К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От Олимпа до Голгофы: земная и небесная жизни великих российских актрис XX века

Екатерина Филиппова, «Любовь Орлова» (Фото Люды Бурченковой)
Екатерина Филиппова, «Любовь Орлова» (Фото Люды Бурченковой)
До 21 апреля 2024 года во флигеле Шереметевского дворца в Санкт-Петербурге, в Музее театрального и музыкального искусства, идет выставка «Суд Париса. Рождение богини». Историю актрис, объявленных богинями сцены, кураторы представляют и как детектив, и как гимн, и как тред в соцсетях

Созданная в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» выставка «Суд Париса. Рождение богини» повествует о судьбах актрис — кумиров публики дореволюционного и советского времени. В Шереметевском дворце собраны сотни портретов, фотографий и писем, повествующих о том, какую роль сыграл выбор Париса в судьбах великих женщин на сцене, если считать, что роль Париса сегодня досталась публике и власти.

«Суд Париса», Антон Рафаэль Менгс

«Суд Париса», Антон Рафаэль Менгс

Миф о суде Париса повествует о соперничестве трех богинь — Геры, Афины и Афродиты — за подкинутое богиней раздора Эридой яблоко с надписью «Прекраснейшей». Яблоко согласно античному мифу получила Афродита, пообещавшая Парису, сыну царя Трои, любовь Елены Прекрасной, жены царя Спарты. Эта авантюра обернулась многими бедами, в том числе Троянской войной.

В Шереметевском дворце античный сюжет иллюстрирует картина «Суд Париса» немецкого художника XVIII века Антона Рафаэля Менгса из коллекции Эрмитажа. Работа Менгса окружена множеством портретов актрис, певиц и балерин. В сонме современных богинь: Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Элеонора Дузе, Галина Уланова, Елена Юнгер, Алиса Коонен и Любовь Орлова. Портреты подобраны именно те, где художнику удалось отразить божественную сущность этих женщин, по-современному — харизму, талант и обаяние личности.

Фрагмент экспозиции с работой Бориса Кустодиева, «Красавица», 1921 год
Люда Бурченкова

Фрагмент экспозиции с работой Бориса Кустодиева, «Красавица», 1921 год

Первый раздел выставки без комментариев живописует светлую сторону жизни на театральном Олимпе. Здесь трудно выделить какие-то отдельные работы, наверное, стоит обратить внимание на ню Бориса Кустодиева. Черты его обнаженной модели, актрисы Фаины Шевченко, узнаются в знаменитой «купчихе» и многих других женских образах художника.

Фрагмент экспозиции, посвященный Вере Комиссаржевской
Люда Бурченкова

Фрагмент экспозиции, посвященный Вере Комиссаржевской

В следующих разделах кураторы Наталья Метелица и Ирина Климовицкая подключают нарратив — комментарии современников, которые художник выставки Юрий Сучков оформил как чат в соцсетях. Внутритеатральную и околотеатральную жизнь профессионалы традиционно называют «террариумом друзей».  Хотя на выставке кроме «Суда Париса» больше нет живописных работ с аллегорическими сюжетами, но в историях, рассказанных здесь, в бесконечном треде, незримо присутствуют и Эрида, богиня раздора, и Эринии, богини мщения, и Гипнос, бог забвения, и Фобос и Деймос, божества страха и ужаса, и Танатос — бог смерти.

Раздел «Путь на Олимп» посвящен соперничеству Марии Савиной и Веры Комиссаржевской. Комиссаржевская — «чайка русской сцены» и «весна русского театра», «русская Дузе», бунтарка, окруженная толпами поклонников, чья красота стала воплощением эпохи модерна. Мария Савина — главная актриса императорской драматической сцены, буквально «царица русской сцены», считавшая, что «если бы все актеры играли по вдохновению и переживали свои роли, мир наполнился бы домами для душевнобольных», работавшая на износ 40 лет, в том числе и для того, чтобы выплатить долги разорившегося мужа. От скоропостижно скончавшейся от оспы Комиссаржевской осталась только красивая легенда. Даже ее платья были сожжены из-за страха распространения инфекции. От Савиной осталось «Убежище для престарелых сценических деятелей», ныне «Дом ветеранов сцены», основанный на средства актрисы и получивший впоследствии ее имя.

Фрагмент экспозиции, посвященный Зинаиде Райх
Люда Бурченкова

Фрагмент экспозиции, посвященный Зинаиде Райх

Эпоха сталинизма жестоко обходилась с кумирами, говорит раздел «Путь на Голгофу». Союз гениального режиссера и его музы, ведущей актрисы театра ГосТИМ, Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх, стал роковым и привел к гибели обоих. Безумное письмо Райх к Сталину «Я пишу вам больше года в своей голове…» очень точно объясняет атмосферу времени. Ее дочь, Татьяна Есенина, свидетельствовала: «Мама два дня и две ночи мечется по квартире в бреду. Бред ее вобрал в себя все то, что принес с собой 1937 год».

Фрагмент экспозиции, посвященный Алисе Коонен. Эскизы для Камерного театра Александры Экстер
Люда Бурченкова

Фрагмент экспозиции, посвященный Алисе Коонен. Эскизы для Камерного театра Александры Экстер

Еще один союз великого режиссера и великой актрисы, Александра Таирова и Алисы Коонен, — тоже трагический. Закрытие Камерного театра в связи с кампанией по борьбе с космополитизмом Таиров не пережил, попал в психиатрическую больницу, где скончался. Коонен прожила оставшуюся часть жизни в забвении, это означало уничтожение ее актерской биографии. Олицетворяя противоположные эстетические системы, Коонен и Райх были очень разными на сцене.  Например, звездная роль Райх — Городничиха в «Ревизоре», у Коонен — Федра. Актрисы не соперничали друг с другом на Олимпе, но их страхи и запросы «туда», «наверх», оказались похожими. Обе они призывали вождя: «Разберитесь, Мейерхольд (Таиров) ведь свой, правильный».

За историей с безумной страстью Мейерхольда к Райх стоит драма Марии Бабановой. Эта любовь отодвинула Бабанову, бывшую на момент знакомства Мейерхольда с Райх примой театра, актрису абсолютно преданную мастеру и отказавшую Станиславскому, который приглашал ее к себе в МХТ, на второй план. В сюжете, который не отражен на выставке, — настоящая драма. Критики-современники выделяли не Райх, а Бабанову. Все закончилось переходом обиженной Бабановой из ГосТИМа в Театр Революции, что возможно спасло ей жизнь — и сценическую, и физическую.

Екатерина Филиппова, «Любовь Орлова»
Люда Бурченкова

Екатерина Филиппова, «Любовь Орлова»

Звезды, созданные в соответствии с директивами власти — Любовь Орлова и Марина Ладынина, олицетворение тезиса о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее», явили собой новый тип богини советского пантеона. Никакой пряной, густой чувственности, как у Зинаиды Райх, никакого холодного аристократизма, как у Алисы Коонен. Актерские харизмы Орловой и Ладыниной своеобразно передает цитата Эйзенштейна, характеризующая режиссеров, создавших их: «В конце 1921 года пришли держать экзамен в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта два парня-фронтовика. Два друга. Оба из Свердловска. Оба в шинелях и с рюкзаками за спиной. Один голубоглазый, обходительный и милый. Безупречно балансировал на проволоке. Другой груб и непримирим, склонен к кулачному бою. Звали их Григорий Александров и Иван Пырьев». Раздел «Светлый путь», посвященный Орловой и Ладыниной», в основном состоит из киноплакатов, что логично, мы здесь имеем дело с иконографией. Над всем этим «царит» работа художницы Кати Филипповой «Любовь Орлова», где актриса изображена уже настоящим божеством со всеми атрибутами власти над зрителем, сияющая, бесстрастная, вечная.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+