К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Пиноккио Гильермо дель Торо»: сказка про отцов и детей, фашизм и неминуемость смерти

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»
После десяти лет производства «Пиноккио Гильермо дель Торо» возглавляет топ Netflix. Это не адаптация итальянской сказки и не интерпретация диснеевской классики, а выстраданная история личной боли и потери. Режиссер находит в плотнике Джеппетто своего отца, а в Пиноккио — каждого ребенка, выпущенного в свет без родительской любви и поддержки. Кинокритик Александр Залесов рассказывает историю создания красочной кукольной анимации с голосами Тильды Суинтон, Юэна Макгрегора и Дэвида Брэдли.

Историю «Пиноккио Гильермо дель Торо» надо начинать с 90-х годов. На съемках фильма «Мутанты» режиссер Гильермо дель Торо узнал, что его отец Федерико был похищен картелем прямо на улице. Преступники потребовали выкуп в $1 млн. С помощью режиссера Джеймса Кэмерона, который стал другом Гильермо во время съемок фильма «Хронос», семья дель Торо собирает деньги — и через 72 дня плена Федерико дель Торо возвращается домой без единой царапины. Полиция ловит нескольких подозреваемых, но настоящие заказчики остаются на свободе. Гильермо собирает всю семью и переезжает в США, работая дальше именно как американский режиссёр. Его отец отказывается и остается в Мексике до конца жизни. 

«Мой отец был загадкой для меня», — признается потом дель Торо. И добавит: «И до сих пор ей остается». По обрывкам интервью, по комментариям складывается картина непонимания между отцом и сыном. Отвечая на вопрос журналиста «Как вы впервые познакомились с историей Пиноккио?» Гильермо начнет ответ так: «Мой отец никогда не любил фильмы». Гильермо в каждом разговоре отмечает непонимание, даже отторжение между ним и отцом. Фигура отца, фигура творца, символ Бога (дель Торо — католик) переплелись в сознании будущего режиссера — это была фигура страшная, репрессивная, даже тоталитарная.

Но «Пиноккио Гильермо дель Торо» не случился бы и без матери режиссера, которая в отличие от его отца любила фильмы. Она отвела маленького Гильермо в кино на классический диснеевский мультфильм «Пиноккио». «Это невероятный мультфильм. Это был первый фильм в моей жизни, который верно поймал это ощущение, насколько страшно быть ребенком», — объяснит уже взрослый Гильермо-режиссер. Потом дель Торо прочитал «Франкенштейна» Мэри Шелли и соединил в голове две истории в одну.

 

Пиноккио и Франкенштейн — два героя, которых сделали отцы. Они выпущены в страшный мир, в котором надо научиться как-то жить. Отцы их не понимают. Не могут понять в силу огромной непохожести, несходства между ними и ребенком-монстром. Только позже к этой истории дель Торо добавит опыт собственного отцовства — перспективу взрослого: «Я пытался избежать отцовских ошибок. Делал все наоборот. И потом в одно утро обнаружил, что поступаю ровно как он».

Отсюда и надо начинать официальную историю фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо» (он называется именно так, а не просто «Пиноккио», «Пиноккио Уолта Диснея» или «Пиноккио Карло Коллоди»). Это, как замечает в фильме Сверчок с голосом Юэна Макгрегора, «история о неидеальных отцах и неидеальных сыновьях». Не история послушания, а история понимания и принятия. История изменения, не только и не столько деревянного мальчика, сколько Джеппетто — отца и создателя.

 
Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Дель Торо складывает Джеппетто (голос Дэвида Брэдли, который играл Филча в фильмах о Гарри Поттере) больше морального груза на плечи. Он не просто в один день вырезает из куска дерева говорящего мальчика. Он сначала теряет настоящего сына. И плача на могиле просит у Бога лишь одного — чтобы он вернул ему ребенка. Желание исполняется, но неожиданным для Джеппетто образом. Теперь перед ним  стоит вопрос — что делать с этим сыном, которого он так просил, но который совсем непохож на послушного и тихого первенца. 

Непослушание для дель Торо не грех, а добродетель. Это проверка любви Джеппетто. Легко говорить, что ты любишь сына приятного, кроткого. Попробуй теперь давать свою любовь взбалмошному подростку, который не слушается. Эту историю можно понимать и так — сын Джеппетто не умер, а лишь из славного ребенка превратился в неуклюжего тинейджера. Он не думает, что говорит, отказывается учиться, падок на развлечения и легкую славу. Как его понять? Был же такой хороший мальчик. А теперь — только обуза. 

И Пиноккио уходит в мир. Не от своего желания, а из-за кажущегося неприятия отца. Мир страшный, жуткий, который дель Торо населяет не только мифическими существами (сестры Смерть и Лесной Дух в озвучке Тильды Суинтон), но и настоящими политическими монстрами — например, итальянской фашистской партией и Бенито Муссолини (ему Пиноккио исполняет вызывающую песню-протест). 

 

Кажется, в таком мире не место любви, а уж тем более любви между отцом и сыном. Это мир циничных людей. Они жаждут выгоды или идут за сомнительными идеалами и лидерами. Они убивают ближних и превращают друзей в рабов. Но герои дель Торо не хотят менять этот мир — это было бы таким же обманным идеалом, пустышкой. Они сталкиваются с миром, чтобы вернуться к самим себе. Чтобы принять несовершенство себя и несовершенство мира. Понять, что именно в таком несовершенстве и скрыта истинная красота и любовь. 

Это сказка-быль для взрослых, которые хотят говорить с детьми. В этой сказке зло реально, а добро может восторжествовать лишь с помощью чуда. Но это не значит, что человек обречен. Человек слаб, глуп, упрям, иногда слеп. Но не обречен. Дель Торо как самый ярый и честный критик видит не только плохое, но и хорошее. «Смотрите, — говорит он, — в нас есть столько всего прекрасного. Давайте об этом не забывать. И не отчаиваться». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+