Искусство в ваших руках: как в двух чемоданах привезти выставку из Берлина и Парижа
![Саша Любин, «Я витаю в облаках» (Cube.Moscow)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x420/new/2024/05/00-OBLOZKA-Sasa-Lubin-A-vitau-v-oblakah-Cube-Moscow-663db45165b1d.jpg)
«Берлинский дневник» в галерее Pop/off/art
В галерее Pop/off/art на «Винзаводе» до 22 мая открыта персональная выставка Андрея Красулина «Берлинский дневник». Проект приурочен к 90-летию автора и рассказывает историю его переезда Красулина из Москвы в Берлин весной 2022 года.
Выставка изначально задумывалась для Москвы — художник, в последние два года работающий с найденными крафтовыми пакетами и бумагой, продумывал экспозицию, учитывая пространство галереи. Трехметровые работы выполнены по совету галерейщиков из крафтовой бумаги. В результате выставка уместилась в два тубуса, ее перевезли из Берлина ассистент художника и сотрудник галереи. Самая большая работа (300 х 180 см) по своей ширине идеально вписалась в стандартный двухметровый тубус, удовлетворяющий нормам перевозки негабаритного багажа. Все графические работы перед перевозкой были обработаны фиксативом и проложены бумагой.
Директор Рop/off/art Серафима Кострова отмечает, что перевозка искусства была проблематичной и раньше, так как в России несовершенная система налогообложения и таможенного оформления предметов искусства, но с весны 2022 года усложнилась в разы. «Теперь мы снова возвращаемся к периоду чемоданного искусства, — говорит Кострова. — Художники, живущие между Россией и ее пределами, во многом взяли на себя роль перевозчиков, везут свои работы в тубусах в багаже. Некоторые, участвующие в европейских выставках по приглашению, создают произведения на месте, чтобы не связываться с перевозкой».
«Последний логин 20**» в галерее К320
В камерной столичной галерее К320 до 30 мая можно увидеть проект «Последний логин 20**» с работами молодых художников из Мексики, Коста-Рики и Южной Кореи. Все экспонаты (преимущественно небольшая графика и несколько объектов) в Москву буквально в одном чемодане привез Альфредо Аревало Родригес, куратор из Коста-Рики, который недавно поступил в магистратуру МГУ по специальности «Культурология: цифровые технологии в современном мире».
Представленные на выставке работы объединены темой детства. Или это образы поп-культуры, переосмысленные в эстетике аниме, видеоигр или цифровой культуры. Костяк экспозиции составляют работы мексиканских авторов, а центральным экспонатом стал объект Bexpo, сети самоуправляемых художников из Мехико. Он представляет собой надувную игрушку кролика, установленную на конструкцию из строительных блоков, заказанных в Москве по техзаданию авторов. Коста-Рику представляет работа Энтони Робинсона Родригеса. Это найденный объект, фотоархив костариканской семьи в виде слайдов, которые демонстрируются на проекторе.
«Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника» в МАММ
После капитального ремонта, который продолжался полтора года, 12 апреля открылся Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ). Среди восьми проектов открытия — приуроченная к 90-летию Эрика Булатова выставка его работ «Живу дальше. Лаборатория художника». В экспозиции — более 100 работ. Семь живописных полотен происходят из столичных музейных и частных коллекций. Графика, которая впервые экспонируется в таком объеме, была частично привезена директором MAMM Ольгой Свибловой в ручной клади из Парижа (пока готовилась выставка, Свиблова неоднократно летала к художнику во Францию, где он живет с начала 1990-х годов).
«Жена рыбака» в Set Projects
В галерее Set Projects (Гостиный двор) работает выставка Ланы Рей (Светланы) Холлис «Жена рыбака» (кураторы — Ан Кубанова, Анна Брынцалова). В экспозицию вошли графические работы в классической японской технике гетаку (печать с тел морских животных), а также связанные с ней шелкографии и офорты. Холлис — художница из Новосибирска, получившая художественное образование в Москве и в Лондоне, которая в последнее время преимущественно живет и работает в Стамбуле.
Директор Set Projects Анна Брынцалова рассказывает, что работа над выставкой, которая стала ее первым проектом, спродюсированным с нуля, началась еще прошлым летом. Вместе с художницей, которая тогда еще жила в Москве, они искали подходящих рыб и осьминогов на столичных рынках. Шелкографии создавались в мастерских Суриковского училища. «Когда Света переехала в Стамбул, часть работ она забрала с собой, — говорит Брынцалова. — Потом она их отправляла обратно на подпись, затем они выставлялись в Стамбуле, а потом снова вернулись обратно. Графические листы и шелкографии на шелке отлично путешествуют в ручной клади, в чем мы уже неоднократно убедились».
«Между нами фотосинтез» в Cube.Moscow
В арт-пространстве Cube.Moscow 25 мая откроется выставка калининградского художника Саши Любина «Между нами фотосинтез», которая состоит из нескольких серий и отдельных работ. Одна из них — инсталляция «Острые предметы», представляющая собой и коллекцию фотографий и объектов для садоводов-любителей. На снимках изображены предметы, способные проникать в другой мир благодаря своей заостренной форме. Художник рассказывает, что обычно, когда выставки проходят в другом городе, он распечатывает свои работы на месте. «Если я не еду, то печатают организаторы, а я только проверяю качество, — говорит Любин. — Время от времени я беру с собой какие-то детальки маленькие, игрушки или какие-то декоративные элементы. Везу их с собой в рюкзаке».
В этот раз в рюкзаке из Калининграда в Москву полетит большая часть экспонатов, включая серию «Я витаю в облаках». Это коллаж из «облаков», приклеенные изолентой к голубой основе. «Получается, что мои облака будут лететь со мной в самолете, пробиваясь через настоящие облака», — шутит Любин.