К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Первый истинно московский художник: что смотреть на выставке Василия Тропинина

Экспозиция выставки (Фото Маргариты Фединой)
Экспозиция выставки (Фото Маргариты Фединой)
В Музее Василия Тропинина и художников его времени идет выставка портретиста Василия Тропинина — первая ретроспектива художника в музее его имени. При поддержке Русского музея здесь показывают 33 живописных произведения, графику и документы. Директор музея Ольга Журавлева рассказала Forbes Life о том, что показывают на выставке  

Специально для выставки из коллекции Русского музея в Москву привезли девять шедевров мастера, среди которых «Казначейша», портреты гитариста Павла Васильева, художника Петра Соколова, писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб и купца Александра Александровича Сапожникова. Впервые в музее, носящем его имя, так объемно и подробно представлено творчество Василия Тропинина, важнейшего московского художника.

Александр Бенуа в своей «Истории русской живописи в XIX веке» замечал, что Тропинин едва ли не первый истинно московский художник. «Он первый, (а за ним гораздо позже прямой ученик Венецианова Зарянко) посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп впоследствии чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства».

На примере биографии художника составители выставки размышляют на тему успеха и  удачи в судьбе гения. Как иначе объяснить взлет с низов социальной лестницы, от  крепостного до модного московского художника, квартирующего напротив Кремля, а позже купившего собственный дом в Замоскворечье.

 

Карьера художника Тропинина началась неожиданно: граф Морков отправил своего крепостного учиться кондитерскому ремеслу в Санкт-Петербург, а тот тайком повадился ходить в рисовальный класс. Двоюродный брат хозяина Тропинина, узнав о даровании крепостного, похлопотал и устроил его в Академию вольным слушателем, взяв на себя оплату занятий. Однако по окончании Академии (среди его сокурсников — Карл Брюллов) в 1804 году Тропинину вместо Италии пришлось уехать в провинциальное имение Моркова и служить лакеем и кондитером еще почти двадцать лет. Об Италии Тропинин, если судить по его воспоминаниям, не жалел: «Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии, будь я там, может быть, не был бы своеобразен». 

В 1823 году году, в возрасте 47 лет Василий Тропинин был выкуплен на свободу. В 1829 получили свободу получили его жена, Анна Катина, и сын Арсений. Выбирая между Санкт-Петербургом и Москвой, выбрал более тихую Москву, где быстро добился успеха как превосходный портретист. Художника прозвали «русским Грезом», как замечал Бенуа, «не столько за хорошенькие личики, которые он, подобно французскому мастеру, любил изображать, сколько за густой, смелый мазок, красивый тон, имеющий что-то общее с  жирными сливками, какую-то приятную теплую белесоватость». 

Автопортрет, 1844
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

Автопортрет, 1844

На полотне Василий Андреевич предстает в расцвете творческих сил, не остается ни малейшего сомнения, что перед нами уже сложившийся художник. Портрет был заказан в 1844 году Московским художественным обществом по случаю избрания Тропинина Почетным членом.

«Это очень московская вещь художника, ведь полное его название «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль». А еще это программное произведение для нашего музея, портрет был выполнен в доходном доме на Ленивке, где жил Тропинин и где у него была мастерская. Полотно демонстрируется рядом с портретами жены и сына художника из собрания Русского музея, то есть вся семья хотя бы недолгое время выставки побудет вместе», — говорит директор музея Василия Тропинина Ольга Журавлева.

«Девушка с горшком роз», 1850
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

«Девушка с горшком роз», 1850

У этой картины Тропинина интересная и сложная судьба. В июне 1941 года работа уехала на временную выставку в Крым и уже не вернулась из оккупации. Однако холст в середине 1950-х годов чудесным образом попался на глаза основателю музея Тропинина, коллекционеру-московскому собирателю Феликсу Вишневскому. По легенде он наткнулся на полотно в антикварном магазине на Арбате в Москве и узнал руку мастера. Интересно, что во времена художника «Девушка с горшком роз»стоила 600 рублей, такие цифры приводит куратор выставки Мария Санти. За такую сумму в то время можно было купить лошадь или необученного крепостного.

Это важная для собрания музея картина, один из драгоценных даров Вишневского: «Полотно — нить, которая связывает два собрания, наше и Русского музея, так как оно принадлежало коллекции Александра III, которая потом стала Русским музеем, — рассказывает Ольга Журавлева. — На выставке мы постарались с разных сторон посмотреть на Тропинина как на успешного человека в личном, коммерческом и творческом плане, а также провести параллель с сегодняшним днем. Художник — яркий пример человека, у которого на старте не было почти ничего, но характер, талант и везение позволили ему стать главным портретистом Москвы. Профессиональный успех наглядно демонстрирует тот факт, что его работы были в собрании Александра III».

«Кружевница». Девушка, плетущая кружева, 1830-е
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

«Кружевница». Девушка, плетущая кружева, 1830-е

Первая картина «Кружевница» написана Тропининым в 1823 году, это одно из тех полотен, благодаря которым он получил звание академика, она хранится в Третьяковской галерее. Работа считается образцом жанрового портрета нового типа, восхваляющего тихие радости быта. Как это часто бывает у художника, это скорее собирательный образ, чем портрет конкретного человека. Работа в музее Тропинина — авторское повторение, одно из нескольких известных.

«Это бренд нашего музея, то с чем у широкой публики ассоциируется Тропинин. На нашей выставке есть подлинник грамоты о жаловании ему звания академика и есть рекомендательное письмо Павла Свиньина комиссии. Мы экспонируем его впервые», — говорит директор музея.

Женщина в окне («Казначейша»), 1841
Собрание Русского музея

Женщина в окне («Казначейша»), 1841

Сюжет заглавной картины выставки по традиции связывают с «Тамбовской казначейшей», поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова, написанной в 1838 году.

«Обратите внимание, как выглядит работа. Она совершенно по-особому энергетически держит зал. Если подойти к ней, понимаешь, что никакие даже самые качественные цифровые изображения это не передадут и не дадут живого общения с вещью. Вы это чувствуете, — говорит Ольга Журавлева. — Если вы посмотрите на «Казначейшу», «Кружевницу», «Девушку с горшком роз», да даже на портрет его жены Анны Катиной, поймете, почему Тропинина называли русским Грезом — за его особую оптику и немного французский взгляд на женскую красоту».

Портрет художника Петра Федоровича Соколова, 1833
Собрание Русского музея

Портрет художника Петра Федоровича Соколова, 1833

«В нашем собрании хранится богатая коллекция акварельных портретов кисти Соколова, это ценнейший дар Вишневского, лучшие образцы русского акварельного портрета своего времени», — уверена Ольга Журавлева.

Портрет самого родоначальника русского акварельного портрета интересен и как изображение коллеги по цеху. На выставке прослеживаются связи в творческой среде того времени, например, Соколов был женат на Юлии Брюлловой — младшей сестре Федора, Александра и Карла Брюлловых.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+