Студия Летова, туалет в клубе и наряды Вивьен Вествуд: панк-культура на «Винзаводе»

«Когда мы с бюро Planet9 начали придумывать выставку «Панк-культура. «Король и Шут», нам сразу захотелось не просто развесить экспонаты по стенам, а прийти к какому-то говорящему пространству. Зритель должен был попасть внутрь панка, а не смотреть на него со стороны. Поэтому самым логичным было воссоздать на выставке магазин Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена — Sex, в котором родилась группа Sex Pistols. То есть зритель сразу в буквальном смысле попадает в этот магазин», — рассказывает Борис Барабанов.
Идеальный эффект, по словам музыкального критика, достигается, если зритель к этому времени посмотрел сериал Дэнни Бойла Pistol, где существенная часть действия происходит как раз в этом магазине: там много действующих лиц, вошедших в историю рока. «Оказавшись в пространстве красного цеха, легко представить себе за прилавком, скажем, Крисси Хайнд из группы The Pretenders. Она работала в Sex. Вообще мне бы очень хотелось, чтобы выставка заставила людей лучше узнать панковскую сторону Вивьен Вествуд. В этом человеке есть ответы на многие вопросы о том, почему массовая культура выглядит сегодня так, а не иначе», — добавляет Барабанов.
Рубашка «Анархия» авторства Вивьен Вествуд
Современная реплика объекта 1976 года. Состаренная и потертая рубашка с выбеленными полосками и аппликациями с лозунгами: «Только анархисты красивы!», «Опасная близость к Любви», «Мы не боимся Руин», «Хаос» и добытым в китайском квартале тканым портретом Карла Маркса. Эта рубашка выглядела так, словно принадлежала городскому партизану, и Малкольм Макларен сразу понял, что это может быть начало великой коллекции одежды. Революционность «Анархии» состояла еще и в том, что модель легко могли воспроизводить другие люди в полном соответствии с этикой DIY (do-it-yourself). Главное было не в том, кто и где сделал вещь, а в том, какая в ней заключена мысль.
Футболка Destroy
Футболку Вивьен Вествуд создала в 1977 году, украшал лозунг: «Фашизм должен быть уничтожен». В самый яркий год истории панка один из его основателей четко дает понять: это антифашистское движение, на этот счет не может быть разногласий. И все дальнейшие спекуляции по поводу использования соответствующей символики и идеологии сразу теряют всякий смысл.
Копия туалета нью-йоркского клуба CBGB
Пространство, которое отсылает к классике панка как музыкального стиля и как стиля жизни. В клубе выступали The Ramones, Misfits, Television, Патти Смит, The Dead Boys, The Cramps, Blondie. В июне 1975 года здесь на разогреве у The Ramones впервые на сцену вышли Talking Heads, а 7 апреля 1977-го в CBGB состоялся первый концерт британской панк- группы в США. Это были The Damned. Уникальный саунд, которым славился CBGB, появился от того, что стены помещения постепенно обросли слоем бумажных афиш, а дополнительным резонатором служил вечный мусор на полу. Стены туалета покрылись несколькими слоями надписей и автографов. Когда в 2013 году вышел фильм Рэндалла Миллера CBGB, рекламный слоган гласил: «50 тысяч групп и одна омерзительная уборная». Туалет CBGB ввел образ отхожего места в саму плоть панка. Это была культура, которая при помощи максимально отвратительных красок создавала самое актуальное искусство.
Студия «Гроб-рекордс» Егора Летова
«Домашняя студия Егора Летова, которая воспроизведена на выставке, с моей точки зрения, — ее главная драгоценность. За это огромное спасибо Наталье Чумаковой, вдове лидера «Гражданской обороны». Рассматривать это пространство можно бесконечно. Одна только подборка компакт-кассет чего стоит. Сразу получаешь инъекцию нового знания о сибирском панке в целом. Плюс еще витрина с гитарами из студии Летова. Плюс такая, например, потрясающая мелочь, как тетрадь по пению Егора Летова за 1-й класс. Все это в Москве никогда не выставлялось. И честно говоря, сибирский панк заслужил выставки не меньшего масштаба, чем «Король и Шут», — рассказывает Борис Барабанов.
Барабан Георгия Гурьянова
На фоне других экспонатов несколько теряется уникальная вещь — рабочий барабан музыканта группы «Кино» Георгия Гурьянова. Он использовался во время записи альбома группы «Народное ополчение» «Новогодие» (1985). Сотрудничество Гурьянова с НО — еще один (наряду с песней «Мама-анархия») мостик между «Кино» и ранней ленинградской панк-сценой. Они, «Кино» и питерские панки в лице АУ, НО и «Отдела самоискоренения», безусловно, обменивались идеей и энергией, и это полезно знать, когда рассуждаешь о феномене «Кино».