К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Визуализация Набокова и NFT-дом: 10 музейных проектов на стыке искусства и технологий

New Nature и предсказания будущего в «Манеже»
New Nature и предсказания будущего в «Манеже»
Соединение классического искусства с цифровыми технологиями уже не новость, а обычная часть жизни. В попытке удержать внимание современного зрителя галереи и музеи соревнуются между собой в том, кто представит самый захватывающий и необычный опыт. Илья Самофеев, Cо-CEO red_mad_robot, собрал яркие российские кейсы в области ArtTech. Среди них — прогулка по NFT-дому, археологические раскопки в Steam и визуализация цитат Набокова с помощью искусственного интеллекта (ИИ).
Визуализация языка Набокова в музее писателя

Визуализация языка Набокова в музее писателя

Визуализировать цитаты из произведений Владимира Набокова с помощью нейросети — такая идея была реализована в 2022 году на выставке Nabokov Clip Art в музее писателя в Санкт-Петербурге. Авторами концепции стали Борис Орехов, исследователь Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, и Любовь Каракуц-Бородина, лингвист и эксперт по творчеству Набокова. Идея визуализировать богатый язык Набокова не нова, однако по мнению авторов выставки, любой художник, в отличие от нейросети, неизбежно привнесет в произведение свое видение, тогда как ИИ «творит» непредвзято.

Основой экспозиции стали 29 иллюстраций на такие произведения писателя, как «Лолита», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Дар», «Волшебник», «Ада», Ultima Thule. К примеру, цитату из романа «Защита Лужина» нейросеть визуализировала в картину, напоминающую кадр из фильма про апокалипсис, а отрывок из «Приглашения на казнь» чем-то похож на заставку в телевизоре во время профилактики.

Метавыставка «Эрмитаж небесный»

Метавыставка «Эрмитаж небесный»

В 2021 году на базе проекта «Эрмитаж небесный» была создана экспозиция «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства». Ее особенность в том, что все экспонаты существовали исключительно в цифровом пространстве и были помещены в цифровую копию здания Биржи.

В метавселенной представили 38 NFT-проектов: от классики в виде картины «Криптопанки» и произведения «Квантум», до оцифрованных картин современных художников, медиафайлов и работ, меняющихся по заданному алгоритму прямо на глазах посетителей. Также была возможность посетить «Дом на Марсе» — масштабный NFT-проект художницы Кристы Ким, которая создала первый в мире цифровой NFT-дом и разместила его в марсианских пейзажах.

Перед «входом» на выставку пользователь загружал фотографию и получал цифрового аватара. Управляя им, он перемещался по залам вместе с аватарами других пользователей.

Цифровой «Воображаемый музей» Михаила Шемякина

Цифровой «Воображаемый музей» Михаила Шемякина

Известный художник и скульптор Михаил Шемякин более 60 лет вручную собирает, анализирует и классифицирует по авторской методике репродукции изобразительного искусства. В его архиве собрано около 3 млн изображений на тысячи различных тем.  Цель такого кропотливого труда — показать, как один и тот же образ развивался в искусстве на протяжении столетий. Однако физически все работы хранятся во Франции, в замке Шамуссо, где живет Шемякин, и доступны широкому зрителю только частично — во время выставок и при публикации книг. В течение многих лет вынашивалась идея оцифровать основной массив архива «Воображаемого музея», но реализовать замысел удалось только сейчас.

«В будущем развитие ИИ приведет к новым формам взаимодействия с искусством, но конкурировать с людьми творческих профессий точно не сможет. Творчество — сложнейший механизм, который построен на эмоциях, и повторить такой опыт машине невозможно. Только творческая личность способна создавать в поэзии, литературе, в изобразительных искусствах, в кино и театре абсурдистские и алогичные моменты, в которых выстраивается логика высокого и необычного искусства. Эти сверхзадачи, доступные лишь человеческому духу, не могут выполняться «умной машиной», — поясняет художник Михаил Шемякин.

За создание цифрового «Воображаемого музея» отвечала технологическая компания red_mad_robot, которая создала онлайн-платформу, где в удобном интерфейсе собрано более 200 000 изображений и более 1000 тем исследований. ​​На платформе в качестве закрытой функции для исследователей также доступен особый формат навигации по архиву при помощи нейросети CLIP. Она анализирует изображения и помогает осуществлять поиск по размеченным признакам-тегам: от вида объекта (лестница, животное) до техники исполнения (размытие, деформация).

С помощью цифровой платформы пользователи смогут познакомиться с коллекцией «Воображаемого музея» и использовать ее для работы, учебы или вдохновения. А искусствоведы смогут оптимизировать процесс исследований и находить новые связи и неочевидные аналогии в искусстве.

Science.Technology.Art в Еврейском музее и центре толерантности в Москве

Science.Technology.Art в Еврейском музее и центре толерантности в Москве

В Еврейском музее и центре толерантности в Москве совместно с Политехническим музеем в 2023 году представили выставку работ победителей конкурса Science.Technology.Art (STArt) в сфере научного и технологического искусства.

Посетители могли принять участие в инсталляции-эксперименте «Контакт», которая демонстрирует, как трансформируется изначальная идея при передаче от одного человека к другому. Интерактивная инсталляция «Сапер» позволяет поразмышлять, как бы выглядели произведения искусства, если бы роботы начали создавать их самостоятельно.

Фотопроект «Новая антропология» осмысляет влияние технологий дополненной реальности на повседневную жизнь человека в будущем. Он демонстрирует, как благодаря контактным AR-линзам люди могут менять внешность и одежду за несколько секунд. А фотопроект «Пятая четверть» переносит посетителей в будущее, где людей дополняют импланты — биологические системы, которые корректируют возрастные изменения, обеспечивая владельцу бессмертие.

«Код искусства» в «ГРАУНД Солянке»

«Код искусства» в «ГРАУНД Солянке»

В 2022 году в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» прошла международная выставка «Код искусства», все экспозиции которой были созданы с помощью нейросетей. Например, в проекте арт-группы Interspecifics нейросеть создавала новые формы жизни на основе датасета о живущих на земле микроорганизмах-экстремофилах, которые потенциально могут выжить в космосе. Затем художники проекта при помощи искусственного интеллекта моделировали варианты мутаций и эволюции подобных существ при воздействии на них таких космических условий, как экстремальная нехватка воды и радиация.

Интерактивный проект «Нормализующая машина» показывал фотографии других людей и предлагал посетителям определить, кто на фото выглядит более «нормальным». Так нейросеть обучалась определять «нормальность» человека. Но подвох заключался в том, что на последнем этапе эксперимента нейросеть вычисляла, насколько «нормальным» является сам участник «опроса».

Также зрители могли увидеть скульптуры женских тел, созданные с помощью нейросетей и 3D-печати и на основе мужского представления о красоте, послушать, какие голоса ИИ сгенерирует по вашей фотографии, посмотреть короткие пиксельные анимации и изучить множество других проектов.

Цифровой двойник Зоологического музея МГУ

Цифровой двойник Зоологического музея МГУ

Этот пример понравится любителям мира животных — Зоологический музей МГУ в 2023 году объявил о создании цифрового двойника. Коллекцию самого масштабного университетского музея страны оцифровали и перенесли в виртуальное пространство. Теперь каждому доступна возможность бесплатно и в любое время суток познакомиться с экспонатами.

Пользователи могут увидеть и «подержать в руках» 3D-модели скелетов вымерших животных, прогуляться по самым потаенным комнатам музея, куда вход разрешен лишь персоналу, или познакомиться с содержимым хранилища, которое открывают для посетителей лишь раз в год. Кроме того, на платформе можно изучить интерактивную карту экспедиций (а это более 180 стран), в некоторых из которых можно даже «принять участие».

Музей-заповедник «Куликово поле» и VR-машина времени в Тульской области

Музей-заповедник «Куликово поле» и VR-машина времени в Тульской области

А как насчет Куликова поля на игровой онлайн-платформе Steam? Квест «VR-археология: тайны Куликова поля» запустили в 2022 году сразу на трех языках: русском, английском и китайском. Интерактивная игра позволяет пользователю на время стать археологом, реставратором или реконструктором. По сюжету вы отправляетесь в археологическую экспедицию и на месте раскопок ищете уникальные артефакты, в том числе с Куликовской битвы. Особенность VR-квеста в том, что вас научат пользоваться методиками и инструментами, с которыми работают реальные ученые.

Также игроку предлагается сделать реконструкцию вооружений и амуниций и затем опробовать их в деле. К примеру, можно соорудить боевой лук и, подобрав подходящий наконечник, опробовать его на виртуальном стрельбище.

New Nature и предсказания будущего в «Манеже»

New Nature и предсказания будущего в «Манеже»

В Санкт-Петербурге в Центральном выставочном зале «Манеж» в 2021 году прошла персональная выставка арт-группы Recycle. Проект New Nature краснодарских художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова был посвящен размышлениям о трансформации личности человека под влиянием современных технологий.

Каждая экспозиция сопровождалась QR-кодами с контентом, а увидеть большую часть выставки можно было только через специальное приложение, с помощью которого экспонаты оживали в дополненной реальности. Так, например, скульптуры из серии Blocked content выглядели как «прорастающие» фрагменты человеческих тел: руки, ноги и лица, а целые фигуры появлялись в приложении в режиме VR.

Кроме того, на выставке посетители могли получить «предсказание» на будущее в специальной комнате. Для этого нужно было загрузить в приложение свои фотографии или дать ссылки на профили в соцсетях, а затем выбрать сценарий предсказания: позитивный или негативный. На основе загруженных данных нейросеть формировала прогнозы и показывала персонализированный видеоролик на экранах внутри комнаты.

Ленин, Бажов и де Геннин на стенах Сысертского завода-музея

Ленин, Бажов и де Геннин на стенах Сысертского завода-музея

Музей на базе Сысертского чугуноплавильного и железоделательного завода в мае 2023 года с помощью нейросети создал видеоэкспозицию о разрушении и развитии старинного градообразующего предприятия Урала. Каждое из 15 видео длится три минуты, в течение которых основатель завода Вилим Геннин, немецкий ученый Петр Симон Паллас, писатели Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов, участник Уральской экспедиции Д.И. Менделеева Константин Егоров и революционер Владимир Ленин общаются со зрителями.

Нейросеть позволила по фотографиям «оживить» исторических личностей. Программа анимирует мышцы лица, в результате изображенный человек моргает, шевелит губами, меняет наклон головы — так создается эффект видеосъемки. Дикторам оставалось лишь озвучить героев. Созданные ролики проецируются на стены бывшего мартеновского цеха.

Ранее Сысертский музей-завод с помощью дополненной реальности «восстановил» семь механизмов из XIX века. AR-технология позволила увидеть в реальном масштабе и на своих же местах утерянные еще в начале прошлого столетия оригиналы машин. А на сайте любой желающий может рассмотреть во всех деталях 3D-модель основной части десятитонной мартеновской печи системы Вельмана, которая работала на заводе в 1895–1923 годы, или с помощью телефона «установить» модель у себя в комнате.

Ельцин-центр в Екатеринбурге и хакатоны

Ельцин-центр в Екатеринбурге и хакатоны

Ельцин-центр в Екатеринбурге посвящен первому президенту России. Цифровые технологии — одна из особенностей пространства. Голограммы, «оживающие» предметы, видеохроника во всю стену — неотъемлемые части музейных экспозиций. Кроме того, там регулярно проводятся различные IT-мероприятия, например хакатоны, на которых юным разработчикам со всей страны предлагают придумать новые решения на основе компьютерной графики, ИИ, AR/VR, анализа данных и блокчейна. Победители получают денежный приз и возможность воплотить свой проект в реальность.

В 2022 году в таком соревновании победила команда екатеринбургских школьников. Ребята создали рабочий прототип программы, которая отслеживает, сколько времени посетители проводят около экспонатов, а также какие пространства ускользают от их внимания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+