Живое искусство: в Нижнем Новгороде художники объединились с программистами

«Смешанная техника» — выставка, появившаяся в результате совместной творческой лаборатории студий «Тихая» и dreamlaser, которая длилась почти год. Резиденты «Тихой» — художники Лена Лисица, Антон Мороков, Яков Хорев и Владимир Чернышев — создавали свои работы вместе с дизайнерами, программистами и техниками dreamlaser. В одних случаях сотрудничество носило консультативный или технический характер, в других специалисты стали полноценными соавторами даже несмотря на разные представления о принципах организации творческого процесса и его темпе.
«Мы все делаем быстро, они все делают медленно», — полушутя отметил на открытии креативный директор dreamlaser Антон Колодяжный, курировавший выставку вместе с Алисой Савицкой. В работе «Тихой» как в капле воды отражается чуть ли не вся сцена современного искусства Нижнего. «Смешанная техника» — один из целого ряда кейсов плодотворного сотрудничества студии с другими институциями города.
Владимир Чернышев. «Солнце»
Самая амбициозная работа проекта — подвешенная к потолку круглая конструкция диаметром в 4 метра Владимира Чернышева. Это решетчатый металлический остов с нарощенной смоляной фактурой янтарного цвета. Под воздействием лазера смола постепенно стекает в специальный желоб, в результате чего через месяц солнце полностью «потухнет». В инсталляции минимум реальной научной подоплеки, но сам образ получился максимально эффектным и вписывающимся в корпус остальных энвайроменталистских работ Чернышева, включая его гудроновый «Бассейн», вошедший в 2021 году в лонг-лист Премии Кандинского.
Яков Хорев. Pulse of life
Яков Хорев бросает под ноги зрителю насущные вопросы, закрученные движущимися спиралями. Сами вопросы в диапазоне от «Куда пойти учиться?» до «Как избавиться от инстаграмного мышления?» художник на протяжении месяца собирал среди посетителей ЦЕХа и «Тихой». Эта интерактивная игровая площадка служит своего рода тренажером концентрации внимания. При отсутствии людей буквы пускаются в пляс, но стоит на них наступить, как вопрос тут же приобретает стройную форму.
Лена Лисица. «Белое поле»
Проект Лены Лисицы оказался самым неожиданным из четырех. Уличные и студийные работы художницы обычно отличаются растительными мотивами и отсылками к народной культуре, в то время как гости ЦЕХа попадают в типичный белый куб, пол-экран которого залит мельтешащей телевизионной рябью. Посреди пространства — выполненная на 3D-принтере скульптура, как бы сотканная из черного кружева. Фоном звучит аудиоряд, созданный композитором Варфоломеем Ремовым. Работа является опытом погружения в состояние тотального одиночества.
Антон Мороков. «Шепча шепотом шорохи»
Антон Мороков впервые обратился к саунд-арту. В небольшом лабиринте звучит предзаписанный голос, который безэмоционально делится своими страхами и сомнениями: «Что есть я, если не собирательный образ прошлого, устремленный в будущее?» Такое решение вписывается в привычный для Морокова формат перформативных практик, когда фигура автора присутствует в работе, но при этом постоянно ускользает. В 2019 году на премии «Инновация» в Нижнем Новгороде Антон выступал в роли коридорного в местном отеле, встречая гостей и помогая им с багажом (перформанс Sheranton). Год спустя на триеннале в «Гараже» он затерялся в штате музея, сменив сразу несколько амплуа от охранника до официанта.
Иван Белов. Выставка «Формуляры» в студии «Тихая»
Тем временем в самой студии до 8 апреля проходит первая персональная выставка Ивана Белова, одного из трех «гостевых» художников, с которыми сотрудничает «Тихая». Строгая монохромная графика и минималистичная скульптура Белова, выполненные в духе супрематизма, кажутся математически выверенными и стерильными, но поражают проработкой деталей. «Меня вдохновляют цикличные явления и закономерности, наблюдение которых я выражаю языком геометрических форм и правил», — говорит автор.
Лена Лисица. «Возраст. Безвременник»
Творчество художников «Тихой» выходит далеко за пределы студии. Большинство авторов начинали свой творческий путь со стрит-арта: свидетельства тому раскиданы по всему городу. Кто-то продолжает расписывать стены, одновременно участвуя в других проектах. Прошлой осенью на территории «Заповедных кварталов» (комплекс из трех десятков исторических деревянных домов, в одном жил Горький, с балкона другого пел Шаляпин) открылась выставка «Переходное состояние». Костяк списка участников — «кто-есть-кто» нижегородского стрит-арта: Никита Nomerz, Синий Карандаш, Никита Этогде, Лена Лисица. Художники попытались оживить атмосферу пустующего дома, переосмысляя его прошлое и настоящее. Одну из комнат преобразил Даня Пирогов, недавно ставший участником девятого сезона «Открытых студий» Винзавода. Сейчас выставка работает в онлайн-формате.
Никита Пирумов. «Автопортрет»
Весной 2021 года в Нижнем Новгороде открылся Центр современного искусства Terminal A. С прошлого года он занимает три этажа бывшего цеха судостроительного завода XIX века. Уже отремонтированные пространства используются под выставки, резиденции и мастерские. Одним из первых проектов площадки в 2023 году стала выставка еще одного гостевого художника «Тихой» — Никиты Пирумова. Подборка созданных методом автоматического письма работ получила название «Я Э РЫ РЫ» благодаря заметке, случайно набранной в телефоне в кармане штанов художника. Стенд Пирумова на московской ярмарке молодого искусства blazar в прошлом году был полностью распродан еще до официального открытия.
«Три сестры» в рамках лаборатории «Линии театра»
«Смешанная техника» — второй опыт лабораторного сотрудничества «Тихой» с другими институциями. Первым был проект 2022 года «Линии театра», в рамках которого резиденты студии работали над созданием сайт-специфических театральных постановок. Художник и директор «Тихой» Артем Филатов оформлял постановку «Пещеры» по рассказу Евгения Замятина в «Заповедных кварталах», а гостевой художник студии Алексей Старков — постановку «Чайки» на территории психоневрологической больницы. «Трех сестер» (художник — Мария Кукушкина) ставили в идущем по своему обычному маршруту трамвае. Работа строилась по принципу горизонтальных отношений: все участники были равноправными соавторами. Следующая лаборатория «Тихой» предположительно будет посвящена паблик-арту.
Артем Филатов, художник и директор «Тихой», подчеркивает, что ресурсы любой институции ограниченны. Но «благодаря совместным проектам мы обмениваемся экспертностью, опытом, а главное — учимся друг у друга, принимаем на себя непривычные роли. Нижний Новгород — живой организм, в котором сотрудничество разных его частей не только важно, но и позволяет расти всем вместе, создавая развитую культурную инфраструктуру».