К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Перов бьет рекорды, а Вашингтон покупает русское искусство: новости арт-рынка

Архип Куинджи. «Радуга»
Архип Куинджи. «Радуга»
Аукционные дома подводят итоги года, в России торгуют топ-лотами, а музей Прадо меняет подписи к картинам, чтобы меньше ущемлять права женщин. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости аукционов: рекордные продажи года

Выручка Sotheby’s по итогам года может составить рекордные $8 млрд. Если это произойдет, аукционный дом отчитается о росте продаж почти на 10% по сравнению с прошлым годом, когда аналогичный показатель равнялся $7,3 млрд. Но радость от очередного рекорда компании с 278-летней историей омрачают детали. Собственно аукционные продажи искусства и предметов роскоши на данный момент составляют $6,4 млрд, а это на 7% хуже, чем год назад. Показатели частных продаж падают уже третий год подряд: $1,1 млрд в этом году по сравнению с $1,3 млрд в прошлом и $1,5 млрд в позапрошлом годах. Эффект роста достигается за счет новых направлений бизнеса — аукционов коллекционных автомобилей RM Sotheby’s и работе с элитной недвижимостью в рамках Sotheby’s Concierge Auctions. В топ-10 дорогих аукционных продаж за год ровно половину строчек занимает не искусство, а предметы роскоши, включая бриллианты. Кроме того, Sotheby’s продолжает активно наращивать свое присутствие в Азии: к 2024 году новая площадка откроется в Гонконге.

Phillips также второй год подряд устанавливает новые рекорды продаж, которые на этот раз составили $1,3 млрд. Сами аукционные продажи подросли совсем незначительно, до отметки $1 млрд, в то время как доля частных продаж увеличилась на 20%, составив $250 млн. В пресс-службе аукционного дома отмечают, что почти половину (47%) участников всех проводившихся в уходящем году торгов составили новые клиенты, примерно треть от общего числа пришлась на миллениалов.

Последним о рекордных объемах продаж отчитался Christie’s, его итог составил $8,4 млрд. Общий рост по сравнению с прошлым годом — 18%. Живые аукционные продажи увеличились на 33%, а вот сегмент частных продаж просел на 29%.

 

Галерея Hauser and Wirth впервые провела собственный аукцион, который собрал $4,6 млн. Благотворительные торги получились камерными (всего 21 лот), но успешными: выручка превзошла ожидания дилеров почти вдвое. По итогам вечера было установлено два новых ценовых рекорда: на произведения американо-венгерской художницы Риты Акерманн ($400 000) и на работы британки Андж Смит ($120 000).

В Москве: рекордный Перов, коллекция икон Александра Липницкого, молодое искусство в AРТ4

Посвященные искусству XIX и ХХ веков торги портала ARTinvestment.ru, закончившиеся 16 декабря, в сумме принесли 165 млн рублей. Большая часть проданных лотов (11 из 12) ушла дороже 1 млн рублей. Самой дорогой работой стала картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» из частного собрания, купленная за 76,7 млн рублей, — это новый рекорд для произведений художника. За 13 лет картина подорожала в шесть раз: в 2009 году на  Christie’s за нее заплатили £157 250 (порядка 12,4 млн рублей). Кроме того, топ-лотами торгов стали «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» Алексея Саврасова (38,3 млн рублей) и «Радуга» Архипа Куинджи (18,8 млн рублей).

 
Алексей Саврасов. «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца»

На аукционе «Клуб коллекционеров графики» 17 декабря продавалась первая часть коллекции икон Александра Липницкого. Из 48 выставленных лотов с молотка ушло 15. Наибольшим спросом пользовались иконы до 200 000 рублей и топ-лоты за миллионы. Так, «Параскева Пятница» XVI века была продана за 1,9 млн рублей, «Сопрестолие» за 1,4 млн рублей, а «Алексий, человек божий» за 1,6 млн рублей. Всего аукцион с учетом комиссии собрал порядка 10 млн рублей.

С 16 по 18 декабря в Музее АРТ4 прошел пилотный выпуск ярмарки «Тупик 20 22», формат которой предполагал прямое участие современных художников без посредничества галерей. Всего на смотре было представлено 50 авторов, 17 из них были выбраны по итогам открытого конкурса, а остальных пригласили организаторы. Цены варьировались от 5000 рублей за графику и до €40 000 за отдельные живописные работы. Среди проданных произведений в числе самых дорогих была работа группы ППСС (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски) «Портрет Зигмунда Фрейда в манере Люсьена Фрейда». Она нашла нового владельца за 2,4 млн рублей. В среднем чаще всего покупки на ярмарке совершались в диапазоне от €3500 до €5000. По словам одного из кураторов ярмарки Лизы Бобковой, «большим спросом пользовались новые имена художников, на что мы и делали ставку». Итоги ярмарки обещают опубликовать на сайте Музея АРТ4.

Группа ППСС. «Портрет Зигмунда Фрейда в манере Люсьена Фрейда»

Три картины Рембрандта: возвращение «Знаменосца» и портреты под вопросом

Бостонский коллекционер и арт-дилер Клифф Шорер продолжает убеждать общественность в том, что работа, которую он купил в сентябре 2021 года на торгах Weschler’s, принадлежит кисти Рембрандта. Речь идет о крошечном (15 х 18 см) эскизе с изображением мужчины. Американский аукцион выставлял его на продажу как портрет, выполненный «в манере Рембрандта» с эстимейтом $1000–1500.

 

Свое расследование Шорер начал еще накануне торгов. Сначала он нашел снимок работы в каталоге Бредиуса, который считается настольной книгой для всех, кто изучает творчество великого голландца. Затем разыскал еще несколько репродукций, на каждой из которых видна трещина в доске, которая присутствовала и на лоте Weschler’s. В итоге он заплатил за портрет $288 000 (с комиссионными). В январе следующего года он планирует выставить его в одной из арт-галерей на Манхэттене и представить публике книгу с результатами расследования.

К выходу из печати другой книги приурочена открытая в ноябре в гаагском Музее Эшера выставка с картиной «Рембрандт в красном берете». В каталоге Бредиуса она приписывается кисти Фердинанда Бола, ученика великого художника. Посвященную ей книгу  искусствовед Гэри Шварц назвал «Исчезновение и возвращение портрета». По его мнению, работа — автопортрет, написанным самим Рембрандтом. В книге он приводит сведения о том, что с 1823 по 1964 год все именно так и считали. Когда в 1921 году полотно украли из немецкого музея, газеты писали, что пропал «всемирно известный автопортрет, вершина лучшего периода в творчестве Рембрандта, созданная на год позже знаменитого «Ночного дозора». В середине 1940-х картина всплыла в США, а к 1967 году была возвращена наследникам законного владельца, но к тому моменту в каталоге Бредиуса она уже значилась как работа Бола. Шварц уверен, что может развеять это заблуждение, возникшее из-за непростой судьбы картины.     

Фердинанд Балтасарс Бол. «Рембрандт в красном берете»

Подходит к завершению длинный путь, проделанный еще одной картиной Рембрандта — автопортретом под названием «Знаменосец», который сотни лет хранился в частных собраниях. В январе этого года власти Нидерландов решили выкупить ее у Ротшильдов за  €175 млн. Деньги собирали вместе с Ассоциацией Рембрандта и руководством Рейксмузеума. С тех пор картину продолжают возить по стране, экспонируя в самых отдаленных нидерландских провинциях, после чего она займет место в Галерее почета Рейксмузеума рядом с «Ночным дозором». 

Феминизм в музеях: Уорхола и Хоппера меняют на работы женщин-художниц, а Прадо исправляет таблички

Портал Artnet решил проанализировать два случая, когда американские музеи решали продать громкие шедевры мужчин-художников, чтобы увеличить представленность женщин в своих собраниях за счет покупки новых работ. Первый случай связан с Пенсильванской академией изящных искусств (PAFA), руководство которой приняло непростое решение расстаться с картиной Эдварда Хоппера еще в 2013 году. Тогда полотно 1934 года под названием «Восточный ветер над Уихокеном» было продано на Christie’s за рекордные для Хоппера $40,5 млн.

Второй случай недавний. Во время пандемии Балтиморский художественный музей (BMA) предложил Sotheby’s продать знаковые работы Клиффорда Стила, Брайса Мардена и Энди Уорхола (две первые — на торгах, Уорхола — в частном порядке). По итогам планировалось собрать $65 млн. Но Ассоциация директоров художественных музеев и попечители BMA восприняли такое решение в штыки. Директору музея пришлось уйти в отставку, картины были сняты с торгов за два часа до начала, а деньги в итоге собирали методом обычного фандрайзинга. С 2008 по 2020 год BMA купил чуть меньше 800 работ женщин, включая 83 работы черных художниц. За тот же период PAFA приобрела более 2000 работ женщин, включая 160 работ черных художниц. Сегодня представители обоих институций жалуются, что работы современных художниц дорожают на глазах и чтобы купить что-то стоящее, надо постоянно держать руку на пульсе арт-рынка.

 

Одновременно музей Прадо решил поменять этикетки некоторых работ, чтобы подчеркнуть роль женщин в создании коллекции музея. В основу изменений ляжет исследование профессора истории Университета Мурсии, которая проанализировала музейные этикетки, создававшиеся в период с 1451 по 1633 годы. Правки будут внесены и в сопроводительные тексты. Так, например, из описания к портрету Марии Тюдор уберут нелицеприятные характеристики внешности королевы, а при упоминании женщин-патронов они будут названы полными именами, а не просто супругами знатных господ Х или Y.  

Судьба шедевров: русское искусство в Вашингтоне и неизвестный автопортрет Сезанна

Вашингтонский Музей Хиллвуд приобрел свыше 330 работ из коллекции семьи князей Романовых-Палей, которые пополнят собрание русского искусства музея. К числу купленных предметов относятся 195 произведений искусства и 140 архивных материалов, охватывающих временной период с 1800-х по 1900-е годы. В секции живописи стоит отметить портрет Ольги Палей кисти Константина Маковского и портрет императора Александра II кисти Джорджа Доу. Руководство музея отмечает, что это приобретение «обогатит коллекцию работ с императорским провенансом, масштаб которой и так не знает себе равных за пределами России».

Поль Сезанн. «Натюрморт с хлебом и яйцами» под инфракрасным излучением

Под натюрмортом Сезанна предположительно обнаружен ранний автопортрет художника. Открытие было сделано хранителем Художественного музея Цинциннати во время исследования картины 1865 года «Натюрморт с хлебом и яйцами». При осмотре полотна она обнаружила трещину, сквозь которую проглядывал еще один красочный слой. Под инфракрасным излучением удалось обнаружить «превосходно выписанный портрет», что может быть изображением самого художника, которому на момент написания натюрморта было 26 лет.

Катарский шейх Хамад бин Абдулла Аль Тани отсудил у английского арт-дилера $5 млн за поддельное искусство. Высокий суд Лондона постановил, что дилер Джон Эскенази «действовал вполне добросовестно», но при этом семь древностей, проданных им шейху в 2014–2015 годах, оказались подделками. Так, например, экспертиза показала, что статуя индуистского божества Харихары стоимостью $2,2 млн, возраст которой Эскенази предположительно оценивал более чем в 1000 лет, несет на себе следы обработки при помощи современной машины для полировки.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+