К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Спасли Байкал и продолжили сортировать мусор: каким был 2022 год для экопотребителей

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Казалось бы, в 2022 году мысли об экологии могли быть отодвинуты на задний план большим количеством событий, однако люди не переставали сортировать мусор, оказывать финансовую поддержку экопроектам и инициативам, а сами НКО продолжали работу. Соосновательница бюро «Теперь так» Екатерина Колчанова специально для Forbes Life рассказывает, каким уходящий год был для экоповестки и почему она видит поводы для оптимизма, несмотря ни на что

В 2021 году 49% россиян оценивали экологическую ситуацию в своих населенных пунктах как неблагополучную. По данным  аналитического центра НАФИ, эта оценка не менялась с 2018 года. Начало «спецоперации»* не способствовало улучшению экологии: в 2022 году в России были попытки ослабить защиту заповедников, разрешить вырубку вокруг Байкала и сливать в него больше опасных веществ. Екатерина Колчанова, соосновательница бюро «Теперь так», которое объединяет людей, организации и экспертов для реализации экологических и социальных проектов, аспирантка ВШЭ, рассказывает, как на экологической повестке сказался 2022 год. 

Экологические привычки никуда не делись

Несмотря на тревогу и экономический кризис, люди продолжают поддерживать экологические практики. Доля вовлеченных даже растет: 54% россиян готовы как минимум разделять отходы (в 2021 году поддерживающих эту идею было только 45%), 41% — готовы сократить использование одноразовых вещей в быту, 19% — покупать меньше новых вещей. Экономический кризис даже способствует экологической повестке  — сокращение расходов с весны 2022 года констатируют и опросы, и эксперты

При этом никуда не делось и желание людей принимать активное участие во встречах с единомышленниками и поддерживать друг друга. То, что люди больше стали искать поддержку среди «своих», заметил и ВЦИОМ: каждый второй россиянин отмечает, что в этом году у него чаще возникала потребность получить поддержку близких людей (46%). Появление новых проектов для нетворкинга экологически активной аудитории тому доказательство, например свой клуб запустили в «Собираторе» — сначала сделали его платным и закрытым, но потом открыли для всех желающих.

 

Экоактивисты продолжили встречаться и в клубе бережного потребления «Теперь так», и в книжном клубе, где читают и обсуждают книги на экологические темы. Некоторые участники отмечали, что экоклуб — это чуть ли не единственное место сейчас, где они чувствуют себя менее тревожно и безопасно.

Бренды в режиме тишины

О внимании к людям говорит и частный сектор: «Высокая социальная ответственность — наиболее приоритетный принцип ESG для российских компаний в перспективе 3–5 лет»,  — сообщает «Барометр устойчивой трансформации бизнеса: 2022». Кажется, именно этим в ближайшее время компании планируют привлекать покупателей: 94% участников премии E+ Awards считают, что потребители готовы «голосовать рублем» за устойчивое развитие компаний, а 27% проектов соискателей — это просветительские коммуникационные кампании по социальной или экологической темам.

 

Повседневные товары, некоммерческий сектор и розничная торговля наиболее привержены принципам устойчивого развития, по мнению компаний — участников премии Е+ Awards. Хотя в некоммерческом секторе отмечают снижение количества заявок со стороны бизнеса и общее сокращение бюджетов. Эту тенденцию подтвердили представители «Собиратора», «РазДельного сбора», бюро «Теперь так» и Движения ЭКА, а также организаторы фестиваля экологического кино «ЭкоЧашка».

Заметное сокращение экологических проектов и бюджетирования со стороны частного сектора связано в том числе с уходом с рынка западных компаний, среди которых и те, кто активно продвигал экологическую повестку в России. «Бренды ушли в режим тишины. Количество заявок на сотрудничество сократилось в два раза, B2B-пожертвования упали более чем на 20%. Возможно, как утверждают исследования, денег на коммуникации меньше и не стало, но по реальным активностям мы видим сильный спад», — подтверждает Анастасия Перевозникова, специалист по устойчивому развитию «Собиратора». 

Но половина российских потребителей восприняла безразлично уход даже самых экологически-ответственных компаний, а 69% верят, что российские компании скорее смогут заменить ушедших с рынка производителей. Мнение, что уход брендов — это возможность для российского производства, поддерживают 65% респондентов и в исследовании агентств PBN и Magram MR, посвященного «культуре отмены». Но в то же время треть россиян (32%) потеряла доверие к брендам: по сравнению с прошлым годом количество людей, считающих, что брендам важно их мнение, снизилось на 20%. 

 

Кризис пожертвований

У организаций некоммерческого сектора в сфере природозащитной деятельности и тех, кто продвигает экологические практики среди населения, нет сомнений, что нужно продолжать работу, несмотря на сокращение бюджетирования. Наталья Парамонова, основательница фестиваля экологического кино «ЭкоЧашка» подтверждает: «Проблемы возникли и у тех, кто работал с российскими деньгами, и у тех, кто с иностранными. Но тем, для кого это основная деятельность, нужно делать что-то делать, и они продолжили».

Спад добровольных пожертвований от аудитории представители экологических организаций наиболее остро ощущали в основном в марте — апреле: карточки не работали, да и доноры начали уезжать из страны. «Но потом все изменилось. Природоохранные и экологические задачи стали опорой, мы увидели приток волонтеров и людей, которые хотят на что-то влиять, делать что-то, что имеет значение и смысл», — делится Татьяна Честина, председатель правления Движения ЭКА. Постепенно поток пожертвований не только восстановился, но и, как отметили в «Собираторе», даже немного подрос. Подтверждают рост и в российском «Гринписе»: пожертвований от физлиц в 2022 году стало на 23% больше, чем в 2021. Количество людей, подписанных на ежемесячные взносы, увеличилось на 11%. 

Именно желание почувствовать возможность влиять на ситуацию стало мотивом для совершения 57% пожертвований среди тех, кто жертвовал деньги незнакомым людям в 2022 году. И каждый пятый донор хочет почувствовать, что может что-то изменить.  

Большой удар по охватам и вовлеченности аудитории представители экоорганизаций отметили в связи с запретом соцсетей. Это привело к необходимости осваивать новые каналы коммуникации и заниматься «переманиванием» собственных подписчиков в новые мессенджеры. Еще более критичными санкции оказались, например, для бесплатного e-mail-курса бережного потребления «Теперь так». Для рассылки писем-уроков использовался почтовой сервис MailChimp, прекративший работу в России, а для работы с сообществом — одна из заблокированных соцсетей. Сейчас команда курса готовит запуск собственной платформы, чтобы снова сделать его доступным для широкой аудитории. 

НКО продолжают работу

Что реально оказалось важным для людей в уходящем году и какие проекты они запомнят по его итогам, покажет ежегодное исследование бережных инициатив (его по традиции опубликуют в марте). Но нет такого исследования, которое покажет, что могло бы быть сделано, но не произошло. И эксперты, и участники Клуба бережного потребления отметили сокращение количества инициатив, вызванное не только недостатком финансирования, но и страхом и неуверенностью.

 

 «Стало больше разделения на «своих» и «чужих», обозначились политическая и неполитическая повестка. Не будут ли экологические требования восприняты как дискредитация армии или проявление антивоенной позиции? Можно ли показывать иностранные фильмы?» — поясняет Наталья Парамонова. Но, несмотря ни на что, некоммерческий сектор продолжает работу. «ЭкоЧашка», преодолев сложности не только с финансированием, но и со значительным ограничением возможностей достать фильмы, все же провела несколько показов. 

Благодаря работе «Гринписа» десятки тысяч человек отправили обращения в Госдуму, чтобы на территории заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы без экологической экспертизы не разрешалось строительство, а на Байкале — не вырубали лес под строительство. И законы изменили. Борьбой с ухудшением законодательства занимались и в Движении ЭКА, а еще подготовили инструкции по защите экоправ и улучшению среды и запустили краудплатформу «Зов природы» для поддержки уборок на природных территориях. «Собиратор» в меньшем количестве, чем планировалось, но все же открывал в городах экоцентры и запустил свой клуб. «РазДельный сбор» продолжил развивать востребованный проект «В чем купить?», и, как отметила Анна Гаркуша, спрос аудитории на него продолжает расти. 

Что интерес к проектам в экологической повестке не упал, подтверждают и экопремии: «Зеленая премия» РЭО собрала в этом году рекордные 3500 заявок, а число заявок на «Экопозитив» выросло почти в два раза. «В этом году заявки приходили даже из самых отдаленных регионов (таких как, например, Норильск). Количество проектов для 12 ЦУР (одна из целей устойчивого развития ООН: обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. — Forbes Life) стало еще больше, но помимо них появилось много разнообразных проектов и по другим ЦУР, много новых проектов по защите экоправ и традиционно много — по экопросвещению», — комментирует Юлия Тоцкая, руководитель оргкомитета премии «Экопозитив». 

Этот всплеск активности говорит о том, что аудитория не только по-прежнему интересуется темой, но и то, что постепенно из нее вырастают новые активисты, способные масштабировать практики и вдохновлять на них людей. И не только людей: организаторы премии «Управление изменениями. Визионеры» отмечают, что существенное отличие 2022 года — большое количество проектов в номинации «Уникальная синергия», где НКО объединяются с бизнесом, бизнес — с государственными институтами. 

 

Нельзя исключать, что кризис в будущем году все-таки замедлит этот рост, но можно ожидать, что именно в ответ на него будет расти качество и эффективность существующих проектов, рука об руку с еще большей вовлеченностью аудитории в их развитие. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+