К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Все художники вперемешку: как прошла в Париже новая ярмарка современного искусства

Стенд галереи Michel Rein на ярмарке Paris+ (Фото Paris+ par Art Basel)
Стенд галереи Michel Rein на ярмарке Paris+ (Фото Paris+ par Art Basel)
С 20 по 23 октября, по заведенной c 1974 года традиции, коллекционеры и любители современного искусства устремились в Гран-Пале — Большой дворец в Париже, где ежегодно проходит ярмарка искусства. В этом году традиции пришлось изменить — пока дворец ремонтируют, действо перенесли на Марсово поле. Более того, вместо привычной ярмарки FIAC в октябре здесь открылся региональный отдел Art Basel в Париже

На протяжении последних 47 лет в Гран-Пале под эгидой агентства RX France проходила FIAC (Интернациональная ярмарка современного искусства), но под предлогом долгожданной реконструкции исторического здания выставочной площадки в преддверии Олимпийских игр управляющая организация RMN-GP (Объединение национальных музеев-Гран-Пале) объявила конкурс. 26 января 2022 года победителем была объявлена группа MCH, которая проводит ярмарку Art Basel в Базеле, в Майами и в Гонконге. Право на Париж MCH получила на семь лет, новая ярмарка получила название Paris+.

Стенд американской галереи Acquavella (Фото Paris+ par Art Basel)

Если FIAC отдавала предпочтение молодому, игривому, порой язвительному искусству, то Paris+ от MCH, наоборот, ориентируется на другое поколение — серьезное, взрослое, на тех, кто готов повесить на стену, например, работу Бэкона Study for Portrait of John Edwards из американской галереи Acquavella. Такой подход заставляет задуматься об обоснованности периодизации современного искусства: насколько разумно называть современными художников, чья связь с авангардом начала XX века была намного прочнее, чем с последовавшими за ними течениями? Зато согласно Бенуа Сапиро из галереи Le Minotaure, такая рокировка позволила привлечь новых клиентов, в том числе из Англии и из стран Азии, что, в свою очередь, значительно повысило продажи.

Вперед выдвинулись галереи, чье предложение соответствует заново сформулированному спросу. Le Minotaure показывает Франтишека Купку, Этьена Беоти, Казара Домела, Леона Тутунджана, Огюста Эрбена. В самой галерее в рамках выставки Les Cercles de la Baronne («Круги баронессы») воспроизвели интерьер салона баронессы Эттинген — светской героини, которой ГМИИ им. Пушкина три года назад, осенью 2018 года, посвятил выставку «Парижские вечера» баронессы Эттинген».

 
Marian Goodman Gallery (Фото Paris+ par Art Basel)

Некоторые галереи решили представили моностенды — например, стенд парижской Applicat-Prazan всецело занят Жоржем Матье. Стенд другой галереи, Nahmad, принадлежащей еврейской семье сирийско-ливийского происхождения, одним из главных игроков и собирателей современного искусства в мире, по форме напоминает музейный зал. На работах в Nahmad нет этикеток, и они не указаны на сайте Art Basel.

Главный предмет гордости стенда — работа Пикассо «Завтрак на траве, по Мане, 31 июля 1961» за $14 млн. Там же Жан Дюбюффе «Пейзаж Па-де-Кале III» и Hurleuse, Untitled (Slingshot) Жан-Мишеля Баскии, Кандинский, Макс Эрнст, Магритт, де Кирико, Дали. Всего в коллекции 300 работ Пикассо, чья общая стоимость оценивается как минимум в $1 млрд, а сама коллекция — в $3 млрд. Коллекция хранится во фрипорте рядом с аэропортом в Женеве, Швейцария, и поделена между двумя братьями: Давидом Нахмад (№1360 в мировом списке Forbes ) и Эзрой (№1782). Когда Леонардо ди Каприо решил сделать тур по Paris+, сопровождали его именно представители галереи Nahmad.

 
Стенд галереи Nahmad (Фото Paris+ par Art Basel)

Cоздается впечатление, что ряд парижских галерей, традиционно участвовавших в FIAC, не очень комфортно себя чувствуют на Paris+. Стенд галереи Perrotin, где, например, в рамках Art Basel Miami Beach в 2019 году художник Маурицио Каттелан приклеил скотчем банан к стене и назвал эту работу Comedian, в этот раз не содержит и намека на провокационность.  

Из 140 галерей-участниц, к которым при поддержке группы Galeries Lafayette присоединились 16 молодых галерей, наиболее интересные работы были представлены британскими и немецкими галереями.

В Esther Schipper показывают работы из серии Uncreature Этьена Шамбо — изображения на найденных автором иконах покрыты золотым листом, из-за чего остаются различимы только взгляд и отдельные куски тела (€10 000–15 000). Галерея Annely Juda Fine Art предлагает графику Малевича 1915 года за €190 000, принадлежавшую некогда его ученице, художнице Анне Лепорской. Неподалеку висят эскизы Александры Экстер для «Ромео и Джульетты» 1921 года за €345 000, с ней соседствует работа Ласло Мохой-Надя за €1,2 млн. Рядом Дэвид Нэш, Дэвид Хокни, Тадаси Кавамата, Энтони Каро. 

 

Американская галерея Pace выставила «Женский бюст» (1967) Пабло Пикассо за $5,5 млн, Minou Кики Смит за $80 000, Red Land Михаль Ровнер за $150 000, Lafayette Labyrinth (Salvage) Роберта Раушенберга за $1,6 млн. На каждом втором стенде — работы Лучо Фонтана, Луизы Невельсон, звезды биеннале в Венеции, и Антони Тапиеса. Бельгийская галерея Xavier Hufkens показывает работу Рони Хорн за $1,3 млн и портрет Хью Уилсона Элис Нил, чья выставка открылась 5 октября в Центре Помпиду, проданный за $1 млн.

Бельгийская галерея Xavier Hufkens (Фото Paris+ par Art Basel)

Галерея Victoria Miro привезла в Париж серию фотографий Франчески Вудмен, рядом с которой были представлены картины художницы Селии Пол. На стенде галереи Clearing скульптура в форме комода с тыквами и носами Даниэля Девара и Грегори Жикеля. Работы из ткани Малгожаты Мирга-Тас, которая в этом году представляла Польшу на Биеннале в Венеции.

Не обошлось без соревновательного эффекта: оказалось, что некоторые галереи показывали практически идентичные работы из одной серии одного и того же художника, но по разным ценам. Так, серия Fine di Dio Лучо Фонтана была одновременно представлена Tornabuoni и Hauser & Wirth, разница в цене составила порядка €5 млн, около €30 млн и €25 млн соответственно.

Стенд Hauser & Wirth (Фото Paris+ par Art Basel)

Стенды галерей фактически утверждал Марк Спиглер, глобальный директор Art Basel. Несмотря на повышенную интернационализацию галерей-участниц, ярмарка утратила самобытность, которая была присуща FIAC. Все вместе напоминает запасник странной коллекции современного искусства, где работы художников последнего столетия представлены вперемешку. 

.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+