С новыми смыслами: зачем театры восстанавливают спектакли, снятые из репертуара

«Сван», Мастерская Дмитрия Брусникина
Спектакль Мастерской Брусникина, многолетний хит Центра имени Мейерхольда, был поставлен режиссером Юрием Квятковским в 2015 году. Действие пьесы, созданной в стихах поэтами и драматургами Андреем Родионовым и Екатериной Троепольской, происходит в стране Лебедянии, а если точнее, то в кабинете миграционной службы, где соискатели лебедянского гражданства должны в поэтической форме доказать любовь к новой родине. Так что «Сван» в названии спектакля — не герой Пруста и не житель Сванетии, а просто «лебедь» по-английски, Swan.
Это спектакль-антиутопия, где действуют мигранты-поэты и женщины-чиновницы, закованные в форму, сквозь обмундирование которых почти физически сочится жажда любви, и не лебедянско-патриотической, а вполне себе биологической, наднационального свойства. Все это — на фоне государственного герба, на котором всевидящие лебеди тянут шеи во все стороны (художник — Полина Бахтина). А под гербом — хип-хоп, акробатические танцы (хореограф — Ирина Галушкина) и многочасовые чаепития с беседами, длинными как пытки. Словом, какой-то доведенный до абсурда роман-воспитание Джейн Остин «Разум и чувства».
В 2022 году спектакль ушел из репертуара Центра имени Мейерхольда, когда тот стал еще одной сценой «Школы драматического искусства». И вот в сезоне 2023–2024 Мастерская Брусникина восстановила «Свана» на площадке «Арт-платформа» в Новом Манеже.
«В новой версии — другой актерский состав, — говорит режиссер Юрий Квятковский. — Двух главных героев, между которыми происходят основные перипетии сюжета, теперь играют люди, у которых достаточно существенная разница в возрасте (Клавдия Петровна — Мария Лапшина / Полина Ежова, Слава Родин — Илья Барабанов), что обостряет любовную линию».
Режиссер отмечает, что и с самой пьесой произошли трансформации. «Вещи, которые на момент премьеры казались нам абсурдными, — говорит Квятковский, — приобрели реальные очертания. Сейчас я смотрю другой спектакль, чем на премьере 10-летней давности».
«Деревянные кони», Театр на Таганке
Режиссер Светлана Землякова через 50 лет вернула в Театр на Таганке спектакль «Деревянные кони». В 1974 году его ставил Юрий Любимов. Алла Демидова играла Василису, а Зинаида Славина — Пелагею. Новое обращение к прозе Федора Абрамова много значит для театра. Созрели трагические актрисы: Елена Оболенская в роли Василисы Миленьевны и Александра Басова в роли Пелагеи идеально сыграли величие судеб простых крестьянок и передали безнадежную, безрадостную интонацию деревенской прозы Абрамова.
Когда, например, младшая Алька (Анастасия Лазукина) вернется из города только для того, чтобы продать нажитое бабкой и матерью, заколотить дом и уехать из деревни навсегда. Светлана Землякова погружает зрителя в крестьянский быт, наполняет роли актеров жизнью, особенной деревенской речью.
На смену художнику спектакля Давиду Боровскому пришел его сын Александр. Три ряда изгородей в его декорации означают три главные женские судьбы. Внучка Давида Боровского Мария сшила к спектаклю костюмы. Водевильные сцены с Манькой большой и Манькой маленькой( Анастасия Захарова, Мария Рябкова), флирт Альки с заезжим офицериком (Андрей Попов) сменяют трагические события, которые действительно берут за душу.
«Смертельный номер», Театр Олега Табакова
Владимир Машков вновь исполнил «Смертельный номер» — восстановил самый модный спектакль Москвы 1994 года. Он шел на малой сцене МХАТа, а через 30 лет историю про четырех клоунов, Белого, Черного, Рыжего и Длинного, играют в Московском театре Олега Табакова. Тот спектакль открыл актеров Андрея Панина, Андрея Смолякова, Виталия Егорова и Сергея Беляева. Роль главного клоуна, с которого начиналась история, 30 лет назад играл Сергей Угрюмов.
Восстановление — это высоко технологичное шоу со сложными спецэффектами. Новая четверка молодых актеров, Владислав Миллер (Рыжий), Артур Касимов (Белый), Севастьян Смышников (Черный) и Владислав Наумов (Длинный), демонстрирует невероятные для драматических актеров навыки акробатики и циркового искусства. Но история прежняя: все четверо — по-прежнему части одной души клоуна, погибшего при исполнении смертельного номера. Все также сердце спектакля — ария из оперы «Паяцы» в исполнении Белого клоуна.
По наследству искусство фокусов перешло от иллюзиониста Романа Цителашвили, оформителя первого спектакля, к его племянникам Михаилу и Лерико. Они учили молодых актеров протыкать себя шпагой, пускать пламя изо рта, «отрывать» головы и пропадать в преисподней.
Второй акт целиком — феерическое шоу уровня Цирка Дю Солей. Все трюки исполнены актерами, в горшках распускаются розы, зал тонет в солнечных зайчиках, каждый отыгрывает личный смертельный номер и все четверо возвращают на арену душу погибшего товарища и продолжают служить искусству, зная, что впереди их ждет такая же судьба. За детским восторгом, который вызывает спектакль, по-прежнему стоит волнующая история одиноких людей, их жизнь и смерть и вера в себя.
«Сергеев и городок», Театр имени Вахтангова
В Театре имени Вахтангова появился второй после «Генерала и его семьи» спектакль, на который почти невозможно купить билеты, — «Сергеев и городок» по прозе Олега Зайончковского. Режиссер Светлана Землякова поставила его четыре года назад, а сейчас восстановила с частичными заменами актеров. Неизменны Максим Севриновский в роли Сергеева, интеллигента-неудачника, и Мария Бердинских в роли Ядвиги, скрывающей белогвардейское происхождение под именем Любка.
В остальных ролях — цвет театра Вахтангова с его школой яркой театральности и индивидуальным подходом к каждому герою. Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Юрий Поляк, Ольга Боровская, Денис Самойлов, Анна Антонова и Полина Чернышова играют жителей заброшенного городка, проживают их невеликие жизни.
Повседневная жизнь людей, оторванных от столицы, застрявших на «пятачке», сыграна с болью и юмором, напоминает рассказы Шукшина и драмы Вампилова. Этот спектакль о ценности любой жизни, сделанный без иронии, с добром, разворачивается как энциклопедия русской жизни и оказывается про каждого из нас.