Разрушение молодит: какое искусство больше 30 лет продает основатель аукциона Vladey

«Здравствуйте!» — это групповой проект, посвященный 33-летию деятельности Владимира Овчаренко, и, по сути, портрет самого галериста и арт-дилера. Галерея, основанная в 1990 году, последние пять лет называется Ovcharenko, но прежде работала под вывеской Regina. Одновременно с ребрендингом произошла диверсификация бизнеса: в 2013 году запущен аукцион Vladey, в 2019 году прошел первый выпуск ярмарки (Овчаренко определил проект как арт-шоу. — Forbes Life) DA!MOSCOW, в этом году на аукционе впервые были выставлены иконы и коллекционный дизайн, новое направление получило название Vladey Modern.
Но своему эстетическому кредо, сформированному еще в 1990-х, Владимир Овчаренко верен по-прежнему. Работая с современным искусством, он соблюдает баланс яркой абстракции и оригинальной фигуративности. Широкий размах, визуальное богатство и провокация — три главные характеристики работ на выставке.
В рамках проекта объединены работы авторов из «золотого пула» — тех, с кем Владимир Овчаренко работает уже не один десяток лет (Семен Файбисович, Виктор Алимпиев), и молодых художников, на которых галерист делает ставку (например, Алиса Горшенина). Многие произведения перекочевали в экспозицию с недавних выставок, включая выполненный в технике топорописи портрет работы Нестора Энгельке, чья персональная выставка идет во Vladey Space на «Винзаводе» до конца августа.
Клэр Фонтен, «Разрушение молодит»
Неоновая работа итало-британского дуэта художников Фульвии Карневале и Джеймса Торнхилла встречает зрителей на полпути к выставке. Новое экспозиционное пространство Vladey в бывшем Сандуновском пассаже на Неглинной улице расположено на втором этаже. К нему ведет лестница, выстланная красным, а в пролет обычно выносятся самые яркие работы, — идеальная точка для селфи. Провокационная фраза «Разрушение молодит» в работе Клэр Фонтен 2009 года — цитата из эссе Вальтера Беньямина «Деструктивный характер». По словам философа, эффект «омоложения» возникает, когда мы убираем из поля своего зрения все, что напоминает нам о собственном прошлом.
Эрвин Вурм, Misconceivable (model)
Центром выставки служат три скульптурные работы австрийского художника Эрвина Вурма. Все они так или иначе критикуют тщеславие. Раздутый алюминиевый снеговик чем-то похож на «Венеру» палеолита, о человеческой природе которой зрителю напоминает лишь фрагмент женского нижнего белья. А «опавшая»
модель яхты высвечивает несуразность предметов роскоши.
ППСС, «Аккуратный зиккурат»
Выставка группы ППСС (дуэт Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски) проходила на этой же площадке несколько месяцев назад. Основной принцип серии «Зиккураты» — наложение друг на друга нескольких изобразительных слоев. Переосмысленные образы из своих же прошлых работ авторы дополняют самыми разными культурными отсылками: к поп-арту, книжным иллюстрациям и шедеврам мировой живописи. В данном случае верхний слой воспроизводит первый детский рисунок Пепперштейна («Портрет мамы»), а нижний слой — его же вариацию на сюжет убийства Марата 1986 года.
Сергей Братков, «На ваши гайки наши болты»
Творчество Сергея Браткова, одного из любимых авторов в пуле Владимира Овчаренко еще с 1990-х годов, представлено на выставке тремя работами. Среди них две фотографии, дополненные текстом, который наносится на плексиглас, за счет чего у изображений появляется эффект глубины. Если работа «На ваши гайки наши болты» была полностью создана в 2021 году, то второй снимок был сделан чуть раньше, но дополнен фразой «В рот воды» совсем недавно.
Дмитрий Шабалин, «Без названия»
Дмитрий Шабалин создает объекты-маски из найденных предметов, превращая их в артефакты современности. Свой стиль художник называет «космическое китч-барокко», а творческий метод описывает словами «иррациональный ресайклинг». В данном случае напоминающая маску супергероя из вселенной Marvel основа дополнена ореолом из светильника IKEA. Художник также использовал игрушки в виде динозавров, ракушки, бусины и многое другое. Маска покрыта несколькими слоями грунта и залита жидким хромом в технике гальванизации.
Егор Кошелев, «Последний единорог»
Образ единорога часто встречается в творчестве Егора Кошелева, который умело жонглирует цитатами из истории искусства от Ренессанса и реализма до стрит-арта и кино. Написанная в этом году картина «Последний единорог» разрабатывает излюбленную тему художника — противостояние культуры и природы. Выполненный в реалистичной манере череп вымышленного животного совмещен с изображением башни III Коммунистического интернационала Владимира Татлина.
Владимир Логутов, из серии «Руины индустриального»
В ходе посвященных русскому искусству недавних торгов Vladey другая работа этой же серии вызвала волну ставок. В итоге она ушла с молотка за €24 000 при верхней планке эстимейта в €10 000. Скульптуры Логутова являются логичным продолжением его практики по работе с городским пространством, которую художник ведет в рамках группы «Лаборатория». Используя самые разные техники, члены группы стремятся противостоять урбанистической агрессии.
Михаил Доляновский, «Без названия»
Работая в академической стилистике, Михаил Доляновский исследует природу цифровой визуальности. В наполненных атмосферой тревоги полотнах узнаваемые образы людей и предметов трансформируются и мутируют в загадочных существ, вызывающих в памяти картины сюрреалистов.
