Волны насилия и тайна железного астероида: новости науки

Царь останавливает своего врага копьем и поднимает топор, чтобы проломить ему череп. Северная Месопотамия, начало 18 века до нашей эры (Фото Getty Images)
Как всплески насилия сменяются в мировой истории периодами затишья, что хорошего в астероидах и каким было социальное поведение 500 млн лет назад, в своей постоянной рубрике для Forbes Life рассказывает научный журналист Андрей Константинов

В бронзовом веке было поспокойней

Сейчас мир словно захлестывает волна насилия, поднявшаяся по каким-то неведомым нам историческим законам. Начало ХХI века, казавшееся когда-то благополучным концом истории, теперь вызывает ностальгию — навсегда ушедшая прекрасная эпоха, как Belle Époque перед Первой мировой.

Данные исследований всплесков и спадов насилия в истории неоднозначны, хотя многие ученые фиксируют общемировой тренд на сокращение насилия по мере развития цивилизации. Но, как и технологический прогресс, этот процесс идет не равномерно, а волнами. В новом исследовании пару таких волн насилия обнаружили в начале истории цивилизации.

Европейские археологи изучили базу данных о черепно-мозговых травмах, в которую вошли более 3500 черепов, откопанных на Ближнем Востоке в слоях с конца Ледникового периода 12 000 лет назад до 400 года до н.э.  Оказалось, выраженный пик насилия приходится на период энеолита, медного века, — с 4500 до 3300 года до н.э., то есть примерно до начала формирования цивилизации бронзового века, государств и письменности — в шумерских городах Месопотамии, в долине Нила, на Крите и по всему Ближнему Востоку.

Исследователи связывают этот рост насилия со скоплением людей в первых, еще плохо организованных городах. Уровень убийств в разы снизился только после того, как появились правовые системы, чиновники, армия, религиозные институты — в общем, цивилизация.

Цивилизация бронзового века — это вообще первая известная нам цивилизация, развитое городское общество. Чего стоят одни минойские города с многоэтажными домами, водопроводом (даже с горячей водой) и невероятнейшим искусством. В это цивилизованное время с 3300 года до н.э. насилие неуклонно снижалось.

Но извержение Санторина, произошедшее около 1600 года до н.э., губит минойскую цивилизацию, а остальной благополучный мир бронзового века через несколько веков тоже приходит в упадок из-за нашествия орд варваров, «народов моря», мигрирующих в поисках еды из-за ухудшения климата. Наступают темные времена (они ведь были в истории не единожды) на столетия.

Уровень насилия снова увеличивается с 1500 года до н.э. и продолжает расти при переходе к технологиям железного века, вплоть до самого 400 года до н.э., времени конца греко-персидских войн и расцвета обеих этих цивилизаций. Тут, возможно, должна начаться новая волна снижения насилия, но база данных составлена только до 400 года до н.э.

Мы знаем еще много таких волн насилия в истории, часто сметавших цивилизации или заканчивавших огромные эпохи, — как великое переселение народов покончило с античностью, а войны периода Реформации — со средневековьем.

Хочется надеяться, что нынешняя волна не будет очень большой и кровавой — все-таки общий тренд на уменьшение насилия по мере эволюции культуры и цивилизации играет человечеству на руку.

Тайна железного астероида

13 октября Falcon Heavy от SpaceX успешно запустила автоматическую межпланетную станцию «Психея». Зонд космического агентства НАСА летит к одноименному астероиду. Психея — одно из самых крупных и плотных тел Пояса астероидов, похожее на картофелину размером 280 на 230 км. Судя по необычно высокой плотности, «картофелина» состоит в основном из металла — вероятно, из немыслимо огромного количества железа в смеси с силикатами и никелем.

Межпланетный зонд «Психея» стартует на ракете SpaceX Falcon Heavy 13 октября 2023 года (Фото Josh Dinner·Space.com)

Предполагают, что Психея такая железная, потому что это ядро протопланеты, освобожденное от оболочки столкновением с другим небесным телом во времена формирования Солнечной системы. У Земли тоже есть металлическое ядро, но скрытое тысячами километров тверди, а тут вскрытие уже произошло, остается только долететь и изучать.

Лететь до самого большого из богатых металлами астероидов придется по спирали длиной в три с половиной миллиарда километров, это займет шесть лет, а потом предстоят два года научных исследований с орбиты астероида.

Межпланетный зонд «Психея» — передовой аппарат, разгоняющийся в космосе с помощью ионного двигателя, а еще «Психея» впервые в дальнем космосе использует систему оптической связи вместо радиоволн.

А за день до старта миссии NASA показало снимки грунта с астероида Бенну, который в сентябре доставила на Землю межпланетная станция OSIRIS-REx. Грунт выглядит, конечно, не очень впечатляюще: черная каменистая пыль, напоминающая на вид каменный уголь. Зато в нем нашли углерод, воду, серу — массу ключевых деталей для конструктора, из которого мы сделаны. Благодаря тому, что такие астероиды и кометы в начале времен обильно сыпались на Землю, появились океаны и органика — все, что нужно планете, чтобы приготовить «первичный бульон», пригодный для жизни.

Как известно, астероиды прилетают к нам и сейчас. Вряд ли они погубят человечество: самые крупные, диаметром 10–15 км, способные вызвать катастрофу, подобную той, что убила крупных динозавров, прилетают в среднем раз в сотни миллионов лет, и траектории таких крупных тел в Солнечной системе хорошо известны. Все великие вымирания расчищали дорогу для человека, а число и видовое разнообразие потомков динозавров — птиц — значительно превышает число и видовое разнообразие млекопитающих.

Общество трилобитов

В Марокко нашли окаменелых трилобитов, выстроившихся в цепочку и ползущих куда-то гуськом по дну в момент своей гибели. Как они погибли, точно неизвестно, но явно внезапно. Предполагают, их погребло под осадками во время шторма.

Куда ползли трилобиты? То ли они мигрировали, спасаясь от стихии, то ли в поисках пищи, или это была сезонная миграция ради размножения — в любом случае, получается, полмиллиарда лет назад уже существовало социальное поведение.

Окаменелые трилобиты в Марокко (Фото Scientific Reports)

Трилобиты — членистоногие (очень разные, но этот вид — длиной в пару сантиметров), когда-то господствовавшие в океанах. Членистоногие и сейчас господствуют среди многоклеточных животных, если судить по количеству видов и существ, уже не только в море, но и на земле, под землей, даже в воздухе. Как известно, они способны к сложнейшему социальному поведению, достаточно вспомнить пчел и муравьев.

Оказывается, умение координировать совместные действия опирается на невероятно долгую эволюционную историю. Как сейчас муравьи идут цепочкой по муравьиной тропе, обмениваясь химическими и тактильными сигналами, касаясь друг друга усиками, так и 480 млн лет назад слепые трилобиты ползли, поддерживая контакт друг с другом с помощью длинных шипов.