«Поля-двойники»: как Игорь Вулох вписывается в общий портрет русских нонконформистов

Без Игоря Вулоха нельзя представить неофициальное искусство CCCР, хотя он не участвовал в знаменитой «Бульдозерной выставке» (самовольная уличная выставка картин московских художников-нонконформистов, прошедшая 15 сентября 1974 года. — Forbes Life) и работал обособленно от круга нонконформистов. Название выставки в Фонде Ruarts «Поля-двойники» отсылает к поэзии близкого друга Вулоха — Геннадия Айги, сборники стихов которого он неоднократно иллюстрировал. «Двойниками» в жизни художника можно так же считать его вторую жену, Наталию Туколкину-Охоту, которая бережно хранит и популяризирует наследие художника, а также датского искусствоведа Троельса Андерсена, благодаря которому Вулох получил широкую известность за рубежом, а затем и на родине.
«Триптих». 2003
В экспозиции нет жесткой хронологии. Всего на выставке представлено порядка 100 работ Вулоха из московских музейных собраний (ММОМА и АРТ4) и частных коллекций, включая 18 произведений, принадлежащих Фонду Ruarts. Кураторами «Полей-двойников» выступили главный научный сотрудник ГМИИ Республики Татарстан Дина Ахметова и арт-директор Ruarts Катрин Борисов. Экспозиция дополнена работами современников Вулоха (Владимир Яковлев, Валерий Генде-Роте) и актуальных художников (0331с, Айдан Салахова, Даниил Антропов). Также на выставке можно увидеть видеоинтервью с вдовой художника Наталией Туколкиной-Охотой, его дочерью Лидией и пасынком Георгием Альтманом.
«Пейзаж». 1965
Ранний, фигуративный период творчества Вулоха, когда он работал в стилистике родной для него казанской школы живописи, на выставке представлен единственным реалистичным коллажем 1960 года. Рядом одна из первых абстракций того же периода, в которой уже заметна узнаваемая сетка горизонталей и вертикалей, которая затем встречается в большинстве работ Вулоха. На фоне этой рамки ярко проступают отражающие саму суть хрущевской оттепели визуальные образы столкновений и разрывов.
«Композиция». 1970
Своего рода разрыв в творчестве художника произошел в конце 1960-х годов. Метафизические искания и изучение богословских трудов привели его в Духовную академию при Троице-Сергиевой лавре, где Вулох три года проработал ассистентом кафедры западных вероисповеданий и реставратором. В это время собственным творчеством он практически не занимался.
Фрагмент экспозиции «Поля-двойники»
После работы в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, в конце 1960-х — начале 1970-х годов у Вулоха начали появляться аскетичные и почти бесцветные полотна, положившие начало так называемому белому периоду. Именно его искусствоведы привыкли называть вершиной творчества художника. С такой оценкой согласен и рынок: в 2006–2007 годах, когда Вулох был широко представлен на мировых аукционах, работы «белого периода» уходили с молотка чаще и дороже остальных. Например, полотно 1979 года под названием «Яркие поля» были проданы на Sotheby’s за $11 720. Хотя рекорд принадлежит синей «Реке» 1969 года, проданной за $28 700 на Macdougall’s в 2007 году.
«Без названия». 1970
Художник Вулох термин «абстракция» отрицал, предпочитая ему слова «медитативная условность». В своем видеоинтервью дочь художника вспоминает, как отец говорил, что не любит «сделанные» вещи. Тем самым он отказывался признавать пусть даже и гармоничные работы, механика построения которых была ему понятна. Гораздо сильнее он ценил вещи, в которых чувствовалось напряжение, некоторое противоречие. При очевидном интересе к метафизике в своем творчестве Вулох никогда не уходил от реальности, писал конкретные предметы, натюрморты, пейзажи. Это отражено и в названиях большинства работ, даже если с первого взгляда не всегда понятно, что перед тобой камень или фрагмент древесной коры.
Серия графических работ к стихам Геннадия Айги. 1990–1996
Ключевым для творчества Вулоха «двойником» был поэт Геннадий Айги, поэтические сборники которого он неоднократно иллюстрировал. В течение 10 лет (с 1961 по 1971 год) Айги заведовал изосектором в Государственном музее Владимира Маяковского. Благодаря этому Вулох имел возможность знакомиться с работами русских авангардистов — Малевича, Гончаровой, Ларионова. Стихи Геннадия Айги «Двенадцать параллелей к Игорю Вулоху» были напечатаны в предисловии к первой монографии, посвященной творчеству художника. Ее автором стал исследователь творчества Малевича, датский искусствовед Троельс Андерсен. Книга вышла в 1988 году, попав во многие западные библиотеки и музеи. Именно благодаря ей широкое признание пришло к Вулоху сначала за границей, а уже потом эхом отозвалось и на родине.
Портрет жены художника и автопортрет. 1983
Если первый этаж выставки исследует переклички живописи Вулоха с поэзией Геннадия Айги, то второй этаж во многом посвящен диалогу со второй женой художника — Наталией Туколкиной-Охотой. В экспозиции представлены ее авторские костюмы и керамические работы, выполненные по мотивам полотен Вулоха. Особняком стоят два небольших листа — карандашный автопортрет художника и портрет его жены, которые, очевидно, были скомканы, а затем бережно разглажены.
«Пейзаж. Полиптих» (2 из 5). 2003
Работа-эксперимент, написанная в черно-белой гамме, редкость в творчестве Игоря Вулоха. Эта серия из пяти холстов была создана специально для выставки «Черно-белое кино», прошедшей в московском «Новом Манеже» в 2003 году. Происходит из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных. Тот факт, что творчество Вулоха обширно представлено в отечественных и зарубежных частных и музейных собраниях, включая Третьяковскую галерею и Русский музей, во многом способствует росту рыночных цен на его работы. Этому также помогают регулярные выставки, публикации и кропотливая работа по атрибуции и каталогизации произведений, которой занимаются наследники художника.
«Ускользающие предметы. Полиптих». 2008
«Язык трагического в искусстве только тогда может возникнуть, когда он очень сильно абстрагируется и будет выражать суть, сущность, ядро, а не внешний вид и подробности этих трагедий» — слова поэта Геннадия Айги описывают характер поздних работ Игоря Вулоха. Группа картин под общим названием «Ускользающие предметы» была создана в 2008 году. Она может восприниматься как своего рода цикл времен года, мерцающие границы которых подчеркнуты вертикальными линиями, которые придают каждой из композиций ощущение тревоги.
«Без названия». 2012
Экспозицию завершает последняя работа художника, который в поздние годы чаще работал на бумаге, а не на холсте. В этой композиции уже явно присутствуют признаки угасания: на смену монолитным блокам и жестким матричным структурам пришла нервная штриховка, а главными акцентами работы стали всполохи болезненного желтого цвета и случайный отпечаток ботинка на листе.