К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Женский поворот: что смотреть на фестивале искусств «Дягилев P.S.»

Китайская труппа «Театр танца Xie Xin». Сцена из спектакля T.I.M.E. (Фото HU Yifan)
Китайская труппа «Театр танца Xie Xin». Сцена из спектакля T.I.M.E. (Фото HU Yifan)
С 13 ноября в Санкт-Петербурге идет XIV сезон фестиваля «Дягилев. P.S.». Хедлайнеры — танцевальные компании из Индии и Китая, коллективы из Самары и Нижнего Новгорода. Также заявлены программа документальных фильмов, совместный проект с Эрмитажем — фестиваль «PROВосток» и выставка в Шереметевском дворце вместе с Музеем театрального и музыкального искусства «Суд Париса. Рождение богини». Театральный критик Наталья Сиверина рассказывает, на что обратить внимание на фестивале

В этом сезоне на фестивале заметно акцентируется женская тема, например, приглашенные звезды — это хореографы Адити Мангалдас из Индии и Си Син из Китая. Два фильма из кинопрограммы также рассказывают о женщинах, а выставка, которая по традиции представляет итог и кульминацию фестиваля, посвящена русским актрисам первой половины ХХ века.

Открывается фестиваль авторской программой Алексея Гориболя «Любовь поэта», посвященной женщинам-музам. По словам художественного руководителя фестиваля Натальи Метелицы, программа затрагивает абсолютно «дягилевские» темы — от интереса к Востоку до реконструкции наследия великих хореографов.

Программа «Любовь поэта»
Пронин Евгений

Программа «Любовь поэта»

«Эта программа — своеобразная прелюдия к выставке «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце», — рассказывает Наталья Метелица.  Программа сформирована по именам героинь и посвященным им произведениям, например Шуман и Клара Вик — здесь будет исполнен цикл «Любовь поэта». Малер и Альма Малер — прозвучит «Адажиетто» (на эту музыку Ролан Пети поставил для Майи Плисецкой «Гибель розы»). Далее — «Приглашение к танцу» Вебера, которое связано сразу с двумя актрисами: это Тамара Карсавина, танцевавшая премьеру в хореографии Фокина, и Зинаида Райх, знаменитая Маргарита Готье в «Даме с камелиями» в Театре имени Мейерхольда. Именно Вебер стал главной музыкальной темой спектакля.

Во втором отделении прозвучит стихотворение «Как хороши, как свежи были розы» Ивана Мятлева. На него есть несколько произведений, в частности мелодекламация Аренского, посвященная героине выставки — Вере Комиссаржевской. Далее — цикл Прокофьева на стихи Ахматовой для голоса и фортепиано и в финале песни Исаака Дунаевского. В программе участвуют сопрано Альбина Латипова, баритон Борис Пинхасович, артист БДТ Тарас Бибич, музыканты оркестра musicAeterna в Государственной капелле.

«Терезин-квартет»
Ирина Гладунко

«Терезин-квартет»

Балетную программу открывает труппа Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. Пушкина. Она представит «Терезин-квартет»: четыре одноактных балета на музыку чешских композиторов еврейского происхождения Эрвина Шульхофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса и Ханса Краса. Все они были узниками концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в 1941-1945 годах были убиты 33 000 человек, и погибли.

«Это потрясающая, мощная по воздействию, несмотря на камерную форму, музыка», — отмечает Наталья Метелица. Четыре истории узников Терезиенштадта рассказаны языком современного балета в постановке четырех российских хореографов — Татьяны Багановой, Максима Петрова, Александра Сергеева и Алессандро Каггеджи. Балеты идут под живую музыку.

Within («Внутри»)
DR

Within («Внутри»)

Индийская балетная компания Адити Мангалдас работает в стиле классического храмового танца катхак («катхой» означает «искусство рассказывать истории»). Исторически его исполняли храмовые сказители, передававшие языком пластики содержание древних мифов, а европейские зрители полюбили катхак в интерпретации британского хореографа Акрама Хана.

Адити Мангалдас представляет классический вариант катхака. В его исполнении важны мельчайшие детали, вплоть до движения кончиков пальцев, и труппа Адити Мангалдас филигранно владеет этим искусством.

«Время Долгушина»
Антон Сенько

«Время Долгушина»

Спектакль Самарского академического театра оперы и балета посвящен наследию советского и российского артиста балета и балетмейстера Никиты Долгушина (1938-2012). Он создан художественным руководителем фестиваля Натальей Метелицей совместно с известным реставратором балетного наследия хореографом Юрием Бурлакой.

«Мало кто знает ленинградскую хореографию 1960-1970-х, а ведь при всей закрытости от мира, отсутствии видео и поездок за рубеж, здесь творились настоящие чудеса, создавался, по сути, новый язык, — комментирует Наталья Метелица. — «Время Долгушина» — собирательное понятие, мы говорим не только о Никите Александровиче, а вообще о времени великих ленинградских танцовщиков, времени Нуреева—Долгушина—Барышникова».

В 1961 году Рудольф Нуреев совершил знаменитый прыжок в свободу, а Долгушин, задохнувшись в атмосфере Кировского театра, уехал в Новосибирск. Он поставил шестьдесят балетов. В программе фестиваля —  «Павильон Армиды», фрагменты балета «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина в хореографии Никиты Долгушина, которая создавалась специально для труппы Самарского театра в 2003 году, второй акт балета «Сильфида» Германа Левенскольда в хореографии Августа Бурнонвиля в редакции Долгушина, тоже поставленный для Самарского театра.

T.I.M.E. («Время»)
HU Yifan

T.I.M.E. («Время»)

Китайская труппа «Театр танца Xie Xin» (XDT) представит спектакль хореографа Си Син T.I.M.E. («Время»). Это размышление о влиянии феномена времени на судьбу человека. Каждая буква в названии обозначает жизненный этап. T означает «температура и телепортация», I — «внутреннее Я, личностно важные моменты и воображение»; M относится к памяти и разуму, а E — к энергии и эмоциям.

Имя Си Син сегодня громко звучит в мире, ее одноактный балет открывал сезон 2023-2024 в Парижской опере. Ей интересны темы дягилевского наследия, у нее есть версия «Весны священной». «Как мы следим за творчеством Прельжокажа, так будем следить и за развитием молодого хореографа Си Син», — комментирует Наталья Метелица.

Фильм «Донна Таня. Сто лет счастья»
DR

Фильм «Донна Таня. Сто лет счастья»

В рамках фестиваля состоится премьера документального фильма «Донна Таня. Сто лет счастья». Он рассказывает о балерине Татьяне Лесковой, правнучке писателя Лескова, заложившей традиции классического балета в Бразилии. Фильм снят по инициативе писателя Майи Кучерской, лауреата премии «Большая книга», автора книги о Лескове в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») при поддержке фестиваля.

Фильм «Ради весны» посвящен балету «Весна священная» и выделяется монтажом — синкопированным, «заряженным» на музыку Стравинского. О феномене «Весны священной» размышляют такие специалисты, как Линн Гарафола, автор исследования «Русский балет Дягилева», хореографы Анжелен Прельжокаж и Максим Петров.

Выставка «Суд Париса. Рождение богини»
А.Р.Менгс. Суд Париса·Эрмитаж

Выставка «Суд Париса. Рождение богини»

Проект посвящен актрисам, блиставшим на отечественной сцене и ставшим объектом поклонения публики, а для творцов — балетмейстеров, композиторов, писателей, режиссеров и художников — источником вдохновения. В Кухонном (Полярном) флигеле Шереметевского дворца покажут портреты див, героинь публики своего времени. Отдельные залы будут посвящены Марии Савиной и Вере Комиссаржевской и их соперничеству, трагическим судьбам Зинаиды Райх и Алисы Коонен, карьерам Любови Орловой и Марины Ладыниной.

«Парис в контексте судеб этих женщин — это публика и это власть», — отмечает Наталья Метелица. На выставке представлены портреты из собрания санкт-петербургского Театрального музея, Русского музея, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Эрмитажа, Музея Академии художеств, а также работы  из частных коллекций. Работы Альфреда Эберлинга и Рустама Хамдамова покажут впервые.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+