Андрей Вознесенский и Михаил Розанов: лучшие выставки в частных пространствах Москвы

«Борис Свешников. Вечерний визит» в музее Art4
В частном музее AРT4, основанным коллекционером Игорем Маркиным, до 20 мая проходит выставка работ Бориса Свешникова «Вечерний визит». Она состоит из небольшой и совсем недавно пополнившей собой собрание музея серии графики художника нонконформиста Бориса Свешникова. В напоминающих сны или видения работах ощущается опыт сотрудничества художника с Гослитиздатом, в рамках которого он иллюстрировал произведения Гете, Гофмана, братьев Гримм и других авторов.
С начала этого года AРT4 знакомит посетителей со своей коллекцией в рамках проекта «Щель». Он предполагает, что в течение года, кроме временных выставок) три зала на постоянной основе отводятся шедеврам из запасников музея. Произведения Кабакова, Краснопевцева, Бродского и других дополнены историями их приобретения, а сама экспозиция постоянно обновляется.
«Вознесенский. Еще» в Центре Вознесенского
К 90-летию поэта Андрея Вознесенского центр, носящий его имя и созданный наследниками, предлагает взглянуть на архивные и художественные материалы, многие из которых впервые представлены публике. Так получилась камерная, но невероятно задорная и энергичная выставка «Вознесенский. EЩE», которая идет в пространстве фонда до 27 июля.
Выставку открывают видеомы, игры слова и визуального символа, придуманные в 1990-е поэтом (кстати, выпускником МАРХИ). Показывают видеофиксацию его перфоманса «Россия воскресе» напротив церкви в Брюсовом переулке в 1993 году. И многочисленные наброски разной степени абстракции и экспрессии, посвященные встрече творческой интеллигенции с генсеком ЦК КПСС Никитой Хрущевым 7-8 марта 1963 года. Тогда молодой поэт Андрей Вознесенский подвергся агрессивным нападкам разъяренного генсека. «Поезжайте, поезжайте туда!!! (Аплодисменты.) Хотите получить сегодня паспорт? Мы вам дадим сейчас же! Я скажу. Я это имею право сделать! И уезжайте!» — кричал Хрущев, жестикулируя рукой в подтверждении своих призывов.
Реконструируя событие много лет спустя, Вознесенский рисует искаженное лицо генерального секретаря и интерпретирует его характерный жест как натяжение шнура сливного бачка унитаза. Так в комиксе, посвященном этому событию, над рукой Хрущева появляется изображение предмета, напоминающего ручку от бачка унитаза. Собеседник Жаклин Кеннеди, соавтор Роберта Раушенберга, автор рок-оперы «Юнона и Авось» в театре «Ленком», поэт Андрей Вознесенский был настоящей поп-звездой на рубеже веков, советским pop-artist в полном смысле этого слова.
«Краткая история отсутствия» в Доме культуры «ГЭС-2»
«ГЭС-2» запустил серию из четырех выставок, и это только разминка. Центральный проспект — «пьяццу», как назвал его архитектор Ренцо Пьяно — скоро застроят своей инсталляцией молодые екатеринбургские художники Анна и Виталий Черепановы. Программный директор фонда V-A-C Алиса Прудникова сообщила на открытии, что все пространство Дома культуры теперь рассматривается как выставочное. Пока в пространствах минус первого этажа и на втором расположились выставки «Облачное хранение», «Краткая история отсутствия», «Чародеи» и «Себе на уме».
«Облачное хранение» опирается на большую базу произведений, созданную «Облачной комиссией», которую в 1992 году образовали художники Аркадий Насонов и Дмитрий Лигейрос, и разросшуюся до объединения под сто участников, среди которых были Павел Пепперштейн, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Чернышева. Живописные и графические работы «Облачной комиссии», созданные по мотивам научно-популярной литературы и советских фильмов (Шурик в «облачной» развеске выставки уживается с портретом рыбы-капли), соседствуют с виртуальными мирами художников Полины Абиной и Алексея Себякина. Специально для выставки они разработали проект дополненной реальности, названный по строчке детского стихотворения, которое по легенде читал на своем 50-летии Альберт Эйнштейн: Alles habt ihr gut gemacht/ Und die liebe sonne lacht («Вы все сделали хорошо, и солнышко смеется»).
Так, от интеллектуальных шуток в следующем зале, где идет «Краткая история отсутствия», публика переходит к роялю, где время от времени музыканты (среди них — дирижер Филипп Чижевский) исполняют произведение Джона Кейджа «4'33», а потом стремительно проходит путь от абстракций Филонова к работам Чуйкова, Пивоварова и Рогинского, разбавленным провокативными работами вроде мусорных яиц Мартина Киппенбергера, по всей истории московского концептуализма. В закоулках лабиринта выставки встречаются беседующие Гройс с Кабаковым (на фото оба в дико модных в 1980-е дубленках-тулупах на фоне снегов), гигантский плакатный молоток с надписью «Умри» Андрея Филиппова 1982 года из архива МАНИ и видеодокументация перформанса Елены Ковылиной 2020 года «Спасите мою душу». К каждой выставке выпущен отдельный буклет, который можно читать как роман перед началом осмотра, во время и после для осмысления увиденного.
«Михаил Карасик. Библейское ощущение жизни» в фонде Андрея Чеглакова
Поддержкой и реализацией выставочных, издательских и музыкальных проектов Фонд Андрея Чеглакова занимается с 2008 года. Вход на мероприятия фонда для всех посетителей бесплатный. В этом году сам Андрей Чеглаков был номинирован на премию The Art Newspaper Russia в категории «Личный вклад».
До 25 июня посетители фонда могут увидеть выставку работ Михаила Карасика «Библейское ощущение жизни». Петербургский художник был также выдающимся ценителем печатной графики и последовательным пропагандистом искусства livre d’artiste (книга художника). В середине 1980-х годов Карасик совершил четыре поездки в Узбекистан и Таджикистан, где с натуры рисовал сцены азиатского быта, а затем на их основе создал серию акварелей и литографий. К началу 1990-х азиатский цикл начал трансформироваться в библейский. Его вершиной стали литографированные библейские альбомы по мотивам Песни песней, листам из которых в экспозиции отведен отдельный зал.
«Рамы и скульптуры» Сергея Шеховцова в фонде «Екатерина»
Фонд, основанный девелоперами, коллекционерами современного искусства Екатериной и Владимиром Семенихиными, в прошлом году отметил свое 20-летие. С 2007 года открыт выставочный зал фонда на Кузнецком мосту.
Совсем новые, созданные в 2021—2023 годах работы художника и скульптора Сергея Шеховцова можно увидеть в фонде до 25 июня. При своей внешней солидности произведения мастера по традиции созданы из максимально простых материалов: поролона, пенопласта, пластик и так далее. Акцент делается на их форме и фактуре. Например, пышные псевдобарочные рамы, изобилующие деталями, содержат полный комплект dolce vita по стандартам от Голландии XVII века до нынешнего времени: дайверские трубки, морепродукты, попугаи, лимоны с вьющейся, наполовину очищенной шкуркой, мобильные телефоны.
В выставочной истории Шеховцова есть много престижных смотров, среди которых особняком стоит 53-я Венецианская биеннале 2009 года. Тогда он создал для Русского павильона в садах Джардини очень кинематографичную поролоновую скульптуру, представляющую как бы застывший кадр из боевика: мотоциклист пробивает кирпичную стену.
Кроме того, до 14 мая в «Екатерине» продолжается показ проекта Анастасии Цайдер ARCADIA. Над этой серией фотографий художница работала несколько лет, снимая места, которые задумывались советскими проектировщики как «райские уголки». В 1990-е годы эти заброшенные города-сады начали превращаться в города-леса, а природа отвоевывала пространства, на время облагороженные человеком. Считать это упадком или восстановлением справедливости — решать зрителю.
«Зиккураты» во Vladey на Неглинной
Владимир Овчаренко, основатель галереи Vladey и одноименного аукциона, а также организатор арт-шоу DA!MOSCOW продолжает активно расширять свои бизнесы. На недавнем выпуске «Арт Москвы» он представил новое направление Vladey Modern, на стенде которого экспонировалась коллекция икон из собрания Александра Липницкого. Чуть раньше, в феврале, новое выставочное пространство Vladey открылось в бывшем Сандуновском Пассаже на Неглинной улице.
До 14 мая здесь проходит персональная выставка группы ППСС (дуэт Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски). Переосмысленные образы из прошлых работ авторов (преимущественно Пепперштейна) дополняют самые разные культурные отсылки: к поп-арту, книжным иллюстрациям и даже к «Большой волне» Хокусая, которая недавно установила новый ценовой рекорд (экземпляр гравюры был продан на Christie’s за $2,8 млн). Все они накладываются друг на друга яркими слоями, из которых полностью разглядеть можно только центральное изображение. Например, в центре «Портрета художника в юности» находится образ художника, созданный нейросетью.
«Сталь. Стекло. Бетон» в фонде Ruarts (на площадке МУАР)
В пространстве анфилады Музея архитектуры имени А. В. Щусева фонд Ruarts проводит персональную выставку фотографа Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая открыта до 14 мая. В экспозицию вошли снимки памятников архитектуры европейского модернизма 1950—1980-х годов, снятые с 2018 по 2020 год в разных городах мира. Все они отличаются минимализмом, простотой форм, ясностью пропорций и характерной для творчества Розанова монохромной техникой.
Михаил Розанов эксклюзивно работает с Ruarts c 2015 года. В день предпоказа прошлогодней Cosmoscow на стенде Ruarts было продано три работы Михаила Розанова и одна работа Сергея Борисова на общую сумму в €30 000.
«От моря до моря» в фонде InArtibus
До 4 июня в фонде In Artibus проходит выставка графики Татьяны Мавриной «От моря до моря». Она посвящена одной из главных тем в творчестве художницы — видам старинных русских городов, сельским пейзажам и зарисовкам городской повседневной жизни. На выставке есть и ранние гуаши, и акварели, и произведения военных лет. Летом 1942 года, находясь в Загорске, Маврина писала: «Бомбежек нет, воздушную тревогу Левитан не объявляет, огни не тушат, базар (хоть и дорого) торгует. А кругом красота — хоть лопатой загребай!» Широко представлено и наследие 1960—1980-х годов: работы, созданные по мотивам путешествий по Волге, Золотому кольцу и Подмосковью.
«Я, как и Маврина, родилась и выросла на Волге в Нижнем Новгороде. С ним, как и с Москвой, связана моя жизнь. Поэтому мне близка привязанность Мавриной к маленьким волжским городкам, колориту городецкой росписи, ее любовь к старомосковским переулкам и декоративный почерк поздних лет. Однако в моем собрании произведений Мавриной пока не так много», — говорит основательница фонда In Artibus Инна Баженова. Работы на выставку в числе прочих предоставили Александр Шелудченко (наследник художницы), Михаил Сеславинский, Роман Бабичев и Константин Эрнст. Всего в экспозицию вошло более 150 работ художницы из 10 московских коллекций.