К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Истории о свободе: главные проекты признанного иноагентом Сахаровского центра

Фото DR
Фото DR
В конце января 2023 года Департамент московского городского имущества уведомил Сахаровский центр, признанный в России НКО-иноагентом в 2014 году, о расторжении договора аренды всех помещений. К 24 апреля 2023 года они должны закрыть музей и выставочное пространство на Земляном валу. Forbes Life вспоминает главные проекты центра, с которыми он навсегда войдет в историю

В 1990 году, сразу после смерти Андрея Сахарова, физика, правозащитника и лауреата Нобелевской премии, его вдова Елена Боннэр приняла решение создать фонд, задачей которого было бы сохранение наследия ученого. Значение фигуры Сахарова сложно переоценить. Судьба академика, одного из создателей советской водородной бомбы, лидера правозащитного движения в СССР, основателя «Московского Комитета по правам человека», поражает своей неординарностью. В 1991 году создатели Фонда провели I Международный Конгресс «Мир, прогресс, права человека», название которого было позаимствовано из нобелевской речи Андрея Сахарова в 1975 году. 

В 1996 году Фонд Сахарова превратился в музей и общественный центр — за пару лет до открытия правительство Москвы передало Фонду трехкомнатную квартиру для хранения архива и особняк XIX века на Земляном валу для постоянных и временных выставок. 

Постоянная экспозиция музея посвящена истории ГУЛАГа, личным историям первых правозащитников и общественных деятелей. Проект разделен на тематические части, где архивные документы и записи делятся на блоки о мифологии в СССР, репрессиях, сопротивлении и судьбе самого академика Сахарова. Пространство экспозиции в середине 1990-х оформили  архитектор Евгений Асс и коллектив «Архитектурная лаборатория», получившие за проект главную награду на Московском конкурсе архитектуры в рамках выставки «Архитектура и дизайн» в 1997 году. 

 

Уже в начале 2000-х у Центра начались проблемы с прокуратурой — выставки в музее закрывали, активисты срывали показы фильмов, а на директора заводили уголовные дела. В 2014 году Министерство юстиции признало Сахаровский центр НКО-иноагентом. В декабре 2022-го Таганский суд Москвы оштрафовал Сахаровский центр на 5 млн рублей за нарушения правил маркировки иноагентов, а за несколько дней до этого Генпрокуратура признала зарегистрированную в США организацию The Andrei Sakharov Foundation («Фонд Андрея Сахарова») нежелательной в России, посчитав, что она представляет угрозу «основам конституционного строя и безопасности» страны.

В конце января 2023 года власти Москвы уведомили Сахаровский центр о расторжении договоров аренды на все его помещения. Как писал Forbes, решение касается трех помещений: здания центра, выставочного зала и музея-квартиры на Земляном валу. «Причиной выселения являются поправки к закону об «иностранных агентах», вступившие в силу первого декабря прошлого года. Согласно этим новациям, «иностранные агенты» не должны получать никакой государственной поддержки. Все помещения центра находились у нас в безвозмездной аренде от города», — пояснили изданию в Сахаровском центре.

 

Forbes Life вспоминает ключевые события и выставки в истории центра.

  

«Осторожно, религия!», 2003
DR

«Осторожно, религия!», 2003

На выставке были представлены произведения около 40 авторов, в числе которых классики московской концептуальной школы Елена Елагина, Александр Косолапов (чья работа в 2005 году подверглась нападению на ярмарке «Арт Москва»), Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро, основатель фестиваля «Архстояние» Николай Полисский. 18 января 2003 года, спустя три дня после открытия проекта, группа из шести человек, в числе которых был Алексей Кульберг, будущий глава Екатеринбургской митрополии, ворвалась в экспозиционное пространство и уничтожила часть художественных работ. Ни один из нападавших не был осужден за погром, а директора Музея Юрия Самодурова и организатора выставки Людмилу Василовскую признали виновными в разжигании национальной и религиозной вражды. Эпизод с разгромом выставки вошел в роман «День опричника» Владимира Сорокина.

 «Иммунитет против иллюзий / музей СССР», 2004
DR

«Иммунитет против иллюзий / музей СССР», 2004

Выставка «Иммунитет против иллюзий» стала одной из первых попыток воссоздать бытовую историю Советского Союза в пространстве музея — зрители попадали в экспозицию через узкий коридор и сразу встречали знакомые советскому человеку коллективные пространства типа «вытрезвитель», «пионерская комната» или «общественный туалет». Таким образом выставочное пространство стало лабиринтом, где каждая новая «комната» содержала в себе устрашающе знакомые артефакты коммунальных квартир. Одной из центральных работ выставки стала инсталляция «Коллекция прахов», где в стеклянных банках зрителям демонстрировались пожелтевшая бумага, пыль, вата, опилки и зола.

«Запретное искусство», 2006
DR

«Запретное искусство», 2006

На выставке, подготовленной куратором Андреем Ерофеевым, работы показывали через отверстия в стене, таким образом обращая внимание зрителя на «неудобность» или запретность произведений. Директор Сахаровского центра Юрий Самодуров рассказывал, что представленные работы зачастую не проходили музейную цензуру и не были показаны на выставках из-за табу, наложенного на них религиозной частью общества. Выставка подверглась критике со стороны националистических и религиозных организаций, а против Ерофеева и Самодурова были возбуждены уголовные дела по той же статье, что и в 2003 году, о разжигании ненависти.

Прокуратура требовала для музейных сотрудников пять лет колонии. Несмотря на широкую поддержку правозащитников и деятелей культуры, суд признал обвиняемых виновными, но ограничился штрафом в размере 200 000 рублей для Самодурова и 150 000 рублей для Ерофеева, который во время процесса был уволен из Третьяковской галереи. На заседании Таганского районного суда арт-группа «Война», в будущем обладатель премии «Инновация», провела акцию «Тараканий суд», разбросав в коридорах здания 3000 мадагаскарских тараканов.

Митинг-концерты «Сахаровские маевки», 2006
DR

Митинг-концерты «Сахаровские маевки», 2006

С 2006 года Музей Сахарова начал проводить ежегодные митинг-концерты «Сахаровские маевки» в честь дня рождения Андрея Сахарова, первый из них совпал не только с 85-летием академика, но и с десятилетним юбилеем самого музея. Первый митинг прошел в сквере общественного центра под грифом Праздника Свободы — участники приходили с воздушными шарами и значками с надписью «СвобоДА!». На концерте выступили музыканты Александр Филипенко, Андрей Анпилов, Герман Виноградов.

«Фестиваль свободы», 2012
DR

«Фестиваль свободы», 2012

В 2012 году традиционные маевки в день рождения академика Сахарова заменили «Фестивалем свободы», в рамках которого развернули не только музыкальную, но и дискуссионную программу в сквере Сахаровского центра. Как и большинство проектов музея, фестиваль был посвящен свободе как одной из самых главных человеческих ценностей. Так, художник Петр Шкуматов, автор знаменитого абсурдистского перформанса «Синие ведерки», обсуждал с блогером Ильей Варламовым образ идеального города и его идеального управленца. На отдельное обсуждение, конечно, было вынесено дело арт-группы Pussy Riot (признана иноагентом), которое шло в Таганском суде. Также в течение двух дней по инициативе Центра был устроен спонтанный медиаперформанс, в рамках которого все желающие — участники дискуссий, музыкальной и театральной программ и посетители — могли прочитать отрывки из работ Андрея Сахарова, которые позднее были смонтированы в фильм — трибьют академику.

Конкурс документальной фотографии «Прямой взгляд»,  2014–2021
Jesper Houborg «We are still here»·DR

Конкурс документальной фотографии «Прямой взгляд», 2014–2021

В 2014 году вместе с Центром документальной фотографии Fotodoc музей инициировал международный конкурс документальной фотографии «Прямой взгляд» на тему отношений человека и власти. Каждый год главная тема конкурса менялась, но основная цель оставалась прежней — содействовать развитию независимой журналистики и поддерживать проекты, создаваемые с позиции защиты прав человека. Членами жюри конкурса в разные годы становились видные специалисты в области документальной фотографии, такие как Мария Манн, основатель конкурса Best of Photojournalism Contest, Магдалена Эррера, фоторедактор GEO France, Серен Пагтер из Датской школы медиа и журналистики. Последний конкурс проходил 2021 году.

«Жизнь была типична, трагична и прекрасна. Век Елены Боннэр», 2023
DR

«Жизнь была типична, трагична и прекрасна. Век Елены Боннэр», 2023

В феврале 2023 года в музее и центре Сахарова открылась, очевидно, последняя выставка в стенах особняка на Земляном валу. Проект целиком посвящен личности правозащитницы и супруги Андрея Сахарова, соосновательницы фонда Елене Боннэр. Вся ее жизнь наполнена символическими событиями: в 1938 году расстреляли отца, потом Боннэр отправилась на войну, где была дважды ранена, затем боролась за свободу слова и права граждан в СССР. Весь архив воспоминаний и документов, по которым мы сегодня можем судить о личности самого Сахарова, был собран Еленой Георгиевной, он и стал основой фонда, музея и общественного центра.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+