От Энди Уорхола до Вивиан Майер: лучшие зарубежные выставки лета и осени 2024 года

Джеймс Ли Байерс, «Совершенный — это вопрос», Мадрид
Когда: до 1 сентября
Где: Центр искусств королевы Софии
Американский художник-концептуалист и эзотерик Джеймс Ли Байерс («наполовину денди-трикстер, наполовину провидец-минималист») создавал скульптуру, инсталляции, перформансы, рисунки. Пожив в Японии в конце 1950-х — начале 1960-х годов, а затем в Венеции в 1980-х, художник пополнил свое творчество символами и концептами из восточных традиций и цивилизаций, как, например, театр Но и дзен-буддизм. Среди мотивов, которым уделено внимание на выставке, — поиск совершенства, сомнение как экзистенциальное размышление и определенность человеческой жизни.
«Точка зрения», Амстердам
Когда: до 1 сентября
Где: Рейксмюсеум
На примере 150 картин, эстампов, рисунков, аксессуаров, скульптур, фотографий и предметов мебели из коллекции Государственного музея Амстердама выставка анализирует, как меняются представления об изображении женственности и мужественности в зависимости от времени и места.
Кристина, королева Швеции XVII века, например, портретировалась согласно и женским, и мужским канонам. На выставке соседствуют художники разных веков, стран и культур: Гезина Терборх, Марлен Дюма, Бартоломеус ван дер Хелст, Роберт Мэпплторп, Эрвин Олаф, Мария Роозен, Чарли Тороп.
Ана Лупаш, «На этой стороне Эльбы», Амстердам
Когда: до 15 сентября
Где: Музей Стедейлик
Городской музей Амстердама проводит первую масштабную выставку румынской художницы Аны Лупаш. На протяжении 60 лет Лупаш создавала работы из текстиля, делала скульптуры и инсталляции — то, что сейчас назвали бы терминами ленд-арт, постминимализм и арте повера. Однако таких терминов не было в социалистической Румынии, и творчество Лупаш шло в разрез с официально признанными режимом формами искусства.
Работы Лупаш, одной из ведущих восточно-европейских художниц поколения 60-х годов, затрагивают вечные темы: сопротивление, индивидуальность, сохранение культурного наследия и восстановление связи с природой.
Джуди Чикаго, «Ее история», Арль
Когда: до 29 сентября
Где: LUMA
На выставке американской художницы Джуди Чикаго, работы которой привезли на юг Франции из Нового Музея современного искусства в Нью-Йорке, акцент сделан на различных художественных движениях. К ним Чикаго примыкала в разные периоды своего творчества: от экспериментов с минимализмом в 1960-х, опытов в революционном феминистском искусстве в 1970-х и вплоть до серии «Конец: медитация на смерть и вымирание», созданной в период с 2012-го по 2018 год. В центре выставки два шедевра Чикаго — фрагмент ее инсталляции «Званый ужин» и реплика инсталляции «Перьевая комната».
Дженни Хольцер, «Светлая линия», Нью-Йорк
Когда: до 29 сентября
Где: Музей Соломона Гуггенхайма
Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке решил повторить успех выставки 1989 года. 35 лет спустя в музее снова установлена инсталляция американской художницы-неоконцептуалистки Дженни Хольцер. Эта конструкция состоит из бегущей строки текстов из серий «Труизмы» и «Возмутительные эссе», извивающейся по контуру здания архитектора Фрэнка Ллойд Райта, и занимает все внутреннее пространство ротонды. Выставка также включает в себя ретроспективу Хольцер с 1970-х годов и до наших дней. Картины, работы на бумаге и камне в соответствии с замыслом художницы должны транслировать слова и идеи в публичное пространство.
Вивиан Майер, «Непоказанные работы», Нью-Йорк
Когда: до 29 сентября
Где: Музей Фотографиска
Музей Фотографиска представляет первую большую американскую ретроспективу уличного фотографа Вивиан Майер. О том, что Майер — незаурядный талант, мир узнал после ее смерти. Всю свою жизнь она работала няней в разных городах США, а снимала в свободное время: около 100 000 кадров на протяжении 50 лет.
За два года до смерти пожилая женщина обанкротилась и не смогла оплатить аренду мастерской, где печатала снимки и держала архив. Так, в 2007 году ее имущество было продано на торгах: бывший риэлтор Джон Малуф купил часть архивов Майер, поскольку искал старые фотографии с городскими видами. Малуф оценил клад, попавший ему в руки.
В 2009 году бывшая няня Вивиан Майер умерла в доме престарелых. А ее первая выставка состоялась в 2011–2012 году в Люксембургском музее в Париже. Тогда показали порядка 200 работ, среди которых цветные и черно-белые, винтажные и современные тиражи, а также кинопленки формата Super-8. Эта пестрая подборка продемонстрировала многогранность автора и богатство архива, охватывающего период с начала 1950-х годов до середины 1980-х. В России фотографии Вивиан Майер в 2013 году показывал Центр фотографии имени братьев Люмьер.
Энди Уорхол, «Бархатное безумие и красота», Берлин
Когда: до 6 октября
Где: Новая национальная галерея
Выставка в Берлине предлагает переосмыслить творчество Энди Уорхола, акцентируя внимание на его поиске идеала красоты и изображении объекта желания, — мотив, что прослеживается на разных стадиях его карьеры начиная с 1940-х и до 1980-х годов.
Более 300 работ, среди которых картины, эстампы, рисунки, фотографии, полароиды, фильмы и коллажи рассказывают о той стороне искусства Уорхола, которая во многом роднит его с Робертом Мэпплторпом, но была завуалирована, пока художник был жив.
Ханна Хех, «Собранные миры», Вена
Когда: до 6 октября
Где: Нижний Бельведер
В Австрии впервые показывают большую ретроспективную выставку немецкой художницы Ханны Хех. Акцент поставлен на техниках коллажа и фотомонтажа, к изобретению которых Хех приложила руку в 1920-е годы. Для художницы процесс фотомонтажа был сравни статическому фильму на бумаге, позволяющему иначе взглянуть на мир.
Наряду с фотомонтажами Хех на выставке показывают ее картины, рисунки и эстампы. Все это на фоне фильмов Ханса Рихтера, Ласло Мохой-Надя, Александра Довженко, Викинга Эггелинга, Яна Корнелиса Мола, Дзиги Вертова, Фернана Леже — ее знакомых, современников, собеседников и единомышленников.
Ребекка Хорн, Мюнхен
Когда: до 13 октября
Где: Дом Искусства
Ретроспективная выставка Ребекки Хорн, охватывающая 60 лет карьеры художницы, ставит в центр внимания перформативный, хореографический аспект ее творчества. Границы между природой и искусством, человеческим и нечеловеческим, согласно представлениям Хорн, постепенно стираются, и художник из изобретателя, режиссера, автора, композитора или поэта становится прежде всего хореографом.
Свою практику Хорн описывает как точно рассчитанные взаимоотношения между пространством, светом, телесностью, тоном и ритмом, собирающимися в единое целое. Язык танца играет для нее роль катализатора художественного мышления. Среди представленных на выставке работ большую часть занимают архивные записи перформансов, скульптуры и рисунки.
Уильям Кентридж, Арль
Когда: до 12 января 2025 года
Где: LUMA
Художник и оперный режиссер южноафриканского происхождения Уильям Кентридж представил этим летом во Франции новую оперу «Великое да, великое нет», созданную в сотрудничестве фонда LUMA с фестивалем в Экс-ан-Провансе, и выставку «Я больше не жду». В центре внимания Кентриджа — история Южной Африки, которую он исследует в фильмах, рисунках углем, коллажах, скульптурах, строя ассоциативные ряды с революцией в России, волнениями на Мартинике и распадом Германской империи. Так, архивная нарезка кадров русской революции перемежается с цитатами из Маяковского, сам поэт появляется в компании с Лилей Брик, мелькают Троцкий, Ленин и Сталин — в результате герои фильма оказываются марионетками в руках истории или судьбы.