К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Третьяковская галерея представила семь объектов лэнд-арта в Парке Малевича

Фото DR
Фото DR
В Парке Малевича в Подмосковье открылась выставка лэнд-арта современных российских авторов. В каждой из семи работ — диалог с наследием великого русского авангардиста. Как заметил художник Франсиско Инфанте-Арана, и 100 лет спустя «Черный квадрат» Малевича — все еще актуальное событие для искусства

Парк Малевича открыт в Одинцове, неподалеку от Барвихи и Немчиновки, где на даче жил Казимир Малевич. Ирина Горлова, куратор выставки под открытым небом, заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи, говорит, что задача — представить в парке работы тех художников, которые еще в 1960-е годы открыли для себя русский авангард. И осознали, как говорил Вячеслав Колейчук, что авангард дает возможность поиска нового способа мышления». 

На вопрос при чем тут Малевич, Ирина Горлова дает подробный ответ на примере каждой из семи работ. Ее комментарий записан на аудиогид, который так и называется — «При чем тут Малевич». 

Игорь Шелковский. «Человек сидящий», 2002-2003
DR

Игорь Шелковский. «Человек сидящий», 2002-2003

В начале 1960-х Игорь Шелковский работал реставратором, что позволило ему получить пропуск в запасники Третьяковской галереи, увидеть древнерусское искусство и искусство авангарда. В запасниках Шелковский познакомился с работами Ивана Клюна и Казимира Малевича. В 1970- х художник начал работать в Абрамцеве над скульптурами из рубленого дерева.

В 2018 году галерея Alina Pinsky передала в дар Третьяковской галерее три скульптуры Игоря Шелковского: «Человек идущий», «Человек бегущий», «Человек стоящий», которые установили во внутреннем дворе Новой Третьяковки.

«Глядя на скульптуру Шелковского, мы вспоминали о фигуративном периоде Малевича, который в 1920-е годы начал свои крестьянские серии, где головы монументальных фигур «касаются звезд». А у Шелковского  скульптура высотой 3,5 метра вырастает на фоне неба», — рассказывает Ирина Горлова.

Аристарх Чернышев. «Античная голова», 2020
DR

Аристарх Чернышев. «Античная голова», 2020

В 1920-30-е годы Казимир Малевич начал обратный отсчет, путь навстречу фигуративному искусству. Не только отступление от авангарда, но поиск нового языка, соответствующего духу времени. Путешествуя по Европе, он познакомился с работами сюрреалистов, в том числе с Джорджо де Кирико. Впечатленный, Малевич говорил о том, что сюрреализм — искусство будущего.

Один из российских первопроходцев медиа-искусства, художник Аристарх Чернышев, в «Античной голове», прообразом которой стала голова Александра Македонского, поместил на лицо, лишенное черт (не известно, как выглядел Александр Македонский), сигнал Интернет-загрузки, что символизирует поверженный академизм — главный враг авангардистов.

«Это широко открытый для интерпретации объект и каждый зритель может сам домыслить свою историю», — говорит Аристарх Чернышев.

Работа принадлежит корпоративной коллекции компании «Интеко» и уже показывалась в проектах на Красной площади, в Зарядье и в Третьяковской галерее на выставке, посвященной академисту Генриху Семирадскому.

Леонид Тишков. «Частное солнце», 2022
DR

Леонид Тишков. «Частное солнце», 2022

Яркое солнце для Леонида Тишкова — символ искусства Казимира Малевича. «Я даже думал назвать работу «Победа над солнцем» (футуристическая опера, созданная в 1913 году Казимиром Малевичем, Михаилом Матюшином и Алексеем Крученых, — Forbes Life), потому что солнце как идеальный геометрический круг часто встречается в картинах Малевича. Поздний Малевич для меня связан с космосом, а небесные тела — часть космоса Малевича», — говорит Леонид Тишков.

Франсиско Инфанте-Арана, Нонна Горюнова. «Вертикаль — горизонталь», 2022
DR

Франсиско Инфанте-Арана, Нонна Горюнова. «Вертикаль — горизонталь», 2022

«Михаил Матюшин, один из главных сподвижников Казимира Малевича, музыкант и композитор, стал родоначальником органического направления в искусстве. Он говорил об искусстве расширенного зрения, делал объекты из коряг, учил находить в природе формы «другого искусства». Как и у  Матюшина, «Вертикаль-горизонталь» также соединяет, как говорит Франсиско, природную инсталляцию с инсталляцией искусственной», — рассказывает Ирина Горлова.  Впервые эта инсталляция из капроновых прорезиненных нитей была реализована Франсиско и Нонной во Франции, в парке у музея «Циклоп» в Фонтенбло. Затем в проекте Андрея Ерофеева «ЧА ЩА» при поддержке галереи JART.

«В моем сознании инсталляцией стал лес с бесконечным количеством вертикально растущих стволов. Я подумал создать свою собственную инсталляцию, где с разных точек зрения будут фигурировать участки напряжения и разряжения», — рассказывает Франсиско Инфанте.

Франсиско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата», 1977-2022
DR

Франсиско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата», 1977-2022

В 1968 году Франсиско Инфанте вел свой диалог с Малевичем в супрематических играх на снегу. Позднее художник стал фотографировать артефакты, например, зеркальные плоскости, размещенные в природе. Так на работах из цикла «Жизнь квадрата» ландшафт трансформирован. В тот момент Франсиско не поддерживал идею длительного изменения пространства. Зеркальный квадрат входил в пейзаж лишь на время, необходимое для того, чтобы его сфотографировать. Франсиско говорил, что артефакт – исключительно точка зрения художника. Но постепенно мнение Инфанте изменилось, и художник подарил зрителю право стать его соавтором и создавать свои интерпретации во время прогулки по парку. Так появились инсталляции.

«Черный квадрат Малевича — это очень глубокая метафора, которая свидетельствует о невозможности лицезреть будущее. Каждому времени соответствует свои метафоры. 500 лет назад это были такие изображения человека, как, например, Джоконда. 100 лет назад символом времени стал черный квадрат. Важно не то, что изображено, важно то, что впервые рождено в искусстве. В моей работе этот символ показал свою жизнеспособность: 100 лет спустя он все еще актуальное событие для искусства», — говорит Франсиско Инфанте

Леонид Тишков. «Частная Луна», 2003-2022
DR

Леонид Тишков. «Частная Луна», 2003-2022

Всемирно известный проект Леонида Тишкова начался в 2000-е годы, когда на фестивале «АртКлязьма» (по инициативе художника Владимира Дубосарского проходил в 2002-2005 годах, — Forbes Life) художник задумал воплотить в реальность картину Рене Магритта «Шестнадцатое сентября». С того момента Луна Тишкова побывала в Париже, в Лондоне, в Милане, в Берлине, Токио и в научной экспедиции в Арктике.

Если на работе Рене Магритта «Империя света» на переднем плане всегда ночь, а на заднем — голубое небо, то в Парке Малевича у Тишкова Луна, как и солнце, светятся и днем, и ночью.

Вячеслав Колейчук. Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона, 1991-2022
DR

Вячеслав Колейчук. Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона, 1991-2022

В 1968 году к художнику Вячеславу Колейчуку обратился коллекционер Георгий Костаки с просьбой помочь разобраться с объектом из мастерской Александра Родченко. Так художник Колейчук, выпускник Московского Архитектурного института, один из пионеров кинетического искусства в России, получивший широкую известность как создатель объектов для фильма «Кин-дза-дза!», начал изучать наследие конструктивистов. Рассматривая черно-белые фотографии, снятые с двух ракурсов, Вячеслав Колейчук смог воссоздать практически все объекты авангардистов.

В 2006 году художник реконструировал  московскую выставку ОБМОХУ (общество молодых художников) 1921 года. В Парке Малевича выставлена его «Самонапряженная конструкция» — оммаж Вячеслава Колейчука художнику-инженеру Карлу Иогансону.

«В семье Родченко хранилась фотография выставки ОБМОХУ, где на заднем плане была серия работ Карла Иогансона. Папа все разглядел до мелочей, в том числе и спущенный тросик, который сказал ему о том, что конструкция живая. Эта одна из первых кинетических конструктивистских работ. Уникальность ее в том, что в ней нет механических шарниров, а конструкция тем не менее движется», — рассказывает дочь и соавтор Вячелава Колейчука, Анна Колейчук.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+