эта мумия-собака весело бежит, отсылая не к смерти, а к торжеству жизни. Хотя и смерть с косой здесь присутствует. Ничего не поделаешь, смерть тоже часть жизни. Но в центре этого сюжета — разрушенная, но не разграбленная церковь, где у окна «Христосик сидит», как говорил сам художник, и евангелие лежит на аналое. Эта работа, полная энергии жизни, передает порыв вдохновения Плавинского, попытку преодоления пределов официального искусства, стремление вести рассказ на своем художественном языке.

Увеличивая работу во много раз в 2022  году, Полина Лобачевская показывает силу и красоту этого произведения, призывает насладиться всеми деталями, подробностями офорта. А благодаря фильму Серафима Инфанте — еще и взглянуть на работу с точки зрения художника.

Дмитрий Плавинский. «Носорог», 1995. Собрание Музея AZ

Дмитрий Плавинский. «Носорог», 1995. Собрание Музея AZ

Как Дюрер когда-то был потрясен жизненной мощью, силой носорога, так Плавинский, запихнув ему в пузо земной шар, восхищается жизненной силой, витальностью мира. Офорты Дюрера и Рембрандта художник изучал в гравюрном кабинете ГМИИ им. Пушкина.

Дмитрий Плавинский. «Китайский пейзаж», 1969. Собрание Музея AZ

Дмитрий Плавинский. «Китайский пейзаж», 1969. Собрание Музея AZ

Расположенный с обратной стороны «Носорога», напротив «Разрушенной церкви», «Китайский пейзаж» соединяет японскую, китайскую и русскую культуры. Это ведута на тему даосского и синтоистского созерцания красоты мира. Среди трав порхают большие мотыльки — при всей своей гармонии картина полна движения. Если XXI век и стер границы между техниками искусства, то Плавинский уже в XX веке преодолел разделение на живопись и графику. Подобно Дюреру и другим старым мастерам, художник ставит свою подпись на объекте в картине — на паутинке на кусочке бересты.

Дмитрий Плавинский. «Космическая черепаха», 1995. Собрание Музея AZ

Дмитрий Плавинский. «Космическая черепаха», 1995. Собрание Музея AZ

После аукциона Sotheby’s 1987 года, на котором была продана работа Плавинского «Музыкальная вертикаль», художник получил гонорар $20 000 (деньги по тем временам огромные, задавшие совершенно иной уровень цен на произведения). Так начался его счастливый нью-йоркский период. Произведения уходили в частные коллекции и разлетались по всему свету. Cегодня, спустя 30 лет, коллекции переформируются, работы появляются на рынке, и зрители получают возможность их увидеть. Одна из таких работ — «Космическая черепаха».

Дмитрий Плавинский дружил с физиками, его выставки проходили в залах Курчатовского института и в Институте ядерных исследований в Дубне. Он был из поколения людей, переживших мощнейший эмоциональный всплеск и от полета Гагарина, и от американского экспрессионизма на выставке в Сокольниках в 1956 году, и от молодого мирового искусства на фестивале молодежи и студентов 1957 года. В образе этой черепахи с ее космическим лучом, который так удачно продлил на выставке художник по свету Николай Воробьев, воплощены и знания о строении Солнечной системы, и теория фракталов, и открытия физиков и астрономов, и художественные традиции XX века, и радость их «преодоления». Подобно щиткам на панцире самой черепахи, весь зал второго этажа музея заполнили изображения черепах, пульсирующие и мерцающие.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+