Бал дебютантов: четыре новых российских фильма, которые стоит увидеть

«Каникулы», режиссер Анна Кузнецова
У «Каникул» режиссера Анны Кузнецовой и продюсера Натальи Дрозд сложная судьба: начиная от ковида на площадке (в съемочной группе болело 15 человек, включая режиссера) и заканчивая международными партнерами, взаимодействие с которыми после февраля 2022 года стало затруднительным.
Гран-при «Маяка» можно было бы считать достойной наградой и доказательством, что все было не зря, но, увы, после премьеры трудности остались. Фильму не дали постоянное прокатное удостоверение, ограничившись датами проведения фестиваля, и его дальнейшая судьба под вопросом. Может показаться, что «Каникулы» — это провокационная острая картина о чем-то, что в текущей российской реальности нельзя называть. Но на деле это отличное зрительское кино о взрослении и абсурдности этой самой взрослой жизни.
В основе сюжета — история калужского детского театрального кружка, который везет постановку на фестиваль в Сочи. Группу из 12 школьников возглавляет завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и режиссер-педагог Татьяна Викторовна (Дарья Савельева). Дети (органичные артисты, с которыми, по словам режиссера, проблем было меньше всего) проживают первые подростковые кризисы с влюбленностью и отвержением, буллингом и бунтом против родительской опеки. Взрослые, вынужденные существовать в связке, внезапно обнаруживают, что между ними гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Тандем Полины Кутеповой и Дарьи Савельевой получился очень тонким и честным.
Запрет на прокат фильма отчасти играет ему на руку, ведь одним из центральных конфликтов картины становится противостояние людей и абсурдной системы, представленной руководством фестиваля. Так, главным героиням настоятельно рекомендуется сменить название спектакля с «Земляничного вина» на «Земляничный нектар», а жюри намекает, что лучше бы вообще ставить «Золотой ключик». Трагизм и комизм этой ситуации будет понятен любому, кто сталкивался с бюрократической системой на местах и пытался вступить в диалог с членами каких-либо комиссий.
«Контакты», режиссер Дмитрий Моисеев
В 1980-х на Землю прилетели инопланетяне. Прибыли в кораблях, похожих на гигантские ульи, и зависли — в прямом смысле, над поверхностью планеты. Люди сначала страшно перепугались, потом заинтересовались, а в конце концов просто привыкли к странному соседству, так и не поняв, что нужно гостям из далекой-далекой галактики. Обитателей кораблей — так называемых биопагов — в народе быстро окрестили Виталиками (по имени погибшего в Афганистане сына женщины, которая первая обнаружила пришельца). Виталики стали частью поп-культуры и заложниками научных лабораторий. А еще объектом интереса на черном рынке, где считается, что прак, который выделяют биопаги, обладает чудесными лечебными свойствами.
Ради прака на обман идет и бывшая медсестра Нина (Ирина Саликова), которая под видом лаборантки устраивается в НИИ, где содержится Виталик. Нине нужен целебный эликсир, чтобы ухаживать за больным отцом, который отказывается от госпитализации. Параллельно в ее жизни тянутся бесперспективные отношения с Игорем (Сергей Гилев). В итоге получается, что взаимодействие главной героини с Виталиком оказывается человечнее, чем вся ее жизнь за пределами лаборатории.
Мир Дмитрия Моисеева причудлив и детален, создать его помогает и камера оператора Даниила Фомичева, и бесконечные вставки про советский научпоп, и сам Виталик — трогательный инопланетянин с непонятной анатомией, придуманный братом режиссера. В какой-то момент сюжет отходит на второй план, уступая место атмосфере и главной идее фильма, которая звучит почти как библейская притча: если оставаться человеком и быть внимательным к ближнему своему, то обязательно случится чудо. Или хотя бы появится надежда.
«Эра», режиссер Вениамин Илясов
Эра (Марианна Шульц) — одинокая женщина с сыном Андреем (Геннадий Блинов) в инвалидной коляске — приезжает в дом своей покойной матери где-то на южном побережье России. Дом стоит на обрыве у моря, что называется, in the middle of nowhere. Из внешнего мира на протяжении всего фильма приходят незнакомцы, каждого из которых Эра готова приютить и обогреть — лишь бы было на кого опереться. Жить сама Эра не умеет, в этом смысле она ничуть не лучше приспособлена к действительности, чем ее сын. Зато она умеет носить красные туфли, красить ногти красным лаком и раз за разом доверяться всем, кроме себя.
Режиссер Вениамин Илясов в паре с оператором Батыром Могучевым выстроил вселенную в духе Сергея Параджанова, но вдохнул в нее бытовую жизнь — с пуховыми подушками, скрипящими половицами и пастой «Болоньезе», которой в одной из сцен неумело прикидываются макароны по-флотски. Дом Эры перевезли и построили с нуля, наполнив его деталями советского прошлого. Само время в фильме идет по-особенному: у героев его бесконечно много. Другой вопрос, что они сами не представляют, что с этим делать.
«Королевство», режиссер Татьяна Рахманова
Идея фильма родилась у Татьяны Рахмановой пять лет назад, когда она узнала, как проходит выпускной у воспитанников детских домов. Получив деньги от государства, молодые ребята зачастую пускаются во все тяжкие и гуляют как в последний раз. Думать о завтрашнем дне они не то чтобы не хотят — просто не умеют. Будущее страшит неизвестностью, большой мир не сулит ничего хорошего, и все, что остается, — держаться своих.
Так поступает и группа подростков, которая создает свое королевство Батор (сокращенно от «инкубатор», то есть детский дом) в арендованном коттедже. Картина начинается с вечеринки в духе Гаспара Ноэ, после которой вот-вот должно прийти горькое разочарование. Но оно не приходит, пока все подданные остаются в королевстве. С ними обязательно что-то случится, но позже, а пока подростки зависают между адом и раем, упиваясь абсолютной свободой.
Очарование фильма кроется в его дебютной сути — это неидеальное и оттого живое кино. И в работе оператора: Алишер Хамидходжаев и его камера буквально срастаются с подростками. И в самих детях: почти все роли в картине исполнили непрофессиональные актеры, за исключением Ивана Решетняка и Дарьи Кашириной. Со многими ребятами Татьяна познакомилась еще в 2018-м — многолетняя дружба стала основой успешных съемок. «Мы много репетировали и все проходили ногами», — рассказала режиссер, отметив, что многие сцены были сняты с одного дубля. Получилось честно и трепетно — так, что жюри «Маяка» отметило фильм сразу в двух номинациях: как лучший дебют и за лучшую работу оператора.