Спектакль Мастерской Брусникина, многолетний хит Центра имени Мейерхольда, был поставлен режиссером Юрием Квятковским в 2015 году. Действие пьесы, созданной в стихах поэтами и драматургами Андреем Родионовым и Екатериной Троепольской, происходит в стране Лебедянии, а если точнее, то в кабинете миграционной службы, где соискатели лебедянского гражданства должны в поэтической форме доказать любовь к новой родине. Так что «Сван» в названии спектакля — не герой Пруста и не житель Сванетии, а просто «лебедь» по-английски, Swan.
Это спектакль-антиутопия, где действуют мигранты-поэты и женщины-чиновницы, закованные в форму, сквозь обмундирование которых почти физически сочится жажда любви, и не лебедянско-патриотической, а вполне себе биологической, наднационального свойства. Все это — на фоне государственного герба, на котором всевидящие лебеди тянут шеи во все стороны (художник — Полина Бахтина). А под гербом — хип-хоп, акробатические танцы (хореограф — Ирина Галушкина) и многочасовые чаепития с беседами, длинными как пытки. Словом, какой-то доведенный до абсурда роман-воспитание Джейн Остин «Разум и чувства».
В 2022 году спектакль ушел из репертуара Центра имени Мейерхольда, когда тот стал еще одной сценой «Школы драматического искусства». И вот в сезоне 2023–2024 Мастерская Брусникина восстановила «Свана» на площадке «Арт-платформа» в Новом Манеже.
«В новой версии — другой актерский состав, — говорит режиссер Юрий Квятковский. — Двух главных героев, между которыми происходят основные перипетии сюжета, теперь играют люди, у которых достаточно существенная разница в возрасте (Клавдия Петровна — Мария Лапшина / Полина Ежова, Слава Родин — Илья Барабанов), что обостряет любовную линию».
Режиссер отмечает, что и с самой пьесой произошли трансформации. «Вещи, которые на момент премьеры казались нам абсурдными, — говорит Квятковский, — приобрели реальные очертания. Сейчас я смотрю другой спектакль, чем на премьере 10-летней давности».