
«Крамер против Крамера» (1979)
Режиссер: Роберт Бэнтон
«Крамер против Крамера» — один из самых известных фильмов о распаде семьи, трудностях бракоразводного процесса и детях, которые зачастую находятся меж двух огней. По сюжету, от Теда Крамера (Дастин Хоффман), карьериста, для которого работа всегда была превыше брака и сына, уходит жена Джоанна (Мерил Стрип), уставшая оттого, что он не обращает внимания на то, что происходит в его собственной семье. Так, после неожиданного отъезда Джоанны главный герой вынужден сам заниматься домашними делами и заботиться о себе и маленьком сыне Билли, совмещая все это с работой. Спустя полтора года, когда он вроде бы приспособился к новой жизни и обязанностям, жена Теда возвращается и сообщает ему, что хочет подать на развод и получить единоличную опеку над Билли. Тед, однако, с этим не согласен, и Крамерам приходится обратиться в суд, где начинается неприятная борьба за опеку над их сыном.
Роль в фильме про развод принесла Мэрил Стрип ее первый «Оскар» в 1980 году. Всего лента была отмечена пятью наградами Американской киноакадемии, в том числе в категории «Лучший фильм». В 2008 году Американский институт киноискусства включил фильм «Крамер против Крамера» в список «10 лучших судебных драм», снятых в США. Лента заняла третье место в списке.
«История о супружестве» (2019)
Режиссер: Ноа Баумбак
«История о супружестве» — проницательный и состоятельный взгляд режиссера Ноа Баумбака на кризис отношений, с которым люди сталкиваются в браке, и его причины. Главные герои ленты — нью-йоркский театральный режиссер Чарли (Адам Драйвер) и актриса его театра Николь (Скарлетт Йоханссон), женатые уже больше 10 лет. Их отношения уже давно не ладятся, хоть супруги и пытаются сохранить их ради восьмилетнего сына Генри, но даже консультации семейного психотерапевта не помогают Чарли и Николь услышать друг друга. По сюжету фильма, Николь предлагают главную роль в сериале в Лос-Анджелесе, и она решает временно переехать вместе с сыном к матери в Западный Голливуд. Чарли же остается в Нью-Йорке, пообещав навещать семью в перерывах между показами своих постановок на Бродвее.Однажды, когда он вылетает в Лос-Анджелес к жене и сыну, режиссер получает документы о разводе.
После премьеры ленты Ноа Баумбак рассказывал, что сюжет «Истории о супружестве» во многом основан на его собственном опыте — разводе в 2013 году с актрисой Дженнифер Джейсон Ли. По словам режиссера, Ли читала сценарий ленты и посмотрела фильм, и он ей понравился. В 2020 году Лора Дерн получила «Оскар» за роль адвоката по разводам Норы Фэншоу. Персонаж был списан с реальной юристки — Лауры Вессер, клиентами которой были сама Дерн, Скарлетт Йоханссон и Ноа Баумбак.
«Она» (2013)
Режиссер: Спайк Джонс
Действие фильма Спайка Джонса происходит в Лос-Анджелесе недалекого будущего. Главный герой ленты — одинокий и замкнутый писатель Теодор Туомбли (Хоакин Феникс), работающий в фирме, которая пишет за людей, не умеющих выражать себя, личные письма. Подавленный из-за предстоящего сложного развода с женой Кэтрин, Теодор покупает обновление операционной системы, включающее виртуального помощника с искусственным интеллектом. Запуская программу, призванную исполнять любое желание пользователя, Теодор выбирает для нее женский голос и начинает называть Самантой. Вскоре, после ежедневных разговоров о чувствах, разводе, одиночестве с системой, он начинает влюбляться в нее.
«Она» была первой лентой, которую Джонс снял по собственному сценарию, а не в соавторстве со своим давним другом Чарли Кауфманом. Считается, что образ Теодора — прототип режиссера, который сам в 2003 году прошел через развод с кинематографисткой Софией Копполой. Интересно, что почти сразу после расставания с Джонсом, София первой сняла фильм, в котором попыталась разобраться в том, как близкие люди теряют связь друг с другом, не находя себе места в семейной жизни и пытаются справиться с одиночеством, — «Трудности перевода». Оба режиссера получили премии «Оскар» за свои фильмы о расставании: Коппола в 2003 году, а Джонс — ровно 10 лет спустя.
«Миссис Даутфайр» (1993)
Режиссер: Крис Коламбус
Комедия «Миссис Даутфайр» с Робином Уильямсом — идеальный пример того, что фильм о разводе необязательно должен быть драмой сложных взаимоотношений без хэппи-энда. Снял ленту Крис Коламбус — главный режиссер семейных фильмов 1990-х и 2000-х, известный по лентам «Один дома» и самым веселым частям «Гарри Поттера». По сюжету, в один момент на главного героя фильма — неудачливого актера озвучки Дэниэла Хилларда — сваливается целый ворох проблем: он теряет работ и от него уходит жена Миранда. После развода Миранда, которая считает бывшего мужа незрелым и ненадежным, получает единоличную опеку над их общими детьми. Мужчине можно видеть детей всего один раз в неделю до тех пор, пока он не найдет постоянную работу и новый дом.
Но Дэниель находит другой выход из ситуации. Чтобы иметь возможность видеть своих детей каждый день, он нанимается к бывшей жене домработницей, загримировавшись в пожилую британскую леди по имени Миссис Даутфайр. Позже в своей автобиографии Уильямс писал, что однажды во время съемок ленты он решил испытать правдоподобность персонажа Даутфайр и отправился в гриме в книжный магазин, где, по итогу, его никто так и не узнал.
«Сцены из супружеской жизни» (1973)
Режиссер: Ингмар Бергман
«Сцены из супружеской жизни» — классика шведского кино и одна из самых известных картин в топе фильмографии Ингмара Бергмана о любви, одиночестве и сложностях семейных взаимоотношений. Фильм разделен на шесть «сцен», каждая из которой представляет отрывок из Марианны (Лив Ульман) и Йохана (Эрланд Юзефсон). Сначала режиссер рассказывает, как измены, лицемерие и неверность разрушает брак супругов и приводит их к разводу. А после — исследует, как, даже расставшись и найдя других партнеров, они нуждаются в поддержке и любви друг друга. История Марианны и Йохана настолько увлекла Бергмана, что в конце своей карьеры он снял продолжение «Сцен» — фильм «Сарабанда» о зрелых годах жизни пары.
В 2021 году канал HBO выпустил сериальный ремейк фильма — «Сцены из супружеской жизни» с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн в главных ролях. В основу мелодрамы также легла история супругов, которые разводятся после 10 лет современной жизни, но их чувства вспыхивают с новой силой. Однако в этом сериале про развод, в отличие от фильма Бергмана, действие происходит в современной Америке.
«Развод Надера и Симин» (2011)
Режиссер: Асгар Фархади
Это иранская драма режиссера Асгар Фархади о супругах Симин (Лейла Хатами) и Надер (Пейман Моаади), которые прожили в браке 14 лет. Желая лучшего будущего для 11-летней дочери Терме, Симин хочет уехать из Ирана, но Надер не готов на этот шаг — он хочет остаться в стране, чтобы иметь возможность ухаживать за своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Разногласия в семье приводят к тому, что Симин подает на развод, однако иранский суд по семейным делам считает основания для расторжения брака пары недостаточными и отклоняет заявление женщины. После этого ей приходится вернуться в дом своих родителей, а Терме — остаться с отцом, который, несмотря на любовь к дочери, понимает, что своим решением остаться и возможной ошибкой разрушает любимую семью.
В 2011 году лента получила главный приз — «Золотого медведя» — на Берлинском кинофестивале. Фильм также получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую и женскую роли, а также премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Интерьеры» (1978)
Режиссер: Вуди Аллен
Лента «Интерьеры», вышедшая на следующий год после комедии «Энни Холл», — первый серьезный драматический фильм Вуди Аллена. Это история взаимоотношений 60-летних супругов Артура (Э. Г. Маршалл) и Ив (Джеральдин Пейдж), у которых три взрослых дочери Рената (Дайан Китон), Джоуи (Мэри Бет Херт) и Флин (Кристин Гриффит). Однажды Артур внезапно объявляет семье, что он оставляет жену, страдающую от психического заболевания, и хочет развестись, чтобы жениться на своей любовнице Перл. Тогда дочери супругов бросаються помочь Ив, которая разваливается на части после ухода мужа, пережить развод и вернуться к нормальной жизни, откладывая в долгий ящик личные проблемы и цели.
Интересно, что «Интерьеры» также были первым фильмом Аллена, в котором он не появился в качестве актера. В 1979 году лента получила пять номинаций на премию «Оскар», однако так и не получила награду.
